Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.
Введение
Проблема качества продукции
носит в современном мире универсальный
характер. От того, насколько успешно
она решается, зависит многое в
экономической и социальной жизни
страны. Объективный фактор, объясняющий
многие глубинные причины наших
экономических и социальных трудностей,
снижающихся темпов экономического
развития за последние десятилетия,
с одной стороны, и причины
повышения эффективности
В свою очередь, конкурентоспособность
связана с действием нескольких
десятков факторов, среди которых
можно выделить два основных - уровень
цены и качество продукции. При этом
качество продукции постепенно выходит
на первое место. Производительность труда,
экономия всех видов ресурсов уступают
место качеству продукции. Новейший
подход к стратегии
В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты рассматриваемой темы: основные понятия качества продукции; система показателей его характеризующая; факторы, влияющие на качество продукции; методы управления качеством и анализ качества продукции; понятия конкурентоспособности продукции и предприятия; оценка конкурентоспособности; взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности.
1 Качество продукции
1.1 Основные понятия качества продукции
В экономике и управлении термин ''качество'' прежде всего связан с созданием и использованием продукции и услуг, поэтому объектом исследования и управления здесь является в первую очередь качество продукции и услуг. Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Но ни одно из нижеприведенных определений не противоречит другому. Наоборот, они дополняют друг друга, помогая взглянуть на качество с разных сторон.
Дж. Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество – это пригодность к использованию.
Данное понятие включает четыре элемента:
В соответствии со стандартом ISO 9000:1994: «качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
Несмотря на то, что в настоящее время действует редакция международного стандарта ISO 9000:2000, в котором приводится следующее определение качества: «качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям». К характеристикам относят физические (механические, электрические и др.), временные (безотказность, доступность), функциональные (максимальная скорость полета) и др. Но определение, приведенное в стандарте ISO 9000:1994 больше соответствует сути современных представлений о предмете.
Согласно ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения» –«качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих определенные потребности в соответствии с назначением». Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.
Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».
Говоря о качестве продукции, мы имеем ввиду, прежде всего, показатели качества продукции, т.е. количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
Номенклатура показателей
1.2 Система показателей качества
Признак классификации показателей |
Группы показателей качества продукции |
По количеству характеризуемых свойств |
Единичные Комплексные Интегральные |
По характеризуемым свойствам |
Назначения Надежности Технологические Стандартизации и унификации Эргономические Эстетические Экологические Транспортабельности Патентно-правовые Безопасности Экономичности |
По способу выражения |
В натуральных единицах (кг,мм,баллы и др.) В стоимостном выражении |
По этапам определения значений показателей |
Прогнозные Проектные Производственные Эксплуатационные |
Показатель качества продукции – это качественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.
Наиболее широкое применение при
оценке качества продукции производственно-
1) Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Они подразделяются на :
2) Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функции. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.
3) Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
4) Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для продукции, так и для потребителя.
5) Эргономические показатели качества продукции применяются для определения соответствия изделия различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, сдельным элементам конструкций и их взаимному расположению. Соответствие изделия эргономическим показателям определяется экспертами-эргономистами по специально разработанной шкале оценок в баллах. Эргономические показатели используются при разработке и создании оборудования интерьера и рабочих мест, пультов управления и контроля, различных приборов и сигнализаторов, органов управления машинами, производственной и бытовой мебели и т.д. Эргономические показатели можно разделить на следующие подгруппы:
6) Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие моде ), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность , упорядоченность графических изобразительных элементов ).
7) Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.
8) Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.
9) Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технологических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране –производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
10) Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспонировании, потреблении продукции.
11) Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление ).Это в первую очередь себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т.д.
Совокупность перечисленных
Копт = Q/C,
где Q – качество изделия; C – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.
Итак, качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в методы управления качеством.
Также можно выделить обобщающие показатели качества. Они характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества всей продукции предприятия, отрасли, страны:
Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции