Эффективная организация
педагогического процесса невозможно
без авторитета человеческой
притягательности, без доброжелательности
и взаимной, педагога и детей
симпатии. Нравственно-эстетическое
взаимопритяжение есть самое благоприятная
и эффективная атмосфера педагогического
взаимодействия. Эффект человеческой
притягательности возникает в учителе
не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной
развитости. Он образуется как следствие
таланта человеческого интереса, любви
педагога к другому человеку. Это талант
уважения личности ребенка, сочувствие
к его проблемам и переживаниям, требовательной
помощи ему в развитии духовности, интеллигентности,
достоинство и самоуважение. Истинная
педагогическая любовь есть глубоко прочувствованная
ответственность за жизнь и будущее детей,
твердая решимость вести их к добру, гражданскому
и личному счастью через преодоление самих
себя и внешних препятствий. Только любящий
педагог, истинный воспитатель отдает
все силы тому, чтобы организовать творческую
трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности,
требовательности к себе. Учит их дружбе,
доброте. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое
удовлетворение от общения с детьми, переживает
мгновение счастья, видя успехи своих
воспитанников [39].
Авторитетный педагог
поворачивается к детям разными
сторонами своей многогранной
личности: выступает в качестве
организатора, заинтересованного наблюдателя,
советчика, демократа, принципиального,
непреклонного, требовательного
руководителя, товарища и друга.
Таким образом, завоевание
и поддержание авторитета педагогом
– сложное, кропотливая работа
по совершенствованию им своего
духовного и физического состояния.
За авторитет надо бороться
постоянно. Если педагог перестает
быть в курсе событий, не
следит за собой, опускается
в быту, встает в отношениях
с детьми на путь панибратства
и формализма, отчуждается от
детей, каким бы не был сначала его
педагогический авторитет, он истлевает
вместе с распадающейся личностью воспитателя.
Поэтому для педагога важно постоянно
поддерживать свою «авторитетную» форму,
осуществлять духовное нравственное восхождение.
Это значит нужно серьезно анализировать
свои отношения с детьми, критически осмысливать
свое поведение, преодолевать душевные
слабости, тупость, черствость, дешевое
самомнение и гордыню, сохранять человеческое
достоинство и педагогическую честь, держать
свою совесть в состоянии чуткого реагирования.
Авторитет не самоцель и не самоценность.
Он приобретает педагогический смысл
и действенность не тогда, когда используется
как мощная сила административного воздействия,
противодействие детям, поддержания внешнего
порядка. Его ценность раскрывается с
наибольшей полнотой, когда его духовная
сила направлена на развитие в воспитаннике
внутреннего человека, свободной и нравственной
воли, таланта, ответственности, самоутверждения
и творческого самопроявления.
Непосредственное общение
с детьми, духовно-ценностное влияние
на них требует от руководителя
повышенного внимания психическим
переживаниям и состояниям детей,
формирование их личностных качеств
и индивидуальных способностей.
Ребенок формируется как личность
и индивидуальность тогда, когда
педагог стремится перевести внешние
социально-ценные стимулы во внутренние
мотивы его поведения, когда он сам добивается
общественно ценных результатов, проявляя
при этом целеустремленность, волю и мужество.
Воспитательный эффект велик тогда, когда
воспитание, на каждом этапе возрастного
развития, перерастает в самовоспитание,
а ребенок из объекта воспитания превращается
в его субъект
http://dshi6.aiq.ru/metodika/jashina.html
стоит из введения, двух глав, заключения и
библиографии.