Конкурентоспособность машиностроительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности машиностроительной продукции;
2. рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности продукции машиностроения;
3. оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции 4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции 7
2. Методические основы оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции 12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки 13
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров 23
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность 35
3. Анализ конкурентоспособности продукции в современных условиях 39
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 39
3.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра «экономика промышленности» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

по  дисциплине: «экономика предприятия» 

на  тему: «конкурентоспособность машиностроительной продукции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила: студентка 1 курса

                     группы  ЭиУП(м)

                     Попова  Д.С. 

                     Поверила: к.э.н., доцент

                     Никитина  Н.В. 
                 
                 
                 

Самара 2010 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Успешность  функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

     Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны на различных рынках  и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объёма производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

         На современном этапе мирового  развития конкуренция как движущая  сила развития общества вынуждает  производителей товаров постоянно  искать пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке, снижения эксплуатационных затрат на его использование.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

     - сосредоточении усилий широкого  круга компаний на налаживании  производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

     - изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой  рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную,  с целью возможного его использования  на своем предприятии;

     -активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

     Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний.

     Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

     Для выполнения  поставленной цели в  работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности машиностроительной продукции;
  2. рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности продукции машиностроения;
  3. оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

     Работа  состоит из  введения, основной части  из трех глав, заключения и списка использованных источников.

     При написании данной курсовой работы широко использовалась научная и учебная экономическая литература, периодические издания по стандартизации и управлению качеством, а также практические материалы деятельности ОАО «Фаворит». 

    1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции
 
    1. Понятие конкурентоспособности  продукции
 

     Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

     Конкурентоспособность – концентрированное выражение  всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.

     Фактор  конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

     Конкурентоспособность продукции – решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.1

     Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов. И, поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

     Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, чем конкурирующие с ним товары.

     Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными  словами, конкурентоспособность – понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

     Превышение  норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

     Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом, исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

     Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.2 

    1. Цель, задачи, этапы и  информационное обеспечение  анализа качества продукции
 

      Важным  показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

   Анализ  качества продукции имеет множество различных целей и задач. Среди целей анализа качества продукции выделяют:

- оценку технического уровня продукции;

- выявление отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализ структуры выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

- выявление факторов, сдерживающих рост технического уровня продукции;

- обоснование возможности повышения качества.

      В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

-   оценивается технический уровень продукции;

-   выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

-  анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

-  выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

-  обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь. 3

      Анализ  качества продукции проводится в два этапа: сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

- Продукция  1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

- Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

- Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства.

      Там, где продукция не оценивается  по категориям качества, используется показатель сортности, который тоже характеризует качество, но для определенных отраслей. При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

      По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

  • доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
  • средний коэффициент сортности;
  • средневзвешенная цена в сопоставимых условиях. 4

      Для проведения анализа качества и конкурентоспособности  продукции используются следующие источники информационного обеспечения: международные стандарты (ИСО); государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ); сертификаты сооответствия; технические требования; прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции); анкетирование.

      Качество  продукции является «зеркалом» работы предприятия, в котором объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

      Качество  продукции – важнейшая экономическая категория, которая тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.

      Повышение качества продукции позволяет государству:

    • увеличить повышение качества товаров и услуг;
    • улучшить структуру экспорта;
    • осуществить на практике НТП и др.

Информация о работе Конкурентоспособность машиностроительной продукции