Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:56, реферат

Описание работы

Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства.

Содержание

Введение
Конкурентоспособность продукции
Качество продукции
Факторы, влияющие на качество продукции
Цена
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Санкт-Петербургский государственный 
инженерно-экономический университет»

                                                  

                  Конкурентоспособность продукции.

Выполнил: 
Студент 2 курса  
Факультет Предпринимательства и Финансов 
Специальность: Бух.учет, анализ и аудит 
Тютюнник Леонид Алексеевич 
Группа 3102 

Санкт-Петербург 
2011

 

Оглавление

  • Введение
  • Конкурентоспособность продукции
  • Качество продукции
  • Факторы, влияющие на качество продукции
  • Цена
  • Список литературы

 

Конкурентоспособность продукции.

    Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

    И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

    Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

    Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение  качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

    Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

    По  существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

    Финансовые  результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных  условиях ведет к обеспечению  стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

    Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

    Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

  • фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
  • инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
  • узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
  • производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

    Как показывает опыт, небольшие фирмы  особенно активно действуют в  производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образованной фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то она вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.

    Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

    Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. 

Качество продукции.

    Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к  качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

    Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.

    Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.

    Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом ГОСТ 15467-79 "Управление качеством  продукции. Основные понятия. Термины и определения".

    Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением.

    Качество  может быть только относительным, оно  фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин "уровень качества".

    Однако  любой документ или эталон узаконивает  определенную совокупность свойств  лишь на какой-то период времени, а потребности  непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.

    Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

    Количественная  характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

    Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Для  продукции производственно-технического назначения таким показателем может  служить ее производительность.

    Показатели  надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

    Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в  течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества.

    Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.

    Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к  проведению операций технического обслуживания и ремонта.

    Сохраняемость - это способность объекта сохранять  свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

    Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.

    Показатели  стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.

    Эргономические  показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, автомобилем, расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение и т.д.

    Эстетические  показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль и  т.д.

    Показатели  транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

    Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности.

    Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

    Показатели  безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

    Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

    Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:

Информация о работе Конкурентоспособность продукции