- учтены психолого-педагогические
особенности развития подростка,
- отражена специфика работы
в классе ансамбля домр и
балалаек в ДМШ, класс ансамбля
представлен как система школьных
ансамблей и как учебная дисциплина;
- выявлены и прослеживаются
во взаимосвязи пространство
учебно-воспитательной деятельности
и пространство художественного
мышления.
4. Разработаны критерии
оценки художественного мышления,
позволяющие определить: 1) степень
владения основными логическими
операциями; 2) проявление основных
компонентов художественного мышления;
3) проявление некоторых видов
художественного мышления; 4) общую
и музыкальную эрудицию, эффективность
мышления.
Определены уровни развития
художественного мышления (от начального
к высшему): 1) эмоциональный уровень,
2) эмоционально-образный, 3) эмоционально-рациональный,
4) рационально-эмоциональный. Теоретически
выявлено и экспериментально доказано,
что для подростков - учащихся ДМШ типичным
является эмоционально-рациональное художественное
мышление, которое прослеживается в развитии
по трем уровням (ступеням): низкий, средний,
высокий.
5. Разработана и экспериментально
проверена авторская методика, в
которой показаны методы, способы
и приёмы развития художественного
мышления подростков в классе
ансамбля домр и балалаек в
ДМШ с учётом факторов, влияющих
на данное развитие. Предложены
методические рекомендации по
развитию образно-пластического
и художественно-образного мышления,
композиционного и стереомышления,
пространственного, художественно-исторического
и других видов художественного мышления.
Теоретическая значимость исследования.
В работе обоснована специфика развития
художественного мышления подростков
в классе ансамбля домр и балалаек,
меняющая традиционные представления
в области преподавания ансамбля
домр и балалаек и других художественных
дисциплин. Разработана и представлена
система взглядов, дающая новое научное
видение художественного мышления
и методики его развития. Это:
- педагогическая модель
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля
домр и балалаек в детской
музыкальной школе - авторская
методика, включающая методику развития
стереомышления;
- три основных направления
ансамблевого исполнительства на
русских народных инструментах (фольклорное,
академическое и освоение неиспользованного
пространства), влияющих на процесс
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля
домр и балалаек в ДМШ;
- интерпретация музыкального
текста в классе ансамбля домр
и балалаек -подход с позиций теории
музыкального содержания;
- класс ансамбля домр
и балалаек как система ансамблей.
Практическое значение исследования.
Исследование содержит методические
рекомендации, направленные на оптимизацию
процесса обучения в классе
ансамбля домр и балалаек в
детской музыкальной школе и
детской школе искусств, за счёт
выявления и учёта в педагогической
деятельности различных факторов
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля
домр и балалаек в ДМШ и
многовариантности предложенной методики.
Авторская методика развития художественного
мышления подростков в классе ансамбля
домр и балалаек внедрена в учебный процесс
детской музыкальной школы №93 г. Москвы.
Материал диссертационного исследования
может представлять интерес для таких
наук, как музыкальная педагогика и музыкальная
психология, фольклористика и др., и может
быть использован преподавателями ДМШ
и ДШИ, преподавателями и студентами средних
и высших музыкальных учебных заведений
и педагогических вузов, а также руководителями
детских и юношеских ансамблей и оркестров
русских народных инструментов. С целью
распространения основных идей, представленных
в диссертации, методики и её практического
использования автором были проведены
сообщения по темам, отражающим главные
идеи исследования. Выступления на методических
объединениях народного отдела детской
музыкальной школы №93 г. Москвы состоялись
11.10.2000г., 08.11.2001 г., 08.10.2002г., 10.11.2003г. и 01.11.2004г.
Положения, выносимые на
защиту: 1. Сущность художественного
мышления, его основные свойства, качества
и способы проявления и функционирования
раскрываются на основе системного анализа,
классификации и моделирования. При этом:
- художественное мышление
обусловлено спецификой художественного
творчества, предстаёт элементом
системы взаимодействующих компонентов
(художественное мышление, его виды
и уровни развития, виды учебно-воспитательной
работы, учебно-педагогический процесс);
- основные виды художественного
мышления и их взаимосвязь
представлены в его классификационной
системе тремя основными группами,
объединёнными по следующим признакам:
1. По видам художественного творчества
(по видам искусств). В данной
группе выделено музыкальное
мышление. 2. По форме проявления
художественного мышления. Это: образно-пластическое
мышление и художественно-образное,
композиционное, стереомышление, пространственное
и художественно-историческое. 3. По виду
художественной деятельности (мышление
автора, исполнителя, потребителя). В третьей
группе выделены подгруппы по специализациям
в различных видах деятельности.
