Декаданс.Основные направления декаданса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение роли декаданса в истории литературы народов стран зарубежья как одного из наиболее значимых культурных направлений конца XIX начала XX веков.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать основные аспекты восприятия декаданса европейским сознанием XIX века, выявить литературные и культурные условия, определяющие специфику этого восприятия;
2. рассмотреть процесс вхождения термина «декаданс» в культурный обиход европейцев;

3. изучить проблему истоков декаданса, вычленить декадентские парадигмы в творчестве так называемых «декадентов вне декаданса» - О.Уайльда, Ницше;
4. на основе критического анализа трудов Ш.Бодлера и П.Верлена, рассмотреть эстетическую базу декаданса;
5. изучить социокультурные составляющие, способствующие широкому распространению декадентских настроений в английском обществе в последние десятилетия XIX века;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1 Обозначение декаданса как наивысшей степени модернизма ……………. 5
1.1 История декаданса………………………………………………………….. 10
1.2 Дифференцированность подходов к изучению проблем декаданса…….. 11
2 Основные художественные течения декаданса…………………………….. 16
2.1 Основные идеи и направления декаданса………………………………… 16
2.2 Авторы эпохи декаданса…………………………………………………… 18
2.3 Декадентское движение сегодня……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы …………………………………………. 36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДЕКАДАНС!!!.docx

— 97.45 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………  3

1 Обозначение декаданса как наивысшей степени модернизма …………….  5

1.1 История декаданса………………………………………………………….. 10

1.2 Дифференцированность подходов к изучению проблем декаданса…….. 11

2 Основные художественные течения декаданса…………………………….. 16

2.1 Основные идеи и направления декаданса………………………………… 16

2.2 Авторы эпохи декаданса…………………………………………………… 18

2.3 Декадентское движение сегодня……………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………… 30

Список использованной литературы …………………………………………. 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На стыке двух наиболее прогрессивных в развитии культуры веков – XIX  и XX-го, все население Европы начинает переживать острый кризис. Этот кризис отразился не только на финансово-экономическом и политическом устоях общества, но и в искусстве того времени. Это был некий переход от старого к новому, от банального к чему-то необузданному, от запретов  к полной свободе слова и выражению своего внутреннего мира. Настроение народа было упадническим, народ был уставшим от междоусобных войн, постоянных смен правительства, давления церкви. Именно поэтому переходный период к модернизму получил свое название – декаданс.  Свое «убежище» декаданс преимущественно нашел в литературе того времени. Произведения этого направления впитали в себя все те негативные настроения населения, которые народ так долго держал в себе. Эта эпоха определила себя как абсолютно индивидуальное и неповторимое культурное направление со своими особенностями, идеями и вдохновителями. Самые великие писатели и поэты конца XX–го века создали свои известнейшие произведения именно в эпоху упадка - декаданса.

Актуальность данной работы определяется возможностью  представить полную и диалектическую картину переходных периодов, которая способствует адекватному пониманию историчности литературного процесса.

Целью данной работы является определение роли декаданса в истории литературы народов стран зарубежья как одного из наиболее значимых культурных направлений конца XIX  начала XX веков.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие  задачи:

1. проанализировать основные аспекты восприятия декаданса европейским сознанием XIX века, выявить литературные и культурные условия, определяющие специфику этого восприятия;

2. рассмотреть процесс вхождения термина «декаданс» в культурный обиход европейцев;

 

3. изучить проблему истоков  декаданса, вычленить декадентские парадигмы в творчестве так называемых «декадентов вне декаданса» - О.Уайльда, Ницше;

4. на основе критического анализа трудов Ш.Бодлера и П.Верлена, рассмотреть эстетическую базу декаданса;

5. изучить социокультурные составляющие, способствующие широкому распространению декадентских настроений в английском обществе в последние десятилетия XIX века;

     Объектом исследования в курсовой работе стал процесс вхождения декаданса как художественного явления в литературу XIX века.

     Предметом исследования являются истоки, становление литературы декаданса; рефлексия английских и европейских авторов по поводу декадентских проявлений в культуре и литературе.

     Методом исследования в курсовой работе стал историко-теоретический анализ  художественных произведений народов стран зарубежья конца  XIX -начала XX веков; теоретический анализ научных статей о становлении декаданса.

      Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы по данной теме могут быть использованы при подготовке курса лекций по литературе народов стран зарубежья, истории языка, русской литературе, литературе европейских народов.

      Практическая  значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при создании учебных пособий для студентов языковых специальностей, при разработке школьных программ, методических пособий для учителей, а также могут быть использованы в учебной практике средней школы.  
 
 

  1. Обозначение декаданса как наивысшей степени модернизма

    Не  есть ли девятнадцатый век, особенно в своем конце, лишь усиленный, загрубевший  восемнадцатый век, т.е. век decadence [1]?С тех пор, как Ф. Ницше написал эти строки, прошло уже больше столетия, но споры по поводу значимости самого явления «декаданс» в европейской культуре последних десятилетий XIX века, и в частности английской, не утихают и по сей день. Казалось бы, о декадансе было сказано так много как самими участниками декадентского движения, так и теми, кто пришел им на смену, что не раз возникало ощущение о «преодолении» декаданса, о том, что произошла его систематизация и каталогизация. Но это впечатление обманчивое. Исследование декаданса как явления культуры имеет долгую историю. Но эта история не позволяет говорить не только о четко очерченной дефиниции, но даже о преемственности и корректности использования термина. И хотя он давно и прочно вошел в культурологический обиход, его смысловое наполнение оказалось размытым. Традиционно само понятие «декаданс» воспринимается в двух значениях: в широком смысле под декадансом понимают кризис и упадок культур и народов (латинский декаданс); в более узком значении этот термин применяют для обозначения кризисных проявлений в обществе и искусстве на рубеже XIX - XX вв. Но как в одном, так и в другом случае все внимание сосредоточивается вокруг таких сегментов декаданса, как упадок, кризис, закат и т.д. Отчасти это объяснимо: ведь буквально термин «декаданс»[2], который восходит к латинскому слову «decadentia», обозначает упадок. В «Random House Dictionary of the English Languge» декаданс представляется в четырех аспектах:

    1) акт или процесс падения на  более низкий уровень или состояние; 

    2) моральное вырождение;

    3) несдержанность или чрезмерное  потакание своим желаниям;

    4) декадентское [3] движение в литературе[4].

    В энциклопедии «Британика» и вовсе отсутствует слово «декаданс», а все внимание сосредоточено на термине «декаденты»[5].Мало что проясняют и другие англоязычные справочные издания, в которых мы встречаем, как правило, абстрактные рассуждения о декадансе [6].Обратимся к отечественным энциклопедическим источникам и попытаемся выяснить, как они трактуют это явление. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отсутствует слово «декаданс», но зато представлено «декадентство», которое рассматривается как «особое литературное направление со второй у половины XIX века».

    Словарь литературоведческих терминов», изданный еще в 70-е годы XX века, поместил статью А. Сулейманова, в которой он говорит о декадансе как об «общем обозначении кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе (прежде всего в их нереалистических течениях) конца 19 - нач. 20 в.»8.Согласно «Российскому гуманитарному энциклопедическому словарю», «декаданс» — «общее понятие, означающее довольно распространенное во второй пол. 19 — нач. 20 вв. явление в общественном сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в «земных» ценностях»[7].В словаре «Культура и культурология», который был издан относительно недавно, по сути воспроизводятся дефиниции декаданса, которые были характерны для советского литературоведения полувековой давности. Составителю и редактору этого словаря А. И. Кравченко декаданс представляется как «общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца 19 - нач. 20 в., характеризующихся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимися нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д.».В.М. Толмачев в наиболее авторитетной на сегодняшний день «Литературной энциклопедии терминов и понятий» определил «декаданс» как «суммарное наименование явлений западной и русской культуры 1920 вв., для которых свойственна мифологизация «конца века» (фр. fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, расставаний и ожиданий [8] ».

    Но  даже небольшая часть приведенных  выше определений не позволяют нам  до конца прийти к единому пониманию  того, что же собой представляет декаданс. Какие бы трактовки этого  понятия ни предлагались в наши дни, большинство его исследователей согласны с тем, что это явление  культурологическое и в зависимости от национальных

    В нашем понимании декаданс — понятие  литературоведения, истории культуры, обозначающее переходное эстетическое явление, которое символизирует собой «конец истории», «разрыв времен» «глубинный сдвиг культуры», в основе которого лежит экзистенциальный страх перед будущим. Прибегая к терминологии В. М. Толмачева, это скорее «символ переходности, воплощенной амбивалентности, парадоксальности культуры, разрывающейся между прошлым Декаданс - термин самоидентификации культуры, всего жизненного уклада, эта особая модель художественного мира, некий сложный комплекс умонастроений, весьма разнородный, но не лишенный внутреннего единства, который олицетворяет собой эпоху fin de siecle. То, что английская культура в последние десятилетия XIX века, подобно культурам Франции и России, оказалась, пусть хоть и ненадолго, Но в то же время английский декаданс, как и сто лет назад, предстает перед нами в виде загадочного Сфинкса, некоего музейного экспоната культуры, о котором много говорят, но который по-прежнему таит в себе массу загадок. И главная из них: а существует ли вообще такое понятие, как «английский декаданс»? Вопрос может показаться риторическим: ведь по прошествии времени к нему привыкли как к реальности неоспоримой. Наследие О. Уайльда, О. Бердслея, А. Саймонса, Э. Даусона и других фигур художественного процесса в Англии последних десятилетий XIX века, казалось бы, наглядно подтверждают его существование. Однако не все так просто. В интерпретации художественных критиков, искусствоведов феномен английского декаданса то исчезает, то возникает вновь. И тому есть логическое объяснение. Действительно, вывести единую формулу английского декаданса, (впрочем, как мы убедились и самого понятия, получившего название «декаданс»), неимоверно сложно, так как эта категория ускользает от однозначных определений. Изначально в самой природе этого явления заложена амбивалентность, противоречивость, непрочность как термина. Причем это отмечали и сами участники декадентского движения. Так, А. Саймоне, которого принято считать одним из главных его теоретиков, на исходе XIX века в работе «Символистское движение в литературе» (The Symbolist Movement in Literature, 1899) писал о некой неопределенности, присутствующей в самом понятии «декаданс»[9].У последующего поколения исследователей также не сложилось единого мнения, что же все-таки следует понимать под понятием «английский декаданс». Барбара Чарлзворт полагает, что оно возникло лишь для того, чтобы очертить границы литературной истории между последним десятилетием XIX века и нарождающимся новым столетием. И со временем это слово «Decadence», подобно «Gothic» and «Romantic», достигло значительного влияния и практически заново приобрело свою привлекательность» .

    В этом потоке суждений встречаются и  радикальные призывы. Так, Э. Фишер в работе «Искусство против идеологии» (Art Against Ideology, 1969) задается вопросом: «Не пора ли концепцию декаданса, которая была столь часто извращаема и неправильно истолкована, предать забвению?»[10].Ричарду Гилману представляется, что «декаданс» — слово-хамелеон. «Каждый раз, когда вы всматриваетесь в него, — пишет исследователь, — оно приобретает различные очертания в зависимости от вашего ощущения».О том, что термин «декаданс» все еще остается «приблизительным, и скорее предстает в виде некоего определяющего знака, чем собственно дефиниции»17, - пишет Р. Торнтон. «В Англии этот термин получил широкое хождение, им нередко злоупотребляли, но после осуждения О. Уайльда, от него поспешно отреклись»Французский исследователь П. Брюнель, пытаясь подобрать определение, применимое для английской литературы «девяностых годов», пишет о том, что термин «декаданс» наиболее подходящий для этого, но тут же оговаривается, что у него «нет уверенности, что это понятие точно характеризует встречавшиеся тогда различные типы художественных устремлений» Может ли декаданс вместить все то, что подразумевает под собой это явление; ведь термины «символизм», «авангардизм», «неоромантизм», и «эстетизм» — в равной степени могут быть применимы для описания той культурной ситуации, которая сложилась в Англии на рубеже веков? Сложность заключается еще и в том, что декадентские тенденции проявили себя стихийно, нередко они переплетались с художественными принципами различных направлений конца XIX века. Поэтому декаданс невозможно определить как особое «направление». В силу того, что внутренние противоречия, отсутствие стройности в изложении своих эстетических воззрений, не позволили выработать общую «платформу» литературного направления, английский декаданс не стремился утвердиться в этом качестве. Но в то же время необходимо помнить, что это было не просто модное поветрие среди начинающих писателей, - это скорее символ времени, который объединил лод своими знаменами всех тех, кто противостоял викторианским ценностям не только в искусстве, но и в обществе.Как бы то ни было, сегодня понятие «английский декаданс» достаточно прочно вошло в научный обиход, хотя следует сказать, что среди исследователей нет единодушия в его использовании.

    В истории изучения английского декаданса  можно обнаружить определенные подъемы и спады. Здесь можно выделить несколько векторов исследований.Первое направление образуют работы бывших участников литературного процесса fin de siecle, внесших посильный вклад в осмысление такого явления, как «декаданс». В трудах А. Саймонса, P. Jle

Информация о работе Декаданс.Основные направления декаданса