Основные направления борьбы с безработицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно.

Содержание

Введение 3

Основные направления борбы с безработицей 4

Анализ занятости и безработицы в России 7

Государственное регулирование занятости 12

Меры по снижению уровня безработицы 15

Заключение 19

Список использованной литературы…………………………………………...…21

Работа содержит 1 файл

Управление рынком труда1.docx

— 83.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

По  курсу __Управление рынком труда в регионе__

                  Тема: _Основные направления борьбы с безработицей. 

Студент ___________Терешников А.С.______

Группа____________У-202____________

Руководитель______Жигарь О.В.________ 
 
 
 
 
 

Челябинск 2009

Оглавление 

Введение 3

Основные направления борбы с безработицей 4

Анализ занятости и безработицы в России 7

Государственное регулирование занятости 12

Меры по снижению уровня безработицы 15

Заключение 19

Список использованной литературы…………………………………………...…21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Долгое  время рынок труда как экономическая  категория рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие  господствующих отношений на рынке  труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между  трудом и капиталом.

     Переход к рынку заострил проблемы занятости  и добавил к ним новые, связанные  со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых  трудовых отношений, обусловленных  разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий  в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без  того многочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как  явление переходного периода  ошибочно. Она связана и с экономическим  развитием, и с изменением потребности  в рабочей силе и социальном статусе  самого работника, недостаточным правовым регулированием рынка труда и  трудовых отношений. Невозможно полностью  устранить безработицу, но можно  и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и  нравственные последствия неполного  обеспечения трудоспособного населения  работой.

     Сейчас  безработица представлена в таких  масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное  для всего общества социально-экономическое  явление. 
 
 
 
 

     ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 
 

     Пигу и его последователи, считающие, что корень зла в высокой заработной плате, предлагают:

  1. содействовать снижению заработной платы;
  2. разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;
  3. государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

     Из  рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

     В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).

     Дж.- М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...»1.

     Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает  «побуждение к инвестициям», что  влечет спад производства и безработицу.

     Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

     Прежде  всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Кейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

     Согласно  взглядам автора «Общей теории занятости, процента и денег», «подлинная» инфляция возникает только тогда, когда экономика  страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы  влияет не на уровень цен, а на объем  производства. Небольшая («ползучая») инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

     Монетаристы рассматривали инфляцию как «неизбежную плату» за достижение высокого уровня занятости. Как уже было сказано, в 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

     С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя «бессмысленность» политики стимулирования спроса, Фридман считал нерациональным достижение полной занятости.

     Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

     Однако  при всех своих положительных  чертах теория естественной нормы безработицы  снимает с капитализма ответственность  за судьбы миллионов безработных  и объявляет нехватку вакантных  рабочих мест результатом «свободного  выбора» людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

     Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны, но не несут  в себе, в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Они предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства. Следует отметить, что современные концепции регулирования занятости, базирующиеся на различных теориях, сходятся в понимании того, что государственное макроэкономическое регулирование рынка труда целесообразно в краткосрочном периоде, там, где параметры безработицы существенно превышают естественный уровень, т.е. растет ее циклическая составляющая. 
 
 

     АНАЛИЗ  ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ  В РОССИИ 
 

     Безработица, главная проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние  данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2010 г. составила 74464 тыс. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68028 тыс.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2009 г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных сократилась на 620 тыс.человек, или на 8,8% (рис.2). 

Рисунок 2 – Динамика численности  экономически активного  населения

в России (млн.чел) 

     Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010г. составил 8,6% (в феврале 2009г. - 9,4%) (рис.3).

Рисунок 3 – Уровень безработицы  в России 

     Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  февраля 2010г. численность безработных, зарегистрированных в государственных  учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс.человек (рис.4). 

Рисунок 4 – Динамика численности  безработных (млн.чел) 

     Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения. Так, в  составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в феврале 2010г. около 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42% составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39% - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19% - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы (рис.5).

Рисунок 5 – Способы поиска работы безработными

(в % к общей численности безработных) 

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных  мужчин доля ищущих работу с помощью  служб занятости в феврале 2010г. составила 38%, среди безработных  женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных.

     Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2010г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%) (рис.6). 

Рисунок 6 – Уровень безработицы  по возрастным группам  в феврале 2010 г. (в % от экономически активного  населения) 

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  феврале 2010г. составил 18,9% (в феврале 2009г. - 20,0%), в том числе среди  городского населения - 16,9%, среди сельского  населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем  безработицы взрослого населения  в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.

     Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.

     Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

     В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи  с увольнением по собственному желанию - 24,7%.

Информация о работе Основные направления борьбы с безработицей