- пространственная модель
художественного мышления позволяет
показать его основные составляющие
(уровни, виды), возможные направления
развития художественного мышления
личности и служит основой
для создания педагогической
модели РХМП, включающей методики
развития разных видов художественного
мышления подростков в классе
ансамбля домр и балалаек в
ДМШ. 2.Педагогические особенности
РХМП обусловлены: а) подходом
к проблеме с позиций музыкальной
педагогики; предметной (частной) методикой;
предметом - класс ансамбля домр и балалаек;
б) спецификой учебно-воспитательного
процесса в детской музыкальной школе
и, конкретно, в классе ансамбля домр и
балалаек как системе домрово-балалаечных
коллективов в ДМШ; в) видами художественного
мышления; методиками развития его различных
видов; г) спецификой протекания процесса
развития личности; психолого-педагогическими
особенностями подросткового возраста;
д) комплексным воздействием факторов
развития художественного мышления подростков
в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ.
Учёт их влияния позволяет мобильно и
эффективно использовать их в педагогическом
процессе:
- выбор исполнительского
стиля обусловлен выбором одного
из трёх основных направлений
ансамблевой игры на русских
народных инструментах ((фольклорного,
академического и освоение неиспользованного
пространства) и определяет специфические
особенности художественного мышления
музыкантов-исполнителей;
- выбор репертуара и
работа над ним связаны не только
с конкретным исполнительским направлением
(стилем), но и другими факторами;
- подход к проблеме
интерпретации музыкального текста
в классе ансамбля домр и
балалаек в ДМШ с позиций
теории музыкального содержания
отражает междисциплинарную связь
в обучении и активизирует
процесс РХМП;
- положительную динамику
РХМП даёт включение на репетициях
и во внеурочное время (внеклассную
работу) слушания музыки и игр,
развивающих художественное мышление
учащихся;
- репетиционная, концертная
и внеклассная работа оказывает
наиболее эффективное воздействие
на процесс РХМП при учёте
указанных выше факторов в
сочетании с другими видами
учебно-воспитательной деятельности,
влияющими на художественное
мышление подростков.
3. Педагогическая модель
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля
домр и балалаек в ДМШ, представленная
авторской методикой, построена
на сочетании и использовании
различных видов учебно-воспитательной
работы и факторов, направленных
на развитие разных видов художественного
мышления подростков (мышление композитора,
исполнителя, слушателя; образно-пластическое,
художественно-образное, композиционное,
стереомышление, пространственное, художественно-историческое
и др.). У преподавателя имеется возможность
выбирать и регулировать форму, объем
и степень сложности подачи (изложения)
педагогического материала, учитывая
уровни восприятия и освоения подростками
данного материала и уровней развития
художественного мышления подростков,
создавая учебно-воспитательное пространство
и взаимодействующее с ним пространство
художественного мышления как диалектическое
единство.
4. Художественное мышление
подростков-учащихся ДМШ соответствует
эмоционально-рациональному уровню
и прослеживается в развитии
по трём позициям (низкий уровень,
средний, высокий). В то же время
в качестве предшествующих уровней
рассматриваются эмоциональный
уровень и эмоционально-образный,
а как перспективный - рационально-эмоциональный.
5. Авторская методика
РХМП эффективна и оптимальна,
так как является многовариантной
и исходит из конкретных условий
и возможностей учащихся-подростков,
педагогов и музыкальных школ.
В ней предусмотрены учёт, выбор
и сочетание различных факторов
и взаимодополняющих методик
и технологий по развитию разных
видов художественного мышления,
и конкретно, музыкального мышления.
Достоверность и объективность
результатов исследования обеспечиваются
обоснованностью исходных теоретических
подходов к изучению предмета исследования;
применением различных методов
исследования, адекватных поставленным
задачам, и положительными результатами
проведённого эксперимента; а также
архивными и эмпирическими материалами,
накопленными в течение 34 лет в
процессе педагогической и исследовательской
работы автора с детскими коллективами
русских народных инструментов.
Апробация результатов исследования
осуществлялась в выступлениях на научно-практических
конференциях: 20-21 апреля 2000г. на конференции
молодых ученых МГУКИ «Современная
культура: теоретико-методологический
и практический аспекты»; 16-17 мая 2001г.
на международной научно-практической
конференции «XXI век: духовно-нравственное
и социальное здоровье человека»; 20
ноября 2001г. на научно-практической конференции
на кафедре иностранных языков МГУКИ
с обзором научной литературы
на немецком языке по теме диссертации;
5 декабря 2001г. на научно-методической
конференции «Проблемы музыкальной педагогики
на рубеже веков» на кафедре музыкального
образования МГУКИ; 5 марта 2003г. на международной
научно-практической конференциии на
кафедре музыкального образования МГУКИ
«Музыкальная педагогика и исполнительство:
традиции, проблемы, перспективы»; 18 ноября
2004г. на научно-практической конференции
«Модернизация системы музыкального образования»
на кафедре музыкального образования.
Структура диссертации. Диссертация
представлена в виде рукописи. Она
состоит из введения, трёх глав, заключения,
списка литературы и приложения. Основные
положения диссертации отражены
в следующих публикациях: 1. Ансамбли
русских народных инструментов в
условиях переориентации музыкального
образования. //Современная культура:
теоретико-методологические аспекты:
Материалы научно-практической конференции
молодых ученых. -М.: МГУКИ, 2000. -С. 165-167.
Заключение диссертации
по теме "Теория и методика
обучения и воспитания (по областям
и уровням образования)", Короткова,
Елена Ивановна
Выводы по третьей главе
В ходе проведения экспериментальной
проверки созданной педагогической
модели - авторской методики РХМП доказан
факт существования такого явления
как художественное мышление подростка.
Эмпирическое исследование позволило
выявить связи между учебно-воспитательной
работой в классе ансамбля домр и
балалаек в ДМШ и развитием
художественного мышления подростка,
а также показать связь между
различными видами учебно-воспитательной
работы.
На основе знаний о параметрах
художественного мышления, его компонентах,
качественных характеристиках, формах
проявления разработаны критерии измерения
(оценки) данного явления. Эксперимент
не только доказал существование
причинной зависимости развития
художественного мышления подростка
от учебно-воспитательной деятельности
в классе ансамбля домр и балалаек
в ДМШ, но и показал различные
педагогические факторы, влияющие на исследуемый
процесс. А именно, доказано влияние
на РХМП таких видов учебно-педагогической
работы, как слушание музыки, развивающие
игры, репетиционная и концертная
деятельность.
Опытно-экспериментальное
исследование подтвердило, что для
подросткового возраста типичным является
эмоционально-рациональный уровень
развития художественного мышления.
В то же время, более низкие уровни
- эмоциональный и эмоционально-образный,
- учитывались как предшествующие
этапы, а высший уровень - рационально-эмоциональный
- как перспективный. В данном случае
процесс развития художественного
мышления человека на протяжении жизни
предстаёт более полно. Художественное
мышление - это многоуровневая система,
в которой один из уровней является
доминирующим. У подростков, занимающихся
в классе ансамбля домр и балалаек,
доминирует эмоционально-рациональный
уровень РХМП.
В эксперименте эмоционально-рациональное
художественное мышление представлено
тремя уровнями: низким, средним
и высоким, - позволяющими проследить
динамику развития художественного
мышления подростков. В третьей главе
даны развёрнутые характеристики уровней
развития художественного мышления
подростков в классе ансамбля домр
и балалаек, выявленные в ходе эмпирического
исследования. На основе данных характеристик
предложены методические рекомендации
для преподавателей и руководителей ансамблей
домр и балалаек.
Надо отметить, что исследование
не ограничивалось лишь экспериментальными
данными. Нам удалось работать с
материалом, охватывающим одиннадцатилетний
период, а также наблюдать развитие
многих из участников эксперимента ещё
в течение двух учебных лет. Изучение
архивного материала (школьной документации),
опрос преподавателей (учёт их отзывов
об учениках) и непосредственные наблюдения
показали, что за время обучения
в классе ансамбля у учащихся заметно
развилось художественное мышление
по многим параметрам. И есть все
основания для утверждения, что
к окончанию детской музыкальной
школы у большинства учащихся
(к 14-15 годам) развито эмоционально-рациональное
художественное мышление.