Конкурентоспособность машиностроительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».
Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности машиностроительной продукции;
2. рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности продукции машиностроения;
3. оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Фаворит».

Содержание

Введение 2
1. Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности продукции 4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции 7
2. Методические основы оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции 12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки 13
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров 23
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность 35
3. Анализ конкурентоспособности продукции в современных условиях 39
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 39
3.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Фаворит» 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

      С другой стороны, в условиях жесткой  конкуренции на мировом рынке  успеха отдельного предприятия недостаточно, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Предприятие с уникальной технологией может совершить прорыв, но удерживать конкурентное преимущество в дальнейшем возможно, лишь имея надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры и отрасли.

      Что же определяет конкурентоспособность  отрасли? Какие факторы способствуют её повышению? Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии – на инвестиции, обеспечивающие  эффективность производства, а на третьей - на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности. Исследователи же из Норвегии и Швеции утверждают, что именно инновации являются источником экономического роста и успешной торговли. Методы их исследований были различны: так, Фагерберг изучал, как  влияют на конкурентоспособность инвестиции в исследования, а Веспэйджен и Вэкелин рассматривали  результаты подобных инвестиций, выраженные в количестве патентов. Но, несмотря на различия в методологии и исходных данных, общим результатом этих исследований стал вывод о том, что инновации значительно увеличивают конкурентоспособность и влияют на отраслевую специализацию.

      Эдвард  Н. Вольф, исследуя отношения между  показателем общей факторной  производительности (ОФП) и отраслевой специализацией, обнаружил cущественную взаимосвязь. Он доказал, что рост ОФП стимулирует развитие специфических для данной отрасли факторов производства, которые обеспечивают увеличение сравнительного преимущества этой отрасли. В ходе исследования были обнаружены факторы, обеспечивающие высокие уровни ОФП.  Если фирма (или несколько фирм) обладают активами, связанными с технологиями, инвестиции в исследования и развитие, а также в обучение высококвалифицированного персонала являются важными составляющими для обеспечения быстрого роста ОФП, и, следовательно, для повышения конкурентоспособности отрасли.

      Целью исследования Фагерберга (1997) было определить, какие факторы оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность. Он рассматривал следующие факторы: прямые инвестиции в исследования, косвенные инвестиции в исследования (реализуемые посредством приобретения капитальных товаров у местных и зарубежных поставщиков), косвенные инвестиции в исследования, реализуемые посредством приобретения товаров у зарубежных поставщиков, средняя заработная плата, инвестиции в физический капитал и объем спроса на внутреннем рынке. В результате исследования 22 отраслей в 10 странах было обнаружено, что, вопреки предположениям, размеры внутреннего рынка не влияют на конкурентоспособность, как и уровень заработной платы. Степень влияния остальных факторов имела различные значения в зависимости от величины страны и от того, относятся ли отрасли в высоко- или низкотехнологичным. Так, прямые инвестиции в исследования оказались в 2 раза более эффективными в высокотехнологичных отраслях, в то время как в низкотехнологичных большее значение имели непрямые инвестиции в исследования и вложения в физический капитал. При этом конкурентоспособность отраслей больших стран зависит в основном от исследований внутри страны, а малых  - от инноваций, получаемых из-за рубежа. Однако инвестиции в исследования и развитие оказались более эффективными, чем инвестиции в физический капитал, независимо от величины страны и для всех отраслей, а не только для высокотехнологичных. Более того, специализация в технологически отсталых секторах может привести к снижению экономического роста в стране.

      В свете этих выводов особенно тревожно выглядят результаты анализа, проведенного экспертами белорусского института приватизации и менеджмента. Они показывают, что по группе из 203 средне- и высокотехнологичных товаров, традиционно экспортируемых из РБ, снижение конкурентоспособности за последнее время произошло по 112 товарам. При этом только 12 товаров являются конкурентоспособными на мировом рынке, при этом продолжает сокращаться инвестиционный импорт. Конечно, инвестирование в исследования и развития  - только один из факторов повышения конкурентоспособности отраслей белорусской экономики, но это действенный механизм, для реализации которого в нашей стране имеются все условия.

      Проблема  конкурентоспособности, в последнее время приобретающая все большую актуальность, переместилась на уровень отраслей. Именно конкурентоспособность отдельных отраслей обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке. Важнейшую роль в создании и удержании конкурентных преимуществ играют инновации. Эти выводы необходимо учитывать в процессе формирования государственной экономической политики Республики Беларусь. 

    1. Влияние жизненного цикла  продукции на ее конкурентоспособность
 

     В процессе реализации товар претерпевает несколько стадий своего развития, выделить которые возможно по кривой жизненного цикла. Жизненный цикл товара отражает зависимость объёма продажи и прибыли от времени его реализации (рис. 3).14

     

     Рис.3 - Фазы жизненного цикла продукции.

     Внедрение.

     Это период появления товара на рынке  и постепенного увеличения объёма продаж. Предприятие в это время практически  не получает прибыли от сбыта товара из-за больших издержек, связанных с проведением рекламных и других мероприятий по внедрению товара на рынок. На этой стадии необходимо привлечь внимание покупателей к товару. Для этой цели активно используется реклама, цены не слишком высокие, повышенный сервис.

     Ассортимент выпускаемых товаров невелик.

     Стадия  роста.

