Конкурентоспособность и качество продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является, на основе изучения теоретических и практических аспектов влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработки системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
изучить современные научные подходы по повышению конкурентоспособности продукции;
выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
определить основные пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение. 5
Глава 1. Сущность качества продукции и показатели ее качества. 8
Глава 2. Оценка уровня качества продукции на предприятии. 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 15
2.2 Место и роль ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" на рынке молочной продукции в Республике Беларусь. 25
2.3 Управление качеством продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 30
Глава 3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию качеством продукции, а также повышение ее конкурентоспособности. 34
3.1 Анализ конкурентоспособности молочной продукции ОАО "Кобринский МСЗ" 34
3.2 Мероприятия по улучшению качества и стратегия продвижения продукции предприятием.. 37
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике предприятия(3).docx

— 151.92 Кб (Скачать)

Оглавление 
  Введение. 5  
Глава 1. Сущность качества продукции и показатели ее качества. 8  
Глава 2. Оценка уровня качества продукции на предприятиии. 15  
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 15  
2.2 Место и роль ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" на рынке молочной продукции в Республике Беларусь. 25  
2.3 Управление качеством продукции на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод". 30  
Глава 3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию качеством продукции, а также повышение ее конкурентоспособности. 34  
3.1 Анализ конкурентоспособности молочной продукции ОАО "Кобринский МСЗ"  34  
3.2 Мероприятия поулучшению качества и стратегия продвижения продукции предприятием.. 37  
Заключение. 42  
Список использованной литературы.. 45  
 

Введение

В теории и практике современного управления существует множество различных  аспектов, с помощью которых обосновывается высокая значимость феномена качества для обеспечения успешного функционирования предприятий и организаций. Однако, несмотря на свою множественность и  разносторонность, практически все  эти аспекты содержат в себе единое общее положение о том, что  на современном этапе развития экономических  систем именно качество их работы является важнейшим условием их рыночной конкурентоспособности. Таким образом, проблемы управления качеством становятся для предприятий  актуальными тогда, когда они  реально сталкиваются с проблемой  конкуренции и необходимостью обеспечения  собственных конкурентных преимуществ.  
В общем случае существуют три базовых инструмента получения предприятиями конкурентных преимуществ:  
минимизация производственных издержек (ценовая конкуренция);  
конкуренция на основе повышения качества (т.е. конкуренция на основе позиционирования);  
использование рыночной власти.  
Перерабатывающие предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.  
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию и цены, исследовать емкости рынка, определять долю предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализировать рыночную ситуацию, исследовать динамику объема продаж, каналы сбыта, изучать мнения покупателей и потребительских предпочтений.  
Конкурентоспособность белорусских предприятий - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.  
Что касается крупных перерабатывающих предприятий, то для их развития и успешного функционирования тоже необходима соответствующая государственная программа поддержки: государственное финансирование, как через кредиты, так и через государственные заказы, внедрение новых технологий, привлечение высококвалифицированных специалистов.  
Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе маркетинговой деятельности и системе "маркетинг-микс", содержащей помимо товарной ценовую, сбытовую и стимулирующую политику, и изучает меры по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.  
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.  
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.  
Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. В связи с этим тема дипломной работы является весьма актуальной на данном современном этапе.  
Целью курсовой работы является, на основе изучения теоретических и практических аспектов влияния качества продукции на ее конкурентоспособность, разработки системы мер по совершенствованию механизма контроля и повышения качества производимой продукции.  
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:  
изучить современные научные подходы по повышению конкурентоспособности продукции;  
выполнить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;  
выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;  
определить основные пути повышения конкурентоспособности продукции. В качестве предмета исследования рассматривается состояние и конкурентоспособность молочной продукции. В качестве объекта рассматривается ОАО "Кобринский МСЗ" г. Кобрина, Брестской области.  
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: монографический и аналитический.  
 

Глава 1. Сущность качества продукции и показатели ее качества

Понятие "качество продукции" как экономическая категория  и объект экономической науки  тесно связано с категорией потребительной стоимости, проявляющейся лишь в  процессе использования товара, К. Маркс  писал: "Полезность вещи делает ее потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит  в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому  товарное тело... само есть потребительная стоимость или благо".  
Потребительная стоимость характеризуется, с одной стороны, как материальный предмет, а с другой - как вещь, которая способна удовлетворять определенные человеческие потребности.  
Объективные потребительские свойства продукции становятся полезными только в том случае, если возникает потребность в их использовании. Так, многие природные богатства, без которых в настоящее время немыслимо развитие экономики любой страны, ранее не являлись потребительными стоимостями, хотя их качественные свойства с тех пор не изменились (различные руды, нефть, газ, каучу-ки и др.). В отличие от предмета природы продукт становится действительно продуктом только в процессе потребления.  
В современных условиях в большинстве случаев одна и та же потребительная стоимость предназначается для большого количества потребителей, предъявляющих к ней различные требования. В результате одни и те же параметры изделия могут оцениваться по-разному. В то же время вполне конкретная общественная потребность может удовлетворяться различными вещами, имеющими одно целевое назначение и различающимися между собой по качеству. Все виды продуктов, удовлетворяющие одну и ту же потребность, могут рассматриваться как совокупная потребительная стоимость [3, с.35].  
Таким образом, экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта. Мерой этой полезности является общественно необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы удовлетворил потребности общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.  
К. Маркс писал: "Продукт, потребительские свойства которого, выше потребительских свойств других, продуктов одинакового назначения, признается продуктом более высокого качества". Здесь существенны не сами характеристики продукта, а его потребительские свойства, в какой мере и в какой степени они способны удовлетворять конкретную потребность общества. Потребителя не интересует природа предмета потребления как таковая. Для него важно, чтобы данная потребительная стоимость обладала необходимыми свойствами. Совокупность определенных полезных свойств продукции и делает ее предметом потребления. Оценка потребительной стоимости по степени удовлетворения конкретной потребности определяет качество продукта.  
Качество воплощает степень, меру, в какой продукция объективно удовлетворяет данную потребность. Здесь речь идет о качестве как о количественной характеристике общественной потребительной стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем его качество определяют не только потребительные свойства. Они могут оставаться неизменными, в то время как степень удовлетворения потребности данным продуктом в результате появления новых общественных потребностей будет изменяться. Очевидно, что на всех этапах развития общественного производства необходимо качество, соответствующее потребностям общества исходя из его возможностей в конкретных условиях.  
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  
Количественная характеристика свойств и показателей (экономических, технических и др.) называется показателем качества продукции.  
По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.  
Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции.  
Определяющие показатели качества - оценочные, по ним судят о качестве.  
Интегральные показатели качества выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей.  
Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество - главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, возрастных, психологических, духовных - успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес [23, с.127].  
Повысить качество - это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности.  
В повышении качества продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители, а также государство.  
Для изготовителей продукции: 
лучше используются ресурсы; 
сокращаются потери от брака и рекламаций; 
увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества; 
увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли; 
моральное удовлетворение коллектива предприятия.  
Для потребителей продукции: 
спрос удовлетворяется меньшим количеством продукции повышенного качества; 
расширяется и обновляется ассортимент; 
создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления.  
Для государства: 
увеличивается народнохозяйственный эффект на единицу затрат; 
более полно удовлетворяются потребности населения.  
Различают показатели качества товара:  
физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;  
эстетические: стиль, класс, красота, изящество;  
символические: статус, престиж, класс;  
дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.  
При разработке марочного товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество - это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и  потребителей и фирм. Американцев  поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится  и дольше выглядит элегантной по сравнению  с ультрамодными изделиями. Они  проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые  фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать  еще очень много [8, с.65].  
Традиционно низкое качество белорусских товаров - это не следствие национальной неспособности белорусов создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали белорусским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности белорусских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование [6, с.45].  
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке РБ присутствуют консультационные компании, с успехом оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.  
В РБ существует огромный невостребованный инновационный потенциал, который может служить источником идей и новых продуктов для промышленности. Авторы разработок пытаются найти возможность организовать производство и сбыт оригинальной и конкурентоспособной продукции, базирующейся на новейших изобретениях. Шансы изобретателя привлечь капитал только под идею нового продукта значительно ниже, чем возможности промышленного предприятия, планирующего освоить производство нового продукта, располагающего опытом, производственными мощностями и квалифицированным персоналом. Однако примеров эффективного сотрудничества ученых и промышленников практически нет. Причина в том, что в нашей стране недостаточно развиты механизмы венчурного финансирования. Например, в Тайване законодательно определено, что автор разработки может получить от корпорации, которой переданы права на производство и сбыт продукции на базе его изобретения, до 15% так называемых технических акций предприятия.  
Таким образом, белорусские предприятия имеют все условия и возможности для решения задачи создания новой конкурентоспособной продукции и обеспечения высокого качества ее производства. Причем эта проблема может быть решена администрацией предприятия посредством исключительно организационно-управленческих мер.  
 

Глава 2. Оценка уровня качества продукции на предприятиии

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО "Кобринский  маслодельно-сыродельный завод"

ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный  завод" представляет собой обособленный автономный хозяйственный комплекс, находящийся на отдельной промышленной площадке, расположенной на южной  окраине города Кобрина.  
Для осуществления своей производственной деятельности на ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" организованы основное и вспомогательное производства и подразделения непроизводственного характера. Тип производства - массовый. с двухсменным режимом работы основных цехов.  
ОАО "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" обладает достаточно мощным производственным потенциалом. Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов.  
Основным направлением производственной деятельности предприятия на 2008 и последующие годы остается сыроделие. На производство твердых сычужных сыров будет перерабатываться более 70% молока. Темпы роста по объему производства будут выполняться за счет увеличения выпуска жирных сычужных сыров, сухих молочных продуктов из сыворотки - заменителя цельного молока и сухой сыворотки.  
Предприятие планирует увеличить выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах в 2008 году на 103,5%. Для достижения запланированных прогнозных производственных показателей предприятию необходимо увеличение объемов инвестиций в дальнейшее техперевооружение производства.  
Основными направлениями капитальных вложений в 2008 году являются: дооснащение производственным оборудованием узких мест в сыродельном цехе, приобретение недостающих в пик сезонности (согласно расчетной потребности) цистерн для перевозки молока в связи с прекращением оказания транспортных услуг ОАО "Кобринагромаш", замена воздушного и аммиачного компрессоров. Планируемый объем инвестиций на очередной год составляет 2055 млн. рублей, из них доля собственных средств составляет 54,3% и доля заемных средств - 45,7%, из них за счет иностранных кредитных линий - 30,5%. Реализация данной инвестиционной программы позволит обеспечить жизнеспособность предприятия в рыночных условиях за счет создания потенциала его прибыльности.  
Ожидается получение прибыли от хозяйственной деятельности в 2008 году в размере 3719 млн. рублей. Уровень рентабельности составит 6,0%. Снижение уровня рентабельности по сравнению с итогами истекшего года связано с ростом материальных затрата в себестоимости молпродукции (на 2,2% индекса доли материальных затрат). Уровень прибыльности продукции ниже предыдущего года, о чем говорит уровень рентабельности продаж (ниже на 3,07)  
ОАО "Кобринский МСЗ" в планируемом году сохранит способность покрывать долговые обязательства, чем привлекательно для деловой активности.  
Общество сохранит в 2008 году свою финансовую устойчивость, платежеспособность, ликвидность путем проведения рациональной кредитно-финансовой политики т.е. привлекая краткосрочный заемный капитал в пределах рассчитанной потребности. Существует риск необеспеченности собственными оборотными средствами. В связи с чем необходимо наращивать собственный оборотный капитал путем увеличения уставного капитала, подъемом рентабельности с помощью контроля затрат.  
Основные пути повышения финансовых показателей возможны при увеличении оборотных активов при неизменной сумме краткосрочных долгов.  
Кобринский маслодельно-сыродельный завод введен в эксплуатацию в октябре 1967 года. Открытое акционерное общество "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" создано на основании приказа Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 30.12. 1995 г. № 134 путем преобразования государственного предприятия "Кобринский маслодельно-сыродельный завод" в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах, и является приемником его имущественных прав и обязанностей.  
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Кобринским городским исполнительным комитетом 06.02. 1996 г. решением № 68 в Книге государственной регистрации за № 436, перерегистрировано решением Кобринского городского исполнительного комитета № 651 от 30.12. 1996 г. (регистрационный № 18), а также Брестским облисполкомом 18.09. 2000 г. в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200093343.  
Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штамп, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и ссудные счета в учреждениях банков.  
Общество создано для осуществления любых видов хозяйственной деятельности не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь, направленных на извлечение прибыли.  
Согласно свидетельства о государственной регистрации от 10.10. 2000г. № 00728 уставный фонд ОАО "Кобринский МСЗ" определен в размере 1529997300 бел. руб.  
По состоянию на 01.11. 2006 г. уставный фонд определен в размере 9807675000 рублей в количестве 392307 акций. Среднесписочная численность работающих на предприятии по состоянию на 01.01. 2008 г. составляет 560 человек.  
Местонахождение Общества и его почтовый адрес: 225304, Республика Беларусь, Брестская область, г. Кобрин, ул. Советская, 128, телефон 2-23-21, 2-20-65.  
По итогам хоздеятельности в 2007 г. было произведено около 7 тыс. тон сыра. Обеспечен экспорт на сумму более 15552 тыс. USD, темп роста экспорта составил 136% к уровню 2006 года.  
Кобринские сыры заняли призовые места на республиканских и областных конкурсах. В 2005 году наши сыры: "Российский", "Кобринский", "Славянский" - были лучшими на конкурсе "Лучшие товары Республики Беларусь". Награжден завод золотой медалью лауреата Международного конкурса "Лучший продукт - 2006" 
Обществом достигнуты определенные успехи в области качества. В 2007 году предприятие участвовало в республиканском конкурсе "Густ - 2007", награждено дипломом победителя в номинации сыры сычужные твердые за сыр "Губернаторский", в конкурсе лучшие товары Республики Беларусь наше предприятие стало лауреатом конкурса в номинации продовольственные товары на сыр сычужный твердый "Сливочный", "Монастырский".  
ОАО "Кобринский МСЗ" в очередной раз стал победителем республиканского конкурса "ГУСТ - 2007" на лучший молочный продукт в номинации "Сыры твердые" за качество нового вида сыра "Эльтермани".  
В ноябре 2007 года на предприятии сертифицирована система НАССР на производство и хранение сыров сычужных твердых.  
Финансовые показатели, рассчитанные за четыре предшествующих года свидетельствуют о платежеспособности предприятия, что показывает рост коэффициента текущей ликвидности с 1,32 в 2005 году до 1,76 в 2007 году. У предприятия достаточно оборотных средств для покрытия краткосрочных обязательств по заемному капиталу.  
 
Таблица 2.1 - Финансовый анализ хозяйственной деятельности

 

Норматив

Годы

Отклонение 2007 г. от 2005 г.,%

2005

2006

2007

Наличие собственных оборотных  средств (чистый оборотный капитал)

-

209

929

1220

1011

Коэффициент текущей ликвидности

1,7

1,32

1,49

1,76

0,44

Коэффициент обеспеченности С. ОС.

0,3

0,03

0,12

0,13

0,1

Коэфф. обеспеченности финансовых обязательств активами

<0,85

0,35

0,33

0,29

-0,06

Готовая продукция

-

11

17

15

4

Дебиторская задолженность

-

26

25

18

-8

Заемные средства (млн. руб)  
долгосрочные 
краткосрочные

-

1389 
3623

1574 
3389

2732 
2660

0

Коэфф. соотношен. собств. и привле. средств

-

183

206

241

1343

Коэфф. структуры капитала

-

0,55

0,49

0,42

-963

Валюта баланса

-

17846

20568

26952

58


Примечание - Источник: собственная  разработка 
По данным таблицы 2.1, коэффициент обеспеченности собственных оборотных средств ниже норматива. По состоянию на 01.01. 2008 только 13% оборотных средств, предприятие обеспечивает за счет собственных оборотных средств. Однако, данный показатель вырос за сравниваемый период на 0,11%.  
Доля собственного капитала в формировании оборотных активов значительно повысилась за счет проведения рациональной кредитно-финансовой политики. Предприятие стало более финансово независимым. Снизился коэффициент финансового риска.  
 
Таблица 2.2 - Анализ динамики основных экономических показателей предприятия

Показатели

Годы

Отклонение 2007 г. от 2005

2005

2006

2007

2006

2007

Выручка от реализации, млн. руб.

49521

57233

69226

19705

11993

Себестоимость реализованной  продукции, млн. руб.

40125

45913

55798

15673

9885

Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.

4987

5469

6879

1892

1410

Уровень рентабельности продукции (окупаемость продукции),%

23,42

25,66

24,06

0,64

-1,60

Уровень рентабельности продаж,%

12,43

11,91

12,33

-0,10

0,42

Информация о работе Конкурентоспособность и качество продукции