Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовая.docx

— 76.91 Кб (Скачать)

Введение

 

 

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической и социальной жизни  страны. Объективный фактор, объясняющий  многие глубинные причины наших  экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой это качество создаваемой  и выпускаемой продукции. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех  фирмы на рынке. Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. Это очень важный показатель, ведь именно благодаря этому предприятие может уверенно чувствовать себя на рынке. Чем выше качество продукции, тем конкурентоспособнее предприятие. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Новейший подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим снижения издержек производства.

В данной работе рассмотрим все самые  главные и важные аспекты рассматриваемой  темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.

 

1 Качество продукции

 

1.1 Основные понятия  качества продукции 

 

 

В экономике и  управлении термин ''качество'' прежде всего связан с  созданием и использованием продукции  и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в  первую очередь качество продукции  и услуг. Совершенно естественно, что  за время создания и развития науки  о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что  такое качество. Но ни одно из нижеприведенных  определений не противоречит другому. Наоборот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с  разных сторон.

Дж. Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что  качество – это пригодность к использованию.

Данное понятие включает четыре элемента:

  • восприятие потребителями проекта (дизайна) товара;
  • степень соответствия товара спецификациям;
  • доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтоспособность;
  • доступный сервис.

В соответствии со стандартом ISO 9000:1994: «качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».

Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000, в котором приводится следующее определение качества: «качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям». К характеристикам относят физические (механические, электрические и др.), временные (безотказность, доступность), функциональные (максимальная скорость полета) и др. Но определение, приведенное в стандарте ISO 9000:1994 больше соответствует сути современных представлений о предмете.

Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» –«качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих определенные потребности в соответствии с назначением». Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».

Говоря о качестве продукции, мы имеем ввиду, прежде всего, показатели качества продукции, т.е. количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции  и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества.

 

1.2 Система показателей  качества

 

 

Признак классификации показателей

Группы  показателей качества продукции

По  количеству характеризуемых свойств

Единичные

Комплексные

Интегральные

 

 

 

 

 

По характеризуемым свойствам

Назначения

Надежности

Технологические

Стандартизации и унификации

Эргономические

Эстетические

Экологические

Транспортабельности

Патентно-правовые

Безопасности

Экономичности

По  способу выражения

В натуральных  единицах (кг,мм,баллы и др.)

В стоимостном выражении

По  этапам определения значений показателей

Прогнозные

Проектные

Производственные

Эксплуатационные


 

Показатель качества продукции  – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Наиболее широкое применение при  оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные  по характеризующим свойствам.

1) Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Они подразделяются на :

    • показатели эффективности (производительность станка, прочность ткани );
    • конструктивные показатели (габаритные размеры, коэффициенты сборности и взаимозаменяемости );
    • показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентрация примеси в кислотах).

2) Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функции. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

    • безотказность – это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени. Безотказность чрезвычайно важна для некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является самым основным показателем качества;
    • долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния;
    • ремонтоспособность – это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности  к проведению операций технического обслуживания и ремонта;
    • сохраняемость – это способность объекта сохранять свои свойства в определённых условиях. Сохраняемость играет важную  роль для пищевой продукции;

3) Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

4) Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для продукции, так и для потребителя.

5) Эргономические показатели качества продукции применяются для определения соответствия изделия различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, сдельным элементам конструкций и их взаимному расположению. Соответствие изделия эргономическим показателям определяется экспертами-эргономистами по специально разработанной шкале оценок в баллах. Эргономические показатели используются при разработке и создании оборудования интерьера и рабочих мест, пультов управления и контроля, различных приборов и сигнализаторов, органов управления машинами, производственной и бытовой мебели и т.д. Эргономические показатели можно разделить на следующие подгруппы:

    • гигиенические. Характеризуют соответствие изделия  санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям. В состав гигиенических показателей входят уровни температуры, давления, влажности запыленности, вентилируемости, освещенности, радиации, токсичности, напряженности магнитного и электрического полей, вибрации, шума, а также гравитационная перегрузка и ускорение;
    • антропометрические. Характеризуют соответствие изделия размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей. В состав антропометрических показателей входят такие показатели, как соответствие изделия размерам человека, форме тела человека, распределению массы тела человека;
    • физиологические. Характеризуют соответствие конструкции изделия и ее отдельных элементов физиологическим свойствам человека. В состав физиологических показателей входят такие показатели, как соответствие изделия силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека;
    • психофизиологические. Характеризуют соответствие конструкции изделия и ее отдельных элементов особенностям и возможностям органов чувств человека. В число психофизиологических показателей включены такие показатели, как соответствие изделия зрительным, слуховым, осязательным (тактильным), вкусовым, обонятельным возможностям человека;
    • психологические. Характеризуют соответствие изделия психологическим возможностям и особенностям человека. В состав этих показателей могут входить такие критерии, как соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, а также возможностям восприятия и переработки человеком информации.

6) Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие моде ), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность , упорядоченность графических изобразительных элементов ).

7) Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

8) Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

9) Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технологических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране –производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

10) Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспонировании, потреблении продукции.

11) Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление ).Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.

Совокупность перечисленных показателей  формирует качество продукции. Изделие  должно быть надежным, эстетически  радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически рационального  качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой.

Копт = Q/C,

где Q – качество изделия; C – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Итак, качество продукции в условиях современного производства – важнейшая  составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему  необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в методы управления качеством.

Также можно выделить обобщающие показатели качества. Они характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества всей продукции предприятия, отрасли, страны:

  1. объем и удельный вес новой и конкурентоспособной продукции в общем объеме произведенной продукции;
  2. объем и удельный вес продукции поставляемой на экспорт;
  3. объем и удельный вес сертифицированной продукции;
  4. объем и удельный вес продукции соответствующей мировому уровню качества;
  5. косвенные показатели(потери от брака, штрафы, пени за поставки некачественной продукции, затраты на устранение рекламаций).

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции