Конкурентоспособность строительной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Словосочетание «способность продукции» означает словообразующую характеристику категории конкурентоспособность продукции, поскольку это слово состоит из двух слов конкурент и способность. Словосочетание «по сравнению с аналогичными продуктами» отражает сравнительный характер этой категории, а также определяет объект, с которым собственно надо сравнивать. «По качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам» подчеркивает критерии оценки конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

маркетинг часть111.docx

— 59.37 Кб (Скачать)


              Глава1. Теоретические аспекты формирования  конкурентоспособности строительной продукции

 

1.1Сущность конкурентоспособности строительной продукции

 

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Строительная  продукция в маркетинге как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости и предлагается рынку недвижимости для купли-продажи с целью приобретения его для личного или общественного пользования.

Поэтому  строительная продукция в системе маркетинга может рассматриваться:

    1. Как товар по замыслу его содержания (проект) - проектно-изыскательской и научно-исследовательской организации по разработке проекта объекта недвижимости.
    2. Как товар в виде - строительных конструкций и строительных материалов;
    3. Как товар в реальном исполнении (готовый объект):

-готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения;

    1. Как товар, в виде строительных услуг подрядчика -  обеспечивающего создание объектов недвижимости.
    2. Как товар, в виде сопровождения строительной продукции - комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в послестроительный период.

В этом заключается  одно из принципиальных отличий строительной продукции как товара по сравнению со всеми видами товаров массового или серийного производства, выступающего на рынке в виде продукции или ее сопровождения в период эксплуатации.

Представления о категории «конкурентоспособность продукции» можно систематизировать  следующим образом (рис. 1):

 Рис. 1. Подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции» 

Словосочетание «способность продукции» означает словообразующую характеристику категории конкурентоспособность  продукции, поскольку это слово  состоит из двух слов конкурент и  способность. Словосочетание «по сравнению  с аналогичными продуктами» отражает сравнительный характер этой категории, а также определяет объект, с которым собственно надо сравнивать. «По качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам» подчеркивает критерии оценки конкурентоспособности. Словосочетание «способность быть востребованной рынком» означает функциональную направленность категории конкурентоспособность, то есть соответствовать требованиям рынка, его определенного сегмента или конкретного потребителя.

Итак, можно сделать вывод, что конкурентоспособность продукции - способность продукции по сравнению с аналогичными продуктами по качественным, стоимостным, информационным, инновационным и сервисным характеристикам продукта быть востребованной рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности конкурентоспособности строительной продукции, факторы и условия ее обеспечения

 

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность предприятия-производителя  продукции соотносятся между  собой как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция предприятий  на рынке принимает вид конкуренции  самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).

Как известно, товар - главный  объект на рынке. Он имеет стоимость  и потребительную стоимость (или  ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными  характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности  и противоречия рыночных отношений  в экономике. Товар - точный индикатор  экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного  товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар  должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который  позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке.

В условиях рыночной экономики  конкурентоспособность товара это  главный фактор успеха. Конкурентоспособность  товара предполагает оптимальное сочетание  качества, цены, дизайна и возможности  послепродажного обслуживания. В  связи с чем, одним из важнейших  показателей конкурентоспособности  предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его  продукции.

Конкурентоспособность товаров  зависит от ряда факторов, в связи  с чем, понятие конкурентоспособность  достаточно ёмкое. Конкурентоспособность  рассматривают, как способность  товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить  различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские  свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность  товаров можно считать и рядом  качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих  его успешному сбыту. Рассматривая конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это более товароведное понятие чем какой-либо другой науки.

В этой связи и по причине  того, какое значение принимает конкурентоспособность  на этапе становления цивилизованного  рынка и по тому, как оно связано  с. потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как  новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые  характеризуют, товары со всех точек  зрения.

Конкурентоспособность можно  рассматривать и как комплексное  свойство, характеризующее способность  товара обладать определенной предпочтительностью  для потребления с различных  точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом  «конкурентоспособность» - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые  представляют несомненный интерес  для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар  с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость  за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром  и является относительным показателем. Она отражает отличие данного  товара от товара - конкурента по степени  удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность  какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку  и последующее использование  для удовлетворения своей потребности.

Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных  характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя  по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких  показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность  товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.

Для того чтобы товар был  приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик.

Параметры конкурентоспособности  товара:

Технические параметры включают:

- параметры назначения - свойства товара, определяющие области  применения и функции, которые  он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка  грузов, обработка сельхозпродукции);

Эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма  в процессе выполнения различных  операций (трудовых, отдыха);

Конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические  решения, присущие данным изделиям и  обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т.п.);

Эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

Нормативные параметры. Они  характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они  связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку  и хранение, монтаж и наладку, а  также все текущие эксплуатационные затраты.

Большое влияние на конкурентоспособность  строительной продукции оказывают  ее особенности, к которым относится:

1. Стационарность -  неподвижность строительной продукции как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации. Размещение строительной продукции на определенном земельном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли, от природных и климатических условий, которые оказывают существенное влияние на конструктивные и архитектурно-планировочные решения;

2. Жизненный цикл строительной продукции - обычно более продолжителен по сравнению с товарами промышленного производства, даже длительного пользования, а тем более товарами народного потребления и измеряется, как правило, десятками лет;

3. Высокая капиталоемкость строительной продукции -  резко ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости. Потребительские предпочтения в сфере капитального строительства характеризуются консервативностью, в меньшей степени подвержены влияниям моды;

4. Индивидуальность спроса на объекты недвижимости.

В подавляющем большинстве случаев преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства, учитывающий вкусы и запросы индивидуальных потребителей; 

5. Высокая степень индивидуализации строительной продукции -  оказывает существенное влияние на эластичность спроса. Этим объясняется относительно ограниченная конкуренция на рынке недвижимости как между товаропроизводителями, так и потребителями;

          6. Объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации.

Товарный спрос  во многом определяется уровнем профессионализма проектировщика и строительного подрядчика, что придает особую ценность, обусловленную авторством изготовителя;

  1. Каналы распределения и товародвижения продукции капитального строительства -  характеризуются высоким уровнем специализации и по сравнению с рынком потребительских товаров коммерческое посредничество в сфере капитального строительства развито в значительно меньшей степени. Здесь чаще наблюдаются непосредственные контакты между товаропроизводителем и потребителем.

Таким образом,  специфические особенности строительной продукции способны оказывать влияние, с одной стороны, на ее реализацию, а с другой — на деятельность проектных и строительных фирм. Эти особенности оказывают существенное влияние на методы и формы маркетинга в строительстве.

Информация о работе Конкурентоспособность строительной продукции