Оценка конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….
1 КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО
СОСУЩЕСТВОВАНИЯ…………………………………………………………….
1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды ….
1.2 Сбор и анализ информации о конкуренции ….
1.3 Формы конкурентного сосуществования …...
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……
2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности
продукции и фирмы ……
2.2 Понятие и методы оценки конкурентоспособности
продукции …...
2.3 Определение конкурентоспособности фирмы …...
3 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……
3.1 Оценка конкурентоспособности продукции …...
3.2 Матричный подход к определению конкурентоспособности
фирмы……………….. ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ….

1 КОНКУРЕНЦИЯ  И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО 
СОСУЩЕСТВОВАНИЯ…………………………………………………………….

          1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды ….

          1.2 Сбор и анализ информации о конкуренции ….

          1.3 Формы конкурентного сосуществования …...

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОЦЕНКИ 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……

           2.1 Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности 
продукции и фирмы ……

           2.2 Понятие и методы оценки конкурентоспособности 
продукции …...

           2.3 Определение конкурентоспособности фирмы …...

3 РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ……

          3.1 Оценка конкурентоспособности продукции …...

          3.2 Матричный подход к определению конкурентоспособности 
фирмы……………….. ……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Законы бизнеса  подобны открытым Ч. Дарвином законам  природы: выживает сильнейший. Успеха на рынке добиваются фирмы, которые  сумели наилучшим образом приспособиться к факторам внешнего окружения и предлагающие потребителям именно то, что они желают и способны приобрести. Сложные проблемы переходной экономики поставили руководителей перед необходимостью осмыслить совершенно новую концепцию маркетинга как целевой ориентации на потребителя [1].

Маркетинг есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так  и групп посредством создания, предложения и обмена товаров (Ф. Котлер). Важнейшие функции маркетинга - аналитическая, производственная, ценообразования, коммуникационная и сбытовая. Каждая из них непосредственно связана и напрямую воздействует на такую важнейшую экономическую категорию как конкуренция.

Цель данной курсовой работы заключается в закреплении  теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КОНКУРЕНЦИЯ  И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО

СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

 

1.1 Определение особенностей конкуренции и ее виды

Наибольший  вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон и Э. Чемберлин - теория несовершенной конкуренции. Термин «конкуренция» происходит от латинского concurrentia и означает соперничество, соревнование, состязание.

По Марксу, конкуренция - это антагонистическая форма  экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.

Шумпетер считал, что  конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые товары, новые формы организации производства, новые формы управления и т. д.

Конкуренция, будучи главным элементом механизма  рыночной системы, одновременно является некой средой, куда погружена данная система и вне которой она функционировать не может. Именно конкуренция обеспечивает единство действия всех элементов рыночного механизма, объединяя в единое целое всех хозяйствующих субъектов, конкурирующих между собою, навязывая им одну и ту же игру или обязывая их играть по одним и тем же, единым для всех, правилам.

Очень важно  выделить идею - без конкуренции  нет рыночной системы. Без конкуренции рынок не может выполнить свои новаторские функции. Конкуренция — необходимое и достаточное условие (или среда), обеспечивающее количественное и качественное воспроизводство рыночной системы, ее саморегулирующие и самокорректирующие начала. Конкуренция является одним из важнейших условий существования рынка с момента его возникновения, но особое значение она приобретает с появлением и образованием национальных рынков, когда товарное производство охватывает уже всю экономику, а товарно-денежные отношения принимают всеобщий характер. Конкуренция органично становится коренным свойством рынка, так как она концентрирует в себе основные черты капиталистической идеологии: частную собственность, свободу предпринимательства и выбора, личный интерес.

Конкуренция характеризуется  двумя особенностями:

  1. Наличием на рынке достаточно большого числа независимо 
    действующих производителей и покупателей любого конкретного товара.
  1. Свободой для производителей и покупателей вступать на рынок или 
    покидать его.

Один из существеннейших моментов конкуренции заключается в рассредоточении экономической власти. Большое число независимых производителей означает, что ни один продавец не может предложить такое количество товаров и услуг, и ни один покупатель не предъявит на них такой спрос, чтобы это заметно повлияло на равновесную цену. Широкое рассеивание экономической власти, осуществляемое благодаря конкуренции, ограничивает возможности производителей и покупателей злоупотреблять этой властью.

Вторая особенность  конкуренции - свободное вступление в рынок и выход из него - предполагает, что никаких ограничений организационного и юридического характера не должно быть для увеличения или сокращения производства товара данного типа. Значение этой особенности велико, так как именно она обеспечивает гибкость экономики, ее приспособляемость, помогает сохранять эффективность, адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, к новым технологиям и т. д.

Часто рассуждают о том, конкурентен ли рынок или  нет, или пытаются определить степень конкурентности рынка. Степень конкурентности рынка базируется на основных условиях самой конкуренции:

  1. чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, тем более 
    конкурентным считается он;
  1. цена на товар на таком рынке должна восприниматься как нечто 
    данное, от фирм не зависящее.

Чем меньше выполняются  эти условия, чем больший вес  на рынке приобретают отдельные производители, тем менее конкурентным считается рынок. По степени понижения конкурентности различают следующие виды, или модели, рынка, в зависимости от того, как свободно выполняются собственные условия конкуренции: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Сущность конкуренции  значительно полнее и четче проявляется  в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:

         1) регулирующая;

  1. аллокационная;
  2. инновационная;
  3. адаптационная;
  4. распределительная;
  5. контролирующая.

