Конкурентоспособность машиностроительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности машиностроительной продукции;
2. рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности продукции машиностроения;
3. оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции 4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции 7
2. Методические основы оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции 12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки 13
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров 23
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность 35
3. Анализ конкурентоспособности продукции в современных условиях 39
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 39
3.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства положительно влияет на ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта. Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое, и прежде всего - формирование имиджа предприятия. Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

      Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.

      На  каждом предприятии на качество продукции  влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

      К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

      Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

      Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

      Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

      Социально – экономические факторы в  значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности  и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной  продукции.

      Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно  отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

      Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.5

      При определении качества продукта следует  пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует  иметь в виду, что придать все  желаемые качества товару практически  невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. 

      Качество  включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

        При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

      Важным  критерием определения качества изделия и соответственно его  конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.6 

    1. Методические  основы оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции
 
    1. Основные  показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки
 

     Конкурентоспособность продукции — это ее относительная  характеристика, которая отражает отличие  от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

     -определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     -конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

     Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:

     - нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);

     - техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);

     - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);

     - организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий).7

     Методика  анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис. 1. 

     

     Рис. 1 - Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции 

     Для оценки конкурентоспособности продукции  по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

     

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

     

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

     

     Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.8

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

     Качество  продукции - совокупность свойств продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

     Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

     а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

     б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

     в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

     г) эстетичность изделий.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

     - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

     - удельный вес продукции высшей категории качества;

     - средневзвешенный балл продукции;

     - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

     - удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;

     - удельный вес сертифицированной продукции;

     - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко 
развитые промышленные страны.

     Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.9

     В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

Информация о работе Конкурентоспособность машиностроительной продукции