     Это период признания товара на рынке  заметного роста продажи и  прибыли. На этой стадии фирма начинает модернизировать товар, создавать  его модификации, так как на рынок  проникают новые товары фирм-конкурентов. Для продления этого периода фирма может осуществить:

  • улучшить качество товара;
  • выйти на новые сегменты рынка;
  • освоить новые каналы сбыта;
  • снизить цену на товар;
  • усилить рекламу.

     Стадия  зрелости.

     Темпы роста объёма производства и реализации падают, но рост продолжается, хотя и более медленными темпами. Рост рентабельности продукции. Усиление роли рекламы для поддержания спроса на продукцию. Сокращение запасов готовой продукции. Необходимо формирование позиции лидера среди конкурентов.

     Стадия  насыщения.

     Это период постепенного замедления темпов роста объёма продаж, связанных с насыщением рынка. В это время прибыль достигает максимального значения и начинает снижаться ввиду увеличения затрат на маркетинг с целью укрепления конкурентоспособности товара и расширения границ рынка.

     Стадия  насыщения обычно продолжительнее  всех предыдущих. На этой стадии жизненного цикла товара может быть использована одна из следующих стратегий: модификация  рынка, модификация товара и модификация  маркетинговых средств.

     1. Модификация рынка.

     Этого можно добиться следующими способами:

  • найти новые рынки или сегменты рынка для своего товара;
  • изыскать новые способы использования товара постоянными покупателями.

     2. Модификация товара.

     Предприятие может увеличить объём сбыта  путём изменения некоторых свойств товара, что привлечёт новых покупателей. Подобная практика может быть осуществлена в различных формах.

     а) Улучшение качества товара.

     Эта форма направлена на улучшение его  функциональных характеристик, таких  как срок службы, надёжность и т. д.

     б) Модернизация товара.

     Это форма повторного внедрения товара, придание ему таких свойств, которые  расширяют сферу его применения, повышают удобство, упрощают процесс  использования и так далее.

     Однако, модернизация товара может быть очень  быстро произведена и конкурентами.

     в) Улучшение оформления товара.

     3. Модификация маркетинговых средств.

     Сюда  можно отнести такие мероприятия  как снижение цен, новая реклама  и тому подобное.

     Спад.

     Период  резкого снижения объёма продаж и  прибыли. Обычно это связано с моральным “старением” товара, снижение его конкурентоспособности.

     Фирмы, имеющие слабые позиции, выбывают из игры.

     Фирмы, остающиеся на рынке, стараются уменьшить  предложение товара. Они прекращают продажу товара на мелких сегментах  рынка, ликвидируют каналы ограниченного сбыта, сокращают расходы на стимулирование спроса, снижают цену.

     Для тех, кто остаётся на рынке, отмечается временное возрастание объёма продаж в связи с увеличением числа  покупателей, которые обслуживались  ранее фирмами, покинувшими рынок.

     Предприятие может принять решение не уходить  с рынка, несмотря на снижение объёма продаж, и в конце концов, добиться прибыльных операций с товаром после  того, как остальные предприятия  уйдут с рынка. После того, как  стало ясным, что товар является неперспективным, фирма может продать право производства этого товара или вообще отказаться от его производства. При этом она может сразу отказаться от производства товара или постепенно уменьшать объём производства и сбыта товара, что даст фирме возможность перегруппировать ресурсы.

     Определение наиболее благоприятного момента выхода на рынок с новым изделием является чрезвычайно важным. Здесь большую  роль играет психологический барьер. В ряде случаев, чтобы не проиграть  в будущем, приходится снимать с  производства хорошо идущие изделия, приносящие более или менее стабильный доход, и заменять их нововведениями. При выборе времени выхода на рынок необходимо выяснить насколько благоприятна экономическая ситуация: ожидается подъём или спад в экономике, каковы на данном рынке позиции основных конкурентов, конъюнктуру рынка.  
 
 
 
 
 

    1. Анализ  конкурентоспособности  продукции в современных  условиях
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Фаворит» 

     Открытое  Акционерное Общество «Фаворит»  зарегистрировано Министерством юстиции г. Ростова – на – Дону 01 июля 1998 г.

     ОАО «Фаворит» является юридическим  лицом и действует на основании  Устава, Федерального закона «ОБ акционерных  обществах» от 26 декабря 1995г.

     Основным  видом деятельности Общества является производство и реализация автомобильных запчастей.

     Количество  акций Общества, находящихся в  собственности одного акционера  не ограничивается.

       Учетная политика, организация документооборота  в Обществе устанавливаются приказом генерального директора.

       По месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе:

     - учредительные документы Общества, а также нормативные документы,  регулирующие отношения внутри  Общества, с последующими изменениями  и дополнениями;

     - все документы бухгалтерского  учета, необходимые для проведения собственных ревизий Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно действующему законодательству;

     - документы, подтверждающие право  Общества на имущество; 

     - проспекты эмиссий Общества;

     - протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии;

     - перечень лиц, имеющих доверенность на представление Общества;

     - список всех членов Совета  директоров и должностных лиц  администрации Общества;

     - положения о филиалах и представительствах;

     - иные документы, предусмотренные  Законом “Об акционерных обществах”, Уставом Общества, внутренними документами  Общества.

       Эти документы должны быть  доступны для ознакомления акционерами  и их полномочным представителям  в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к коммерческой тайне Общества.

       Ответственность за организацию,  состояние и достоверность бухгалтерского  учета в Обществе, своевременное  предоставление отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет генеральный директор Общества. 

Информация о работе Конкурентоспособность машиностроительной продукции