Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого.
Прослеживая развитие выпускников ансамбля домр и балалаек «Раздолье», окончивших музыкальную школу, можно констатировать, что они (выпускники) получили хороший импульс. Бывшие участники названного коллектива сегодня имеют расширенный спектр применения своих способностей в жизни. К маю 2005г. музыкальную школу закончили 117 учащихся - участников ансамбля «Раздолье». Из них к маю 2005 г. часть выпускников продолжает учёбу в общеобразовательных школах, другие ребята - поступили (или уже окончили) в средние специальные учебные заведения. Многие бывшие участники ансамбля раздолье поступили (окончили) в ВУЗы, в том числе и МГУ им. М. Ломоносова. Окончила аспирантуру РАМ им. Гнесиных Анастасия Щеглина, лауреат всероссийских и международных конкурсов, артистка оркестра русских народных инструментов им. Н.П. Осипова. Есть ученики, окончившие средние и высшие музыкальные учебные заведения (или обучающиеся в настоящее время) по классу домры и балалайки, вокалу.
Специальности, выбранные
выпускниками ансамбля: искусствовед
(история искусств), психолог, историк
и медицинский работник; а также
математик, преподаватель музыкальной
школы, учитель начальных классов
и воспитатель детского сада, экономист,
юрист и звукорежиссёр, сольное
пение и другие. Есть среди бывших
воспитанников ансамбля «Раздолье»
и предприниматель (директор фирмы).
Один из выпускников, Константин Фёдоров,
окончил музыкальное училище
по классу домры и философско-
Мы видим, что в музыкальной школе, в классе ансамбля развивается многостороннее мышление и, конкретно, один из его видов - художественное мышление. А значит, в классе ансамбля домр и балалаек закладывается потенциал для длительного развития личности.
Заключение
Путём системного анализа представлен многоаспектный взгляд на художественное мышление с позиций различных научных дисциплин (философия, искусствоведение, педагогика, психология, музыкальная педагогика, музыкальная психология, фольклористика и др.). Учебно-воспитательный процесс РХМП рассматривался как система взаимосвязанных между собой компонентов (художественное мышление, его виды и уровни развития, виды учебно-воспитательной работы, учебно-педагогический процесс). При этом дан анализ всей системы и каждого её компонента.
В результате моделирования
предложено пространственное видение
художественного мышления и показаны
его основные составляющие, грани
и возможные направления
Теоретическим путём выявлены
уровни художественного мышления, уровни
восприятия музыки и уровни восприятия
невербальной информации, представлены
их краткие характеристики, которые
показывают их взаимосвязь и относительную
автономность. Данные уровни нами обозначены
как эмоциональный (начальный) уровень,
эмоционально-образный и эмоционально-рациональный
(средние), а также рационально-
Метод классификации в сочетании с моделированием, системным анализом и другими научными методами позволил приблизиться к пониманию существенных сторон, свойств, качеств и способов проявления и функционирования художественного мышления, увидеть его виды во взаимосвязи и выявить виды музыкального мышления. В результате чего разработаны и предложены конкретные методы, способы и приёмы развития различных видов мышления, отразив данным образом специфику авторской методики.
Предложенная классификация
поставила художественное мышление
в один ряд с такими видами мышления,
как математическое мышление, техническое,
юридическое, историческое, педагогическое
и т.д., - объединив их по признакам
предметной деятельности. В классификационной
системе выделены три основных группы
художественного мышления по следующим
признакам: 1) по признакам художественного
творчества (по видам искусств); 2) по
форме проявления; 3) по видам художественной
деятельности. В третьей группе указаны
подвиды художественного
При рассмотрении других сторон заявленной проблемы предложен новый взгляд на понятие «класс ансамбля домр и балалаек». Оно в исследовании предстало, не только как учебная дисциплина в базовых программах учебных заведений, призванная формировать умение и навыки совместной игры на русских народных инструментах (домрах и балалайках) и развивать коммуникативные и творческие способности у детей, но и как система домрово-балалаечных ансамблей в конкретной музыкальной школе.
Теоретическим путём выявлены разные факторы, влияющие на мышление подростка: 1-й фактор. Выбор исполнительского стиля, исполнительского направления в школьном музыкальном коллективе определяет приоритетность развития какой-либо стороны (отдельных параметров) художественного мышления. Обозначены три основных исполнительских направления: 1) фольклорное музицирование, 2) академическое и 3) модель неиспользованного пространства, - каждое из которых оказывает своё специфическое воздействие на художественное мышление подростка.
2-й фактор. Учебная работа над репертуаром. Предложены педагогические модели развития художественного мышления: а) средствами народной музыки в ансамблях фольклорного исполнительского направления, с опорой на знание народной музыкальной системы и умения мыслить в данной системе; б) при работе над репертуаром в ансамблях академической ориентации, где основным материалом становится заданный авторский нотный текст и его воспроизведение согласно композиторскому замыслу.
3-й фактор. Работа над
интерпретацией нотного текста.
Показан подход с позиций
4-й развивающий фактор
- репетиционная работа. При осмыслении
художественно-творческих
5-й фактор. Концертная
деятельность развивает многие
стороны художественного
Показана роль развивающих
игр и возможность их включения
в учебно-воспитательный процесс
в сочетании с разными видами
репетиционной и внеклассной
работы. Замечено, что подростки
охотно включаются в игру. И это
свидетельствует о
Эксперимент подтвердил гипотезу
о существовании причинной
В ходе исследования подтверждена
выдвинутая гипотеза и решены поставленные
задачи. Дано теоретическое обоснование,
и экспериментально проверена оптимальная
методика РХМП. Раскрыта сущность художественного
мышления. Выявлены факторы РХМП. Разработана
педагогическая модель РХМП. Представлено
содержание учебно-воспитательной работы,
связанной с развитием
В исследовании педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе, показанные на примере действующей модели-методики РХМП, обусловлены:
1) подходом к проблеме
с позиций конкретной науки
- музыкальной педагогики; предметной
(частной) методикой,
2) условиями протекания
процесса развития
3) видами художественного
мышления; методиками развития различных
видов художественного мышления
(музыкального, театрального и других,
включая синтез искусств); а также
методиками развития образно-
4) спецификой протекания
процесса развития личности; психолого-педагогическими
особенностями подросткового
5) факторами развития
художественного мышления
1.2 Формирование оркестрового домрово-балалаечного и
гармонико-баянного исполнительства
Создание первых оркестров хроматических гармоник
Начальные попытки
развитого коллективного
Особого мастерства
достигает оркестр
Уже в конце прошлого – начале нынешнего века стали появляться и другие оркестры хроматических гармоник. Так, наряду с оркестром В.П. Хегстрема в первые годы XX столетия в Туле пользовался популярностью аналогичный коллектив под управлением И.Р. Трофимова. В Петербурге в оркестре, руководимом В.С. Варшавским, к диатоническим инструментам были добавлены хроматические, аналогичные изменения были осуществлены и в оркестре под управлением С.Л. Коломенского.
Но все же ни оркестры Н.И. Белобородова и В.П. Хегстрема, ни иные подобные коллективы в дореволюционные годы широкой популярности по всей России не получили. Они оставались коллективами любительскими, да и сами руководители не делали больших усилий по широкой пропаганде в стране данной формы музицирования.
Возникновение балалаечного оркестра В.В. Андреева
Уже при рождении
состава балалаечного оркестра
в его основу были положены
не принципы фольклорного
К настоящему времени
прочно установилось мнение, что
«Кружок», состав которого поначалу
насчитывал всего восемь
Информация о работе Основные направления в работе с ансамблем