Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.
Проблема взаимосвязи
художественного мышления и исполнительства
на русских народных инструментах не
нова. Однако в том виде, в каком
нами сформулирована тема нашего исследования,
а именно: «Педагогические особенности
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля домр
и балалаек в детской музыкальной
школе» - данная проблема ни методически,
ни научно не освещалась. В пользу необходимости
и актуальности предлагаемой работы
говорят и аргументы, связанные
с особенностями развития подростка
в домрово-балалаечном
Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал следующую степень освещенности проблемы. Взгляд на развитие художественного мышления в музыкально-педагогическом аспекте дан в трудах Н.П.Антонец, Л.В.Григоровской, И.В.Казуниной, О.А.Ковалевой, Е.П.Рожко (13; 61; 99; 112; 203). Здесь рассматриваются отдельные виды интересующего нас мышления: художественно-образное мышление, - в четырёх первых случаях, и музыкальное полифоническое мышление у Е.П.Рожко (203). Динамику художественного сознания в музыкальном обучении при подготовке профессиональных музыкантов и музыкантов-педагогов показывает В.Г.Ражников (199).
Подход к исследованию художественного мышления, художественного сознания с позиций изобразительного искусства - у А.Н.Ворохоба, А.А.Голуба, Н.Л.Стариченко и других (50;59;220). Сквозь призму искусствоведения рассматривали художественное мышление С.М.Петриков (182), показавший исторический взгляд на развитие музыкального художественного мышления, и В.Ф.Жданов (80), исследовавший художественное мышление оперного певца. Философский аспект представили в своих трудах И.В.Вертиль, В.М.Видгоф, Н.И.Киященко, В.М.Кущев и др. (43;46;47;137) В русле языкознания и литературы данное явление изучали Т.И.Кучина, И.А.Лызова и др. (134; 143).
Разрабатываются проблемы музыкального мышления в музыкальной психологии. В этой связи назовём такие имена учёных, как В.И. Петрушин, В.Н.Суслова, К.В.Тарасова, Г.М.Цыпин и другие (187,6-114; 243,217-259). Восприятию музыки - одной из важнейших составляющих художественного мышления - посвятили свои труды многие музыкальные психологи, в их числе А.Л.Готсдинер, Д.К.Кирнарская, Е.Д.Критская, А.М.Смирнов и другие (60; 106; 128; 129;213). Затрагивает проблему художественного сознания и музыкального мышления в связи с исследованием слуха музыканта музыкальный психолог и искусствовед М.С.Старчеус (221). Освещение отдельных сторон заявленной проблемы можно встретить в работах А.Г.Гройсмана, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова (музыкальная психология и музыкальная педагогика) (63; 152; 153; 166; 184;225). Методологические аспекты музыкального обучения разработаны в трудах Э.Б.Абдуллина (2; 3,122-132; 155,24-63).
Вопроса развития художественного мышления домриста с исполнительских позиций касаются В.С.Чунин (246), музыкального мышления инструменталистов-народников - И.Земцовский, Н.И.Степанов (85; 223; 223а). Вопросы организации работы с ансамблями и оркестрами русских народных инструментов нашли отражение в исследованиях В.И. Акуловича, С.ЛАфанасьева, М.В. Бут-невой, Д.И. Варламова, Р.Н. Варыпаевой, М.И. Имханицкого (10;18;35;36; 38; 39; 96;98); а также в трудах А.С. Каргина, Е.И. Максимова, Б.Д. Тихонова и др. (101; 146; 147; 148;227;228;229). Проблемой развития школьников средствами музыки и народного художественного творчества, разработкой учебников, программ и методического обеспечения музыкально-образовательного проекта в современной школе занимается Т.И.Бакланова (20; 21; 22; 23; 24).
Отметим и то, что подростковый возраст, как один из периодов развития личности, изучался многими педагогами и психологами, как российскими, так и зарубежными, среди которых в первую очередь назовём имена наших соотечественников. Это: ГШ.Блонский, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Н.Д.Левитов, Д.И.Фельдштейн, а также Б.Д.Эльконин, П.М.Якобсон и др. (27;28;29; 51; 72; 73; 74; 142; 234;235; 252;253; 258; 259). Сегодня в науке представлена довольно яркая картина возрастного развития личности, и конкретно, подростка. В музыкальной педагогике проблемы мышления подростков освещаются Ю.Б.Алиевым (12), психолого-педагогические подходы в работе с подростками - Т.Е.Кирпиченок, В.М.Подуровским и другими (108; 187,269-284). Проблема развития художественно-образного мышления подростков средствами музыки разрабатывалась в научных трудах Л.В.Григоровской и О.А.Ковалевой (61; 112), а средствами литературы - Т.И.Кучиной (134). Прослеживает художественное развитие подростков в процессе изучения гуманитарных наук С.И.Хмарский (239).
Объектом исследования является музыкальное воспитание и обучение подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать педагогические особенности развития художественного мышления подростков, разработать и апробировать его методику в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.
В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой развитие художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе целесообразно осуществлять с учётом комплексного воздействия факторов, определяющих педагогические особенности данного процесса: выбор исполнительского стиля и репертуара, работа над интерпретацией музыкального текста, развивающие игры, а также репетиционная, концертная и внеклассная деятельность.
Задачи исследования:
- на основе системного
анализа, классификации и
- выявить педагогические
особенности и факторы
- разработать педагогическую
модель развития
- разработать критерии
оценки художественного
- разработать и
Методологическая основа диссертации. В настоящем исследовании отправными точками для разработки концепции развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ послужили идеи учёных, представляющих разные научные направления. Мы опирались: В философии: на идею С.И.Голенкова (58) об использовании понятий «предметный уровень» и «понятийно-мыслительный уровень», на концепцию
М.Генина о многомерном
пространстве (55), на философско-психологическую
теорию невербальной коммуникации В.П.Морозова
(15, 303-331; 157), на концепцию художественной
интерпретации Е.Г.Гуренко (65). В общей
педагогике и психологии: на отдельные
положения концепции струк-
В музыкальной педагогике и психологии: в исследовании нашла отражение методологическая концепция Э.Б.Абдуллина (2; 3, 122-132; 155, 24-63), а также педагогические идеи о работе с музыкальными коллективами русских народных инструментов В.И.Акуловича, М.В.Бутневой, А.С.Каргина, Е.И.Максимова и других (10; 35; 36; 101; 146; 147; 148); идеи о трёхмодельном развитии народных инструментов С.С.Бирюковой (168, 3-4); отдельные положения концепций развития музыкального мышления М.С.Старчеус, Н.В.Сусловой, Г.М.Цыпина (221; 187, 6-114; 243); идеи о музыкальном восприятии, представленные в трудах российских психологов Д.К.Кирнарской, Е.Д.Критской(106; 128), а также немецких учёных З.Бимберг (S.Bimberg), З.Мёбиус (S.Mobius) и др. (261; 264)
В экспериментальной педагогике и психологии мы опирались: на теорию естественного эксперимента А.Ф.Лазурского (139), на идеи Г.Айзенка, Е.Рогова, В.Серебрякова, Е.П.Торранса и др. (8; 9; 191; 201; 210).
В музыковедении: нами воспринята и интерпретирована теория музыкального содержания В.Н.Холоповой (241); идеи об особенностях народно-музыкальной культуры А. Кастальского (103); отдельные идеи из работ Н.И.Ефимовой, О.В.Комарницкой, А.Ю.Кудряшова, а также У.Бартельса (U.Bartels) и Х.Мюе (H.Muhe) и других (78; 79; 130; 130а; 260; 265).
Труды названных ученых, на идеи и концепции которых мы опирались, а также труды педагогов и исследователей Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, М.И.Имханицкого, Л.С.Майковской, Э.И.Петровой, В.И.Петрушина, Н.И.Степанова, В.И.Черниченко и других (19; 20; 21; 22; 23; 24; 82; 83; 89; 95; 96; 98; 145; 167,81-86; 184; 223, 223а, 244) послужили теоретической основой диссертации.
Методическую основу и
нормативную базу исследования составляет
новая концепция образования, стандарты
государственного образца, положения
о природе музыкальной
При разработке проблемы использовались
теоретические и эмпирические методы
исследования. Это: метод анализа
научной литературы, системный анализ,
моделирование и метод анализа
результатов художественного
Базы исследования: оркестр русских народных инструментов Дома метролога ВНИИФТРИ посёлка Менделеево Солнечногорского района Московской области; детская музыкальная школа посёлка Менделеево Солнечногорского района Московской области; детская хоровая фольклорная студия «Росинка» при Музыкальном обществе г. Москвы. Экспериментальной базой явилась детская музыкальная школа №93 г. Москвы.
Организация и этапы исследования: 1993-2005гг - эмпирический этап. Создание класса ансамбля домр и балалаек как системы детских музыкальных коллективов в ДМШ №93 г. Москвы. Наблюдение, сбор архивных материалов. Разработка и апробация авторской методики развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.
1999-2001 гг.- поисково-аналитический
этап. Изучение и анализ
2001-2002 гг. - Теоретическая
разработка проблемы развития
художественного мышления
2002-2003 гг. - Проведение лабораторно-
2003-2005 гг. - Продолжение эмпирического
исследования и обработка
Научная новизна исследования: 1 .Раскрыта сущность художественного мышления. Уточнено определение понятия «художественное мышление». Выявлены виды музыкального мышления, среди которых образно-пластическое мышление, художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное и художественно-историческое. Показана взаимосвязь музыкального мышления и мышления в других видах искусства.
2. Выявлены педагогические
особенности развития
3. Разработана, теоретически
обоснована и экспериментально
проверена педагогическая
- представлено развитие
различных видов
Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем