Успешной реализации
текущего плана поможет планирование
отдельных занятий. Они могут
быть двух видов: общего характера
и детально разработанные. Развернутые
планы занятий требуют от руководителя
много времени, однако ценность
их в учебно-воспитательной работе
огромна. В них определяется
цель занятия, содержание и
схема его построения; какие знания
должны быть приобретены; методы
и методические приемы работы
над учебно-инструктивным и художественным
материалом. Указывается также время и
последовательность ведения занятия [11].
Содержание занятия
желательно определить на каждый
час, а если потребуется –
на более мелкие отрезки. Варианты
планирования занятий зависят
от конкретных учебно-воспитательных
задач, стоящих перед коллективом
на данном этапе обучения. Однако
каждое занятие должно являться
звеном в единой системе.
Планируя содержание
занятий, руководитель учитывает
основные дидактические положения
– систематичность и последовательность
в обучении, прочность усвоения
и закрепления приобретенных
навыков и знаний. Нельзя забывать
и о повторении пройденного
материала, о соответствии его
ранее усвоенным знаниям. На
каждом занятии дается столько
материала, сколько могут легко
усвоить ученики в отведенное
время. Переходить к изучению
новых заданий можно лишь после
того, как руководитель убедится
в прочном закреплении учащимися
пройденного.
Важным фактором в
успешном проведении музыкальных
занятий является определение
учебного материала, его отбор
и использование в соответствии
с программными требованиями [29].
Он подбирается с учетом музыкального
развития, технической подготовленности
участников для каждого конкретного
периода обучения.
Составление рабочих
планов – процесс творческий,
а не формальный. В умении хорошо
спланировать свою работу и
работу коллектива проявляются
мастерство и опыт преподавателя.
Ведь ему приходится координировать
установки и требования программ
с реальными условиями учебного
процесса.
Составленные на год
и на текущие занятия планы
концентрируют в себе опыт
профессиональной деятельности
преподавателя и потому могут
принести ему немалую пользу
в дальнейшей работе. Такие планы
целесообразно сохранять в личных
архивах наряду с другими дидактическими
материалами [29].
От повседневной творческой
работы, протекающей за пределами
коллектива, в значительной степени
зависит рост мастерства преподавателя,
а с ним – и результаты
обучения. Важное место в этой
работе занимает планирование, то
есть приспособление содержания
образования к тем условиям, в
которых осуществляется обучение
детей.
Помимо составления
перспективных и текущих планов,
руководитель ведет журнал посещаемости
занятий, хотя эта работа может
быть поручена активу коллектива.
В журнале выделяются следующие
графы: дата занятий, фамилия
и имя, посещаемость, время занятий,
подпись руководителя [74].
Также в обязанность
руководителя входит составление
расписания занятий примерно
на месяц (8 – 10 занятий) по
следующей схеме: дата занятий,
время занятий, формы организации
и виды занятий, содержание
занятий. Расписание утверждается
руководством учреждения.
Учет занятий, проверка и
оценка знаний. Вся работа самостоятельного
музыкального коллектива строго учитывается.
Документом, отражающим учебно-педагогическую
деятельность, является «Дневник учета
знаний». Его составляющими являются:
дата, содержание занятий, количество
часов, примечания, подпись руководителя
[74].
Точный учет проделанной
работы позволяет выявить результаты
деятельности коллектива, установить
имеющиеся достижения и недостатки,
что способствует правильной
организации и дальнейшему усовершенствованию
занятий.
Учет имеющихся пробелов
в знаниях позволяет руководителю
определить эффективность используемых
методов обучения, вести необходимую
работу с коллективом, организовывая
индивидуальные и групповые занятия
с целью ликвидации тех или
иных недочетов. Это также дает
возможность сконцентрировать внимание
учащихся на устранении имеющихся
недостатков в теоретических знаниях,
практических умениях и навыках, нацеливать
на дальнейшее продвижение в освоении
учебного материала.
Неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса
является проверка знаний, умений
и навыков участников, правильная
постановка которых в решающей
степени обеспечивает качество
результатов обучения, эффективность
занятий. Ведя проверку, руководитель
выявляет те знания, которые явятся
основой для овладения новым
учебным материалом. Проверка знаний
дает возможность руководителю
наблюдать процесс их формирования
у всего коллектива, выявлять
индивидуальные особенности учащихся,
а участникам коллектива - видеть
результат своих усилий. Лишь
в результате проверки можно
выявить и объективно оценить
знания, умения и навыки участников,
что имеет большое воспитательное
значение [72].
Руководителю важно
иметь в виду, что методика
проверки и оценки знаний в
музыкальной самодеятельности имеет
свои особенности. Традиционные
формы проверки (практикуемые, например,
в школе), здесь неприемлемы. Учет
знаний осуществляется преимущественно
путем наблюдения за достигнутыми
успехами участников, промахами
и ошибками, допускаемыми или
в процессе практических и
теоретических занятий. Это не
исключает и специально устраиваемых
проверок, однако, к таким проверкам
следует относиться очень осторожно
[74].
В условиях самостоятельности
применяются главным образом
устный и практический учеты.
Практическому учету отводится
основное место, так как совершенное
овладение инструментом, исполнительскими
и ансамблевыми навыками является
первостепенным.
Исходя из задач,
стоящих перед коллективом в
определенный период работы, руководитель
применяет различные формы проверки.
Это могут быть, например, индивидуальное
исполнение участниками сольных ансамблевых
партий, отдельных трудноисполняемых
мест, игра инструктивного материала и
др. Предпочтительнее вести проверку по
группам или проверку нескольких учащихся,
исполняющих общую партию: участники более
спокойно чувствуют себя во время игры
в окружении своих товарищей. Групповая
проверка к тому же позволяет руководителю
экономить ограниченное репетиционное
время.
Наряду с проверкой
практических навыков учащихся
в процессе занятий выявляются
знания по музыкальной грамоте,
что делается с помощью краткого
опроса, который может быть как
индивидуальным, так и фронтальным.
Индивидуальный опрос занимает
много времени, поэтому предпочтение
отдается фронтальному опросу, позволяющему
выявить общую картину освоения
учащимися того или иного учебного
материала. И хотя такая проверка
не дает полного представления
о прочности, полноте и глубине
знаний, длительное наблюдение за
ответами учащихся в конечном
итоге позволит достаточно объективно
установить усвоенный объем знаний
каждым.
Учет и проверка
знаний, как известно, завершается
оценкой. Между тем в детском
коллективе выставлять оценку
в баллах не следует. Необходимо
учитывать особенности массового
музыкального образования, которое
не ставит целью достижение
конкретного уровня знаний. Основная
задача – общее музыкальное
развитие участников и, главным
образом воспитание. Оценка дается
обычно в одобрениях, похвалах, поправках,
исправлениях ошибок. Старания и
успехи учеников обязательно
следует отмечать. Оценка всегда
связана с самооценкой ученика,
что не всегда учитывается
педагогом.
Знания также должны
быть строго учтены в процессе
объяснения и закрепления учебного
материала [72].
Предварительный учет
проводится в период организации
коллектива, а также в начале
каждого учебного года с тем,
чтобы установить степень музыкальной
подготовки, уровень знаний.
Большое значение в
совершенствовании организации
учебно-воспитательного процесса
имеет текущий учет. Здесь важны
не столько оценка получаемых
учениками в результате занятий
знаний, сколько выявление их
прочности, определение уровня
познавательно-творческой деятельности
каждого участника коллектива.
Особое место в работе
ансамбля (оркестра) занимает итоговый
учет. Сравнивая исходные знания
с полученными в итоге проделанной
работы, руководитель может судить об
эффективности занятий, о музыкальном
росте учащихся, уровне подготовленности
коллектива в целом. Итоговый учет может
быть проведен в конце учебного полугодия
или года [74].
Одним из видов учета
постановки учебно-воспитательной
работы в детском коллективе
являются его публичные выступления.
Это не только показ результатов
повседневного труда коллектива,
но и итоговая проверка всей
его деятельности. На отчетных
выступлениях и показах особенно
ярко проявляются как положительные,
так и отрицательные качества
ансамблевого исполнительства, уровень
подготовленности организационной
стороны учебно-воспитательного
процесса [74].
Таким образом, музыкальное
обучение и воспитание в коллективе
может успешно протекать лишь
при условии реализации трех тесно
взаимосвязанных между собой
сторон учебно-воспитательного процесса:
формирование практических (технических,
музыкально-исполнительских, ансамблевых)
навыков; овладение знаниями основ
теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных
средств, наиболее важных этапов развития
музыкального искусства, его основных
направлений и стилей; развитие восприимчивости
и отзывчивости на музыку, воспитание
целеустремленности, самообладания, исполнительской
воли, активности, а также других качеств
личности и свойств педагогической деятельности,
важных для исполнительства. Усвоение
перечисленных выше знаний позволит участникам
овладеть всем комплексом содержания
общего музыкального образования, даст
им возможность заниматься художественно-творческой
деятельностью.
Соблюдение вышеперечисленного
возможно лишь при условии
проведения работы по планированию
и целенаправленной организации
учебно-воспитательного процесса
в детском музыкальном коллективе,
что, на наш взгляд, является
необходимым звеном для повышения
эффективности процесса обучения.
Без логичного планирования и
организации деятельности коллектива
практически невозможно проводить
планомерную работу по повышению
общего музыкального уровня, уровня
общей культуры участников музыкального
коллектива.
2.2 Влияние репертуарной
политики на учебно-воспитательный
процесс в ансамбле (оркестре)
Вопрос о том, что играть
и включать в репертуар, является
главным и определяющим в деятельности
любого коллектива. От умелого подбора
произведений зависит рост мастерства
коллектива, перспективы его развития,
все, что связано с исполнительскими
задачами, то есть с тем, как играть
[39, с. 97].
Формирование мировоззрения
исполнителей, расширение их жизненного
опыта происходят через осмысление
репертуара, поэтому высокая художественность
и духовность того или иного
произведения, предназначенного для
коллективного исполнения, есть
первый и основополагающий принцип
в выборе репертуара.
Особенно осторожно
надо подходить к решению проблемы
репертуара в детском оркестре
(ансамбле) русских народных инструментов.
«Счастливая пора детства должна
дать человеку надежные крылья:
образованный ум и воспитанное
чувство. На формирование разума
направлены все школьные предметы.
На воспитание чувств – лишь
отдельные моменты из школьной
жизни. Отсюда вдвое повышенные
требования к произведениям искусства,
которые станут друзьями детства.
Солнечность, простота, благородство
– вот их черты» [56, с. 28].
В репертуар, прежде
всего, включается русская народная
музыка. Народная песня, являющаяся
источником классической музыкальной
культуры – незаменимое средство
развития основных музыкальных
способностей учащихся. Без нее
невозможно направленное музыкальное
воспитание. Такие качества народной
песни, как четкость ритмического
рисунка, повторность небольших
по размерам мотивов, куплетность
и вариационность форм делают ее исключительно
ценным материалом в музыкальном воспитании
учащихся различных возрастов.
Являясь по преимуществу
искусством так называемых малых жанров,
русская народная музыка, с ее, не отличающимися
большой психологической сложностью музыкальными
образами, доходчива и проста для восприятия.
В то же время эта музыка не страдает примитивизмом:
ей чужды элементы упрощенчества, лишенные
содержательности внешние эффекты, простая
иллюстрация.
В русской народной
музыке образы, в большей части
созданные на основе народных жанров,
интонации и попевок, достигают значительной
силы, убедительны с художественной стороны.
Отличаясь емкостью содержания и ясностью
направленности, они пробуждают у исполнителей
многообразие чувств, мыслей и настроений
[11].
Задача репертуара
– неуклонно развивать и совершенствовать
музыкально-образное мышление участников
коллектива, их творческую активность,
а также обогащать интонационный
слушательский опыт, общественную «музыкальную
память». Это возможно только через обновление
и расширение музыкального материала.
Огромнейшие фонды классической музыки
могут стать одним из значительных источников
формирования репертуара. Отличаясь глубиной
содержания, произведения русской и зарубежной
классики значительно обогащают художественный
вкус, повышают интерес и потребности
обучающихся.