Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.
2 Основные компоненты организации коллективного
музицирования в детской школе искусств
2.1 Планирование и организация работы
в детском музыкальном коллективе
Реальные возможности
в детском музыкальном
Очевидно, что некоторые
знания, существенные в
Для учащихся необходим такой объем знаний, который давал бы им возможность в доступным для них пределах разносторонне познать музыку, развивать свои творческие способности, повышать общую музыкальную культуру, заниматься в дальнейшем самообразованием.
Исходя из того, что
музыкальное образование в
Занятия музыкой нельзя вести в отрыве от постижения таких составных элементов музыкальной речи, как, например, лад, метр, ритм и др. Стало быть, уже на первых порах обучения, наряду с исполнительством и совместно с изучением нотной грамоты, учащихся важно знакомить с понятиями, объясняющими закономерности строения музыки: специфической организацией звуков (ладовой, метроритмической), выразительным значением лада, метроритма, темпа, динамических оттенков. При этом, естественно, учитывается доступность, как сообщаемых знаний, так и исполняемого репертуара для учащихся определенного возраста, их общая и музыкальная подготовка. На начальном этапе им дается лишь основное, существенное, что характеризует музыкальный процесс.
Чтобы ученики получили
более глубокое представление
о музыкальном искусстве, их
знания необходимо обогащать
сведениями о некоторых
Выявить закономерности
строения музыки, можно лишь
зная структуру музыкальных
В современной эстетической
науке и в музыкознании
Нельзя углубить знания
о музыкальной форме, не
Поступательное и постепенное
изучение музыкальных
Для развивающегося
музыкального искусства в
Исполнительский процесс,
воспроизведение музыки
Известно, что от высококачественной
игры зависит художественность
исполнения, что в свою очередь
усиливает воздействие музыки, а,
следовательно, повышает ее
Выразительная игра
предполагает (помимо совершенного
усвоения учеником специальных
знаний) наличие музыкальных
Определяющим фактором
в формировании игровых
Особое значение в практике коллективного музицирования
имеет чтение нот
с листа. Эта сложная форма
умственной деятельности, включающая
в себя такие мыслительные
операции, как анализ, синтез, сравнение.
Очевидно, формирования у детей
рациональной системы приемов,
способствующих приобретению
Музыкальное исполнительство
невозможно вне формирования
таких качеств личности, как активность,
способность к творчеству, инициативность,
самостоятельность,
Таково содержание
обучения в детском
Планирование работы. Одним из условий успешной организации занятий является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива. Планирование «завтрашней радости», по мысли А.С. Макаренко, является важнейшей функцией педагога, воспитателя [58].
Работая над планом,
важно учесть все многообразие
предстоящей деятельности
В практике коллективного музицирования различают несколько видов рабочих планов, каждый из которых имеет свое назначение, - перспективные, текущие и календарные (календарно – тематические) планы [74].
Перспективный (годовой) план составляется по основным направлениям деятельности ансамбля (оркестра) и состоит из следующих разделов:
Основные задачи коллектива на текущий год.
Организация деятельности.
Учебно-творческая работа.
Воспитательная и
Концертные выступления [74].
В первом разделе определяются главные направления работы коллектива, объем, содержание этой работы, ставятся задачи на планируемый период по повышению исполнительского уровня, воспитанию участников с учетом требований современных реалий.
Во втором разделе
перечисляются планируемые
комплектование и
приобретение, ремонт и изготовление инструментов, пультов, приобретение необходимой нотной литературы, нотной бумаги, карандашей, организация фонотек и т.д.;
подготовка и проведение собрания участников коллектива, на котором должен быть избран его актив (староста, концертмейстеры, библиотекарь), принят устав или положение об ансамбле (оркестре), обсужден план работы на текущий год, проведение родительских собраний.
В третьем разделе определяются:
мероприятия по повышению исполнительского мастерства участников коллектива, совершенствование их технических навыков, примеров игры;
коллективные, групповые и индивидуальные занятия;
изучение нотной грамоты, элементарной теории музыки, сольфеджио и музыкальной литературы;
проведение репетиционной работы;
предлагаемый к изучению репертуар, конкретные пьесы, которые будут разучиваться по полугодиям.
В четвертом разделе:
называются планируемые мероприятия, основная цель которых развивать нравственную культуру и эстетические вкусы участников. К таким мероприятиям относятся:
участие в культурно-просветительской
работе данного учреждения, при
котором функционирует
экскурсии;
лекции и беседы по вопросам культуры поведения, этики и эстетики;
посещение всем коллективом спектаклей, концертов, репетиций других музыкальных коллективов.
В пятом разделе – «Концертные
выступления» – указываются в
хронологическом порядке
в сводных концертах, посвященных знаменательным датам;
в концертах-смотрах;
в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях;
в творческих отчетных концертах.
Предложенная структура перспективного планирования годовой работы детского музыкального коллектива является примерной. Руководитель по необходимости может дать отдельными разделами «Репертуар», «Собрания», «Репетиция» и т.д. Следует иметь в виду, что планируемая работа должна носить конкретный характер и ее объем не должен завышаться [60].
Составление плана
невозможно без привлечения
Конечно, и детально
продуманный план не может
предусмотреть всего
В отличие от перспективных
планов, за выполнением которых
ведется контроль со стороны
администрации школы, текущее
планирование не имеет столь
строгой регламентации.
Планируя работу детского коллектива, следует исходить из расчета двух (в начальный период трех) занятий в неделю не менее двух часов каждое. Специальные часы отводятся для групповых и индивидуальных занятий.
Текущий план работы
целесообразно составлять на
одну неделю, то есть на два
(три) занятия. Этим планом
Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем