Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы конкурентоспособности продукции 5
Понятие конкурентоспособности продукции 5
Факторы конкурентоспособности продукции 6
Показатели конкурентоспособности продукции 7
Оценка конкурентоспособности продукции 16
Комплексный метод оценки конкурентоспособности 16
Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара 20
Оценка конкурентоспособности продукции
по многоугольнику 22
Метод матрицы Нильсена 23
Пути повышения конкурентоспособности продукции 24
Повышение качества продукции 25
Стимулирование сбыта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
по многоугольнику 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 35
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.
Конкурентоспособность продукции - это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.
Это
некая относительная и
Товар - это основа деятельности предприятия. На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является исследование понятия конкурентоспособности, ее составляющих, а также принципов и правил оценки конкурентоспособности товара, повышение ее показателей.
Для решения поставленных целей рассматривались следующие вопросы:
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
Чтобы
товар представлял интерес для
покупателя, он должен обладать определенными
технико-эксплуатационными и
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
Это
динамичная характеристика потенциальной
способности продукции, а не раз и навсегда
приобретенное свойство: оно привязано
к определенным рынкам и конкретному времени.
Продукция, обладающая конкурентоспособностью
на одном географическом рынке, может
не иметь этого свойства на другом. И напротив,
продукция, терпящая провал, вытесняемая
с рынка, через определенное время может
пользоваться успехом на нем. Это может
произойти по разным причинам, например
из-за ухода основного конкурента, удачно
проведенной рекламной кампании, роста
цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности
продукции, мы должны иметь в виду конкретные
рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность»
не может быть универсальным.
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции
Фундаментальной
основой обеспечения
Конкурентное
преимущество продукции – это
те характеристики, свойства товара, которые
создают для предприятия
Таким
образом, конкурентоспособность товара
может рассматриваться как
Классификацию факторов привлекательности товара и его конкурентоспособности можно представить в виде цепочки: цена – качество – сервис – маркетинговое окружение (таблица 1.2.1).
Таблица 1.2.1
Основные факторы конкурентоспособности товара
Фактор | Характеристика критериев |
Цена | Соотношение уровня
цены с ценами основных конкурентов.
Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов. Привлекательность для потребителей системы скидок. |
Качество | Технико-эксплуатационные
характеристики продукции (функциональность,
надежность, удобство эксплуатации и
т.д.)
Престижность, дизайн, экологичность товара. |
Сервис | Качество поставки
товара.
Уровень торгового обслуживания. Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию. |
Маркетинговое окружение | Уровень организации
маркетинг-логистики.
Эффективность рекламных мероприятий. Уровень дизайна и содержательности упаковки. Разработанность брэндинга товара. Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара. Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиатехнологий. |
1.3
Показатели
Показатели
конкурентоспособности
Рис. 1.3.1 Показатели конкурентоспособности продукции
Качественные показатели
Характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.
Качество
товара - это совокупность свойств,
обуславливающих его
Свойство товара может проявляться при его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, сложность, патентная чистота и т.д.), как объект производства (материалоемкость, энергоемкость и т.д.) и как объект потребления, эксплуатации (производительность, мощность, скорость, надежность, безопасность, расход материалов и т.д.).
Основные составляющие качества различаются в зависимости от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).