Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:32, курсовая работа
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.Любая фирма заинтересована, чтобы ее продукция наилучшим образом удовлетворяла потребности клиентов, т.е. являлись конкурентоспособной. Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентоспособности продукции, а также методов ее определения.
Введение
1. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы
2. Методы определения конкурентоспособности продукции
3. Конкурентоспособность продукции российских предприятий: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы
31
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы…………………………………………………………
2. Методы определения конкурентоспособности продукции……….14
3. Конкурентоспособность продукции российских предприятий: проблемы и перспективы ……………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………..33
Список литературы …………………………………………………….35
Введение
Тема данной курсовой работы – «Оценка конкурентоспособности продукции».
В настоящее время данная тема очень актуальна, так как успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Любая фирма заинтересована, чтобы ее продукция наилучшим образом удовлетворяла потребности клиентов, т.е. являлись конкурентоспособной.
В настоящее время также не мало важным для фирмы является определение конкурентоспособностью товара, то есть нужно знать уровень его конкурентоспособности по отношению к товарам с аналогичными функциями, в чем и заключается главная задача оценки конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке.
Таким образом, цель данной курсовой работы состоит в изучении понятия конкурентоспособности продукции, а также методов ее определения.
При создании работы передо мной стояли следующие задачи:
- изучить сущность понятия «конкурентоспособность продукции»;
- осветить некоторые из методов определения конкурентоспособности;
- рассмотреть конкурентоспособность продукции российских товаропроизводителей (на примере одной из отраслей).
1. Понятие и сущность конкурентоспособности продукции и её элементы
Конкурентоспособность товара – это способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: технический уровень товара; уровень маркетинга; соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам; организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения; срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий; цена, условия платежей; актуальность (своевременность появления данного товара на конкретном рынке); политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данного товара с продукцией другой фирмы, которая получила признание, высокую оценку и обладает в данный период времени высокой конкурентоспособностью [1)].
Полностью конкурентоспособной может быть признана только такая однородная продукция, которая обладает техническими характеристиками и технико-экономическими показателями, идентичными аналогичным показателям проданного товара. Такая продукция может быть реализована только в том случае, если рынок полностью не насыщен данной продукцией. В противном случае ее конкурентоспособность является чисто условным понятием.
Поэтому при разработке конкурентоспособной продукции необходимо ориентироваться не на абстрактный «лучший мировой аналог», а на оценку всех рыночных факторов, которые могут быть учтены при правильном использовании форм и методов современного маркетинга, что позволит не только определить показатели «прогнозируемого лучшего мирового аналога», но и правильно оценить место и время ее успешной реализации на мировом или внутреннем рынке.
Поэтому базой для оценки конкурентоспособности товара должно являться исследование потребностей покупателя, требований рынка. Именно рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку потребителем на соответствие его потребностям и где выявляется отклонение от этих потребностей.
Таким образом, если производитель намерен сделать свою продукцию конкурентоспособной, он должен определить условные характеристики прогнозируемой потребности возможно точнее.
К группе технических параметров, которые используются при анализе конкурентоспособности продукции, в общем виде относятся параметры назначения (свойства товара, определяющие области его применения и функции, которые он предназначен выполнять); эргономические (соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций); эстетические (внешнее восприятие товара).
Особо следует остановиться на группе параметров, которые характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где его предполагается продавать. Эти параметры могут быть названы нормативными. В случае несоответствия товара действующим обязательным стандартам и нормам он не может использоваться для удовлетворения соответствующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительской стоимостью. Выполнение условий о совпадении технических параметров потребности и товара является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар.
Товары должны обладать не только набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.) Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей, поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно.
Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.[2)]
Таким образом, из вышеизложенного следует, что
конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем;
по своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности;
для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо объекта, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной общественной потребности, но и учесть при этом затраты на маркетинг и затраты потребителя на покупку и использование для удовлетворения своей потребности.
Отсюда под конкурентоспособностью продукции следует понимать характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворении. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.[3)]
Основными составляющими конкурентоспособности продукции безусловно является его цена и качество.
В рыночных условиях цена служит существенным регулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы.
Цена – это денежное выражение стоимости, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину, затраченную на производство товаров. Цена на выпускаемую продукцию для предприятии есть договорная цена между ним и потребителем.
Существует несколько вариантов договорных цен (Цд):
1-й вариант: Цд = Себестоимость + Прибыль;
2-й вариант: Цд = Спрос – Предложение;
3-й вариант: Цд = Цена конкурента i > Цд < цена конкурента j.
Первый вариант установления договорной цены полностью определяется условиями производства и сосредотачивается в рамках предприятия. Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем правило, поскольку на рынке обычно не один производитель. Второй и третий варианты приближены к реальной действительности.
При расчете цены по первому, наиболее простому варианту, необходимо иметь в виду, что составляющая основу цены себестоимость – это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Успех на рынке зависит не только от величины себестоимости продукции изготовления, а от того, сколько, кем, когда, где и как будет произведено и предложено потребителю товаров. Этот вариант применим в том случае, когда фирма – изготовитель товара является ведущей на данном рынке и когда результаты финансовой деятельности удовлетворяют руководство. Этот вариант позволяет достаточно справедлив распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором при покупке.
При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу товара предварительно определена и необходимо установить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Возможна и обратная задача: известно приблизительное количество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить, при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.
Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Особое внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли. Таким образом, при этом варианте определения цены, фирма отталкивается от цен конкурентов, в независимости от колебания спроса на свои товары или собственных издержек.
Стоит отметить, что для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат.
Рассмотрение трех вариантов показывает, что в условиях рыночной экономики цена – фактор обеспечения конкурентоспособности продукции. Другим не менее важным, а, может быть, более важным фактором является качество выпускаемой продукции.
Качество – это совокупность продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность. Современное производство – это производство высококачественной продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворить его потребности. Если анализировать причины процветания фирм, например, типа «Адидас», «Тойота», «Фольксваген», то увидим, что имидж их базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.
Качество выпускаемой продукции – это своеобразный символ сегодняшней экономики предприятия. Как отмечают зарубежный менеджеры, качество –это не лозунг, это целая философия, в которой снижение издержек, рост производительности труда потеснены качеством продукции, вышедшим на первый план. Фирмы различных стран и континентов, выпускающие продукцию самого разнообразного ассортимента, активно работают над ее качеством. Затраты на работы по повышению качества продукции имеют значительный удельный вес, который постоянно растет. Повышение качества – это трудоемкая работа для предприятия, поскольку затрагивает все направления деятельности и в конечном итоге выходит на такой макроэкономический показатель, как качество жизни.