Конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические основы конкурентоспособности продукции 5
Понятие конкурентоспособности продукции 5
Факторы конкурентоспособности продукции 6
Показатели конкурентоспособности продукции 7
Оценка конкурентоспособности продукции 16
Комплексный метод оценки конкурентоспособности 16
Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара 20
Оценка конкурентоспособности продукции
по многоугольнику 22
Метод матрицы Нильсена 23
Пути повышения конкурентоспособности продукции 24
Повышение качества продукции 25
Стимулирование сбыта 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 107.38 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции        5   
    1. Понятие конкурентоспособности продукции                                       5
    2. Факторы конкурентоспособности продукции            6
    3. Показатели конкурентоспособности продукции          7
    1. Оценка конкурентоспособности продукции                  16
    1. Комплексный метод оценки конкурентоспособности        16
    1. Метод экспертной оценки конкурентоспособности товара       20
    2. Оценка конкурентоспособности продукции

      по  многоугольнику              22

    1. Метод матрицы Нильсена             23
  1. Пути повышения конкурентоспособности продукции               24
    1. Повышение качества продукции            25
    2. Стимулирование сбыта                      28

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                32

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК            35 
 
 
 

         
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции это главный фактор успеха. Изучение конкурентоспособности продукции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств.

    Конкурентоспособность продукции - это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период.

    Конкурентоспособность можно определить как сравнительную  характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.

    Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара и определяющая его привлекательность в глазах потребителя.

    Товар - это основа деятельности предприятия. На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

    Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать    свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для    себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач    по повышению конкурентоспособности.

    Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и    систематически, это дает возможность уловить момент, когда данный    показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное    оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его,    перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде,    чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности,    нецелесообразен с экономической точки зрения.

     Исходя  из вышесказанного, целью курсовой работы является исследование понятия конкурентоспособности, ее составляющих, а также принципов и правил оценки конкурентоспособности товара, повышение ее показателей.

     Для решения поставленных целей рассматривались  следующие вопросы:

  1. теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
  2. определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
  3. исследование существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
  4. определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции

    1.1 Понятие конкурентоспособности  продукции

    Чтобы товар представлял интерес для  покупателя, он должен обладать определенными  технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам  неудовлетворенной  потребности  потребителя. В процессе покупки  покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство  данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и  свою готовность нести затраты, связанные  с приобретением и использованием данного товара.

    Совокупность  качественных и стоимостных характеристик  товара, способствующих созданию превосходства  данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя, определяет конкурентоспособность  товара.

    Это динамичная характеристика потенциальной  способности продукции, а не раз и навсегда приобретенное свойство: оно привязано к определенным рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определенное время может пользоваться успехом на нем. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведенной рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь в виду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным. 
 
 

    1.2 Факторы конкурентоспособности продукции

    Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности  продукции является формирование и обеспечение ее конкурентных преимуществ.

    Конкурентное  преимущество продукции – это  те характеристики, свойства товара, которые  создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное  сочетание потребительских характеристик  товара. Превосходство оценивается  в сравнении, поэтому является относительной  характеристикой и обуславливается  различными факторами. Ж.-Ж. Ламбен факторы  превосходства группирует в две  широкие категории – внешнее  и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризуют конкурентоспособность  товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает «рыночную силу»  товара, которая обуславливает возможность  его продажи по более высокой  цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворения ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении  издержек производства, на более высокой  производительности, когда себестоимость  товара ниже, чем у конкурента.

    Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень  привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность  удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и  эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность  продукции определяется путем сравнения  потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему  предоставлен до и после покупки  товара. Сравнению подлежит также  такой показатель, как уровень  маркетингового окружения (сопровождения) товара, т.е. состояние расширенных  характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и т.д.).

    Классификацию факторов привлекательности товара и его конкурентоспособности  можно представить в виде цепочки: цена – качество – сервис – маркетинговое  окружение (таблица 1.2.1).

    Таблица 1.2.1

    Основные  факторы конкурентоспособности  товара

Фактор Характеристика  критериев
Цена Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов.

Развитость  системы дифференциации цен в  зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов.

Привлекательность для потребителей системы скидок.

Качество Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и  т.д.)

Престижность, дизайн, экологичность товара.

Сервис Качество поставки товара.

Уровень торгового обслуживания.

Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию.

Маркетинговое окружение Уровень организации  маркетинг-логистики.

Эффективность рекламных мероприятий.

Уровень дизайна и содержательности упаковки.

Разработанность брэндинга товара.

Уровень гарантийного обслуживания покупателей  до и после приобретения товара.

Возможность покупки товара с помощью средств  мультимедиатехнологий.

 

    1.3 Показатели конкурентоспособности  продукции

    Показатели  конкурентоспособности продукции  показаны на рис. 1.3.1. К таким показателям относятся системы качественных, экономических и маркетинговых показателей. 

    

    

    

      

    

    

      

      

    

      

    

    

    

    

    

    

    

      

    

    

      

    Рис. 1.3.1 Показатели конкурентоспособности продукции

    Качественные  показатели

    Характеризуют свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.

    Качество  товара - это совокупность свойств, обуславливающих его пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель  опосредует степень полезности этого  товара как потребительной стоимости.

    Свойство  товара может проявляться при  его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать  товар как объект проектирования (новизна, сложность, патентная чистота  и т.д.), как объект производства (материалоемкость, энергоемкость и т.д.) и как  объект потребления, эксплуатации (производительность, мощность, скорость, надежность, безопасность, расход материалов и т.д.).

    Основные  составляющие качества различаются  в зависимости от того, рассматривается  ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие  составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).

Информация о работе Конкурентоспособность продукции