Важнейшей из них является первая, которая в той или иной степени объединяет и остальные пять. Рассматривая данную функцию конкуренции, по существу, мы остановимся на той самой главной черте конкуренции, которая в конечном итоге определила превосходство рыночной экономики над плановой экономикой. Этой функцией конкуренции является подсчет ею на рынке ОНЗТ по производству каждого конкретного вида товара. Данная функция реализуется благодаря действию закона стоимости, через его механизм.

Аллокационная функция  конкуренции выражается прежде всего  в формировании совершенного рынка  на всей территории страны, в рамках национального хозяйства. Инновационная функция проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Адаптационная функция реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам. Распределительная функция проявляется в борьбе потребителей за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, произведенных в национальном хозяйстве, притом на наиболее выгодных условиях. Контролирующая функция проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке.

Конкуренция - очень содержательная категория экономической теории, и ее рассматривают с разных сторон. Выделяют три типа конкурентного  поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий.

При первом виде конкуренции — креативном — конкуренты направляют всю свою мощь и творческую энергию на создание каких-либо новых компонентов рынка, обеспечивающих их превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, новую организацию производства и управления им, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой тип выражает все существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной (чистой) конкуренции.

Приспособленческая конкуренция заключается в строгом слежении за инновациями и упреждением своих конкурентов в их внедрении. Она проявляется в копировании достижений своих соперников, но в более короткие сроки. Главное — в идее, в толчке. Часто одно только слово, схема или расчет подсказывают конкуренту, более подготовленному, наилучшее решение проблемы.

Обеспечивающая конкуренция  выражается в стремлении предпринимателя сохранить на длительную перспективу достинутые высокие позиции на рынке, например, за счет повышения качества продукции, изменения ее ассортимента, дополнительного послепродажного обслуживания и т.п.

Конкуренция многогранна  и многообразна. Описанные три  типа ее конкретно на рынке реализуются, в свою очередь, в двух аспектах: ценовом и неценовом методах конкуренции.

Ценовая конкуренция  разворачивается между производителями  товаров и услуг в виде борьбы за снижение издержек производства: за счет новых технологий, повышения производительности труда, лучшей организации и управления производством и, как результат, снижения цен на товары и услуги без ущерба для их ассортимента и качества. Неценовая конкуренция более жесткая и разнолика по форме. Она выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств (часто не имеющих потребительского значения), совершенствовании послепродажных услуг и т.д.

Исторически конкуренция развивалась от внутриотраслевой формы к межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Именно эта форма конкуренции является как бы исходным моментом во всем механизме рыночной системы и опирается на основные ее постулаты: наличие частной собственности, свободы предпринимательства, свободный вход в отрасль и свободный выход из нее и т.д.

Межотраслевая конкуренция  наилучшим образом представляет суть капитала в целом как самовозрастающей стоимости. В то же время она вытекает из такой черты чистого капитализма, как мотивация предпринимательской деятельности личным эгоистическим интересом. Всякий предприниматель стремится получить максимум прибыли. Поэтому предприниматели, действующие в тех отраслях, где норма прибыли меньше, изымают свои капиталы оттуда и вкладывают в те отрасли, где норма прибыли выше. Массовый перелив капиталов и труда из одних (менее прибыльных) отраслей в другие (более прибыльные) неизбежно вызывает изменения соотношения между спросом и предложением, как в первых отраслях, так и во вторых, отклоняя цены от равновесной [2, 3].

Уровень конкуренции  в отрасли зависит от взаимодействия следующих основных сил: рыночная власть продавца, угроза вторжения новых участников, угроза появления продуктов-заменителей или услуг-заменителей, рыночная власть потребителей и конкуренция среди существующих игроков. В совокупности эти силы определяют предельный потенциал прибыли отрасли. Каковы бы ни были в совокупности силы, цель разработчика корпоративной стратегии - найти и занять позицию в отрасли, где компания будет лучше всего защищена от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Понимание базовых факторов конкурентного давления обеспечит прочный фундамент для стратегического плана действий. Оно позволит выявить сильные и слабые стороны компании, дать четкое обоснование позиционирования компании в своей отрасли, понять, в каких областях стратегические изменения дадут максимальный положительный эффект, и обозначить области, где отраслевые тенденции оказывают наибольшее влияние на потенциальные возможности для компании или на угрозы. Понимание этих базовых факторов позволит также рассмотреть возможные направления диверсификации [4].

 

1.2 Сбор и  анализ информации о конкуренции

После идентификации  своих основных конкурентов компания должна определить их стратегии, цели, сильные и слабые стороны.

Группа компаний, имеющих  сходные стратегии на данном целевом  рынке, называется стратегической группой. Идентификация стратегических групп позволяет компании осознать некоторые важные моменты. Во-первых, высота барьеров на входе в каждую группу различна. Во-вторых, если компания вступает в одну из групп, члены последней становятся ее основными конкурентами.

После того как компания определила своих основных конкурентов и их стратегии, она должна задать себе вопрос: «Что ищет каждый из конкурентов на рынке? Что движет ими?» Цели конкурентов определяются многими факторами, такими как размер компании, ее предыстория, текущий менеджмент, финансовая ситуация. Естественным выглядит предположение, что конкуренты стремятся к максимизации прибыли. Однако компании придают различное значение долго- и краткосрочным показателям прибыли. И, наконец, компания должна осуществлять постоянный мониторинг планов 1конкурентов в отношении расширения.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции