Разработка стратегии по формированию ассортиментной политики на предприятии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.
В зависимости от широты и глубины охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Широта и глубина охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

Содержание

Введение
1 Теория ассортимента и ассортиментной политики на предприятии торговли
Понятие и сущность ассортимента
Формирование и управление ассортиментом товара на предприятии розничной торговли
Ассортиментная политика, как фактор стратегического управления
2 Анализ ассортимента и ассортиментной политики на предприятии розничной торговли «Дикая Орхидея»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Исследование ассортимента с помощью АВС, XYZ – анализа
2.3 Анализ поставщиков и запасов
2.4 Комплексная оценка эффективности ассортимента
3 Мероприятия по повышению эффективности управлением

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 1.docx

— 339.51 Кб (Скачать)

 

Продолжение таблицы №1- Анализ основных показателей финансово-хозяйственной  деятельности торгового предприятия

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс.руб.

824,0

1072,0

1121,0

49,0

105,0

Коэффициент оборачиваемости

6,2

8,1

10,5

2,4

129,6

Рентабельность Оборотных  средств

0,6

2,1

2,9

0,8

140,0

Прибыль от продаж, тыс.р.

814,1

2179,0

3196,7

1017,7

146,7

Прочий доход, тыс.р.

-

-

-

-

-

Прочий расход, тыс.р

-

-

-

-

-

Налогооблагаемая прибыль, тыс.р.

518,0

2179,0

3196,7

1017,7

146,7

Налоговая база, тыс.р.

72,0

536,0

715,2

179,2

133,4

Чистая прибыль, тыс.р.

742,1

1643,0

2481,5

838,5

151,1

Рентабельность продаж

11,3

25,2

27,3

2,1

-


 

На предприятии соблюдено  «Золотое правило предпринимательской  деятельности», при котором индексная  цепочка показателей имеет вид:

 Јп> Јвд > Јт/об > Јио> Јs,

           т. е. 1,467 > 1,366 > 1,356 > 1,070 >1,000.

 Что говорит нам  в целом о неплохом использовании  ресурсов и стабильном выходе  из кризиса 2008-2009 гг.

Издержки обращения значительно  снизились, так как руководство  предприятия во время кризиса  сократило многие расходы, чтобы  «выжить» и данная тенденция наблюдается  и в последующие периоды.

Финансовое состояние  предприятия розничной торговли «Дикая Орхидея» можно характеризовать, как финансово-устойчивое, с положительной  динамикой развития.  

Однако следует более  подробно рассмотреть динамику  товарооборота  для глубокого  анализа и выявления путей  роста экономических показателей  предприятия.

Рассмотрим динамику реализации товарооборота магазина «Дикая Орхидея» на основе данных таблицы 2.

 

Таблица 2 – Динамика объема реализации за 2010-2012 гг.

Год

Объем товарооборота, тыс.р.

Темп роста, %

фактический

сопоставимый

цепные

базисные

2010

7196,0

7196,0

100

100

2011

8647,0

7933,0

120,2

120,2

2012

11725,0

11166,7

135,6

162,3


 

 

Цепной темп роста: 8647,0/7196,0*100=120,2%;

                                        11725,0/8647,0*100=135,6%;

Базисный темп роста:   8647,0/7196,0*100=120,2%;

                                        11725,0/7196,0*100=162,3%.

 

Расчеты показали, что за последние три года объем реализации формировался не равномерно, что является одним из показателей пробелов в  управлении предприятием, запасами или  ассортиментной политикой.

В общем, темп роста физического  объема реализации имеет положительную  тенденцию. В целом за три года средний темп роста составил 109,6 процентов.

 

 

 

Также при рассмотрении данных товарооборота по кварталам  (таблица 3) можно сделать вывод, что товарооборот формируется не равномерно.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Объем товарооборота по кварталам 2011-2012гг.

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонения, тыс.р.

Темп отклонения, %

Сумма, тыс.р.

Удельный вес, %

Сумма, тыс.р.

Удельный вес, %

Объем реализации за год

8647,0

100,0

11725,0

100,0

3078,0

135,6

I кв.

2188,0

25,3

3048,5

26,0

860,5

139,3

II кв.

2222,3

25,7

3118,6

26,6

896,3

140,3

III кв.

1945,6

22,5

2731,9

23,3

786,3

140,4

IV кв.

2291,1

26,5

2826,0

24,1

534,9

123,3


 

Как видно из таблицы 3 в 4 квартале 2012 года, который предполагает самый большой объем товарооборота  за год, происходит уменьшение, что  заставляет нас  задуматься об ассортиментной политике, проводимой на данном предприятии  торговли.

 

       Исследование материально-технической базы и торгово-технологического процесса магазина «Дикая Орхидея».

На выполнение плана и  динамику товарооборота большое  влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования  материально-технической базы торговли.

           Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса: два торговых зала, административно-бытовые помещения, склад объединен с помещением для приемки и подготовке товаров к продаже. Общая площадь магазина составляет 101, 9 кв.м., торговая площадь – 85 кв.м., площадь торгового зала: первый зал 52,3 кв.м., второй зал 22,7 кв.м..

 Основным торговым  помещением являются торговые  залы. Они занимают 85 кв.м., это 83% от общей площади магазина. В них размещаются рабочий и выставочный запас товара, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляется расчетные операции за отобранные товары. Административно-бытовые помещения занимают 10,0 кв.м., это соотвественно составляет 9,8% от общей площади. Здесь располагается комната отдыха и санитарно-бытовые помещения. Склад, помещение для приемки товаров и для подготовки товаров к продаже занимают 6,9 кв.м – это 6,8% от общей площади магазина.

 Зал с открытой выкладкой  располагается рядом со складом  и помещением для приемки товара. Это эффективно для работы, т.к.  на складе находятся товарные  запасы только этого зала. В  другом зале товар занимает  мало места по объему и весь  хранится в торговом зале.

Автоматизация учета производится с помощью программы «1С-торговля».

Оборудование в магазине соответствует специализации магазина. Современные  пристенные и островные  горки.

Произведем оценку эффективности  оснащения магазина приведенной в таблице 4.

 

Таблица 4- Оценка эффективности оснащения магазина

Показатели

2010 год

2011 год

2012 год

Отклонение 2012 г. к 2011 г.

(+,-)

2012 год в % к  2011 г.

Товарооборот, тыс.руб.

7196,0

8647,0

11725,0

3078,0

135,6

Торговая площадь, м2

85,0

85,0

85,0

0,0

100,0

Прибыль от продаж, тыс.р.

814,1

2179,0

3196,7

1017,7

146,7

Среднегодовая стоимость  основных фондов, тыс.руб.

3342,0

3342,0

3425,0

83,0

102,0

Фондоотдача, Товарооборот на 1 руб. основ.фондов

1,5

2,6

3,4

0,8

130,8

Фондоемкость, Основные фонды  на 1 руб. товарооборота

0,67

0,4

0,3

-0,1

75,0

Фондовооруженность

571,0

557,0

428,2

-128,8

76,9

Рентабельность основных фондов

15,5

45,2

63,3

18,1

140,0


 

Рентабельность основных фондов выросла ,так как предприятие стало более эффективно использовать каждый сантиметр торговой площади.  На пустующие стены в проходе и на потолок были повешены металлические решетки для товара, что позволило предприятию презентовать покупателю больше товара, соответственно и продать.

Рассчитаем несколько  показателей эффективности использования  материально-технической базы в  магазине:

1 Нагрузка на 1м2 площади  (Н):

 

Н = ТО / Птз, где                                                                                                     (1)

 

ТО - товарооборот;

Птз - площадь торгового зала.

 

Н2011=8647,0 тыс.р/85 кв.м=101,73 тыс.р на 1 кв.м

Н2012=11725,0 тыс.р/85 кв.м=137,94 тыс.р на 1 кв.м

 

Из расчета видно, что  по сравнению с 2011 годом, в 2012 году нагрузка на 1 квадратный метр торговой площади  магазина  выросла на  36,21 тыс.руб. Это связанно с тем, что руководством торговая площадь предприятия стала использоваться более эффективно.

2 Коэффициент установочной  площади (Ку):

 

Ку = Пуст / Птз, где                                                                                                (2)

 

          Пуст - установочная площадь.

 

Ку2012=25,5 кв.м/85,0 кв.м= 0,3

 

3 Коэффициент экспозиционной  площади (Кэ):

 

Кэ = Пэк / Птз,                                                                                                         (3)

 

где Пэк – экспозиционная площадь.

 

Кэ2012= 61,2 кв.м/85,0 кв.м=0,72

 

4 Коэффициент емкости  оборудования (Ке):

 

Ке= Пэк/Пуст                                                                                                           (4)

 

Ке2012=61,2 кв.м/25,5 кв.м=2,4

 

 

После проведенного анализа можно сделать выводы:

1 Торговая площадь предприятия  используется эффективно, грамотно  подобрано оборудование;

2 Рационально используется  экспозиционная площадь, прилавок  не переполняется товаром;

3 Выкладка товара вертикальная, что максимально быстро помогает  покупателю найти нужный ему  товар;

4 Быстро оборачиваемый  товар находится рядом со складом,  что сокращает время на выкладку  товара;

5 Относительно 2011 года была проведена работа на повышение социальной эффективности и руководству предприятия удалось сократить время покупателя на приобретение товара и увеличить максимально допустимую пропускную способность покупателей.

 

Ассортимент магазина «Дикая Орхидея».

          В данном магазине общее количество различных товарных категорий, входящих в ассортимент, не большое, соответственно ассортимент не широкий.

Общее количество товарных позиций внутри каждой товарной категории  в ассортименте представлено достаточно глубоко.

Первое  с чем хотелось бы ознакомится на предприятии, это с ассортиментным перечнем (Приложение А), который не обновлялся с 2011 года.

Составим классификатор  товаров магазина «Дикая Орхидея» (Таблица 5).

 

Таблица 5- Классификатор товаров магазина «Дикая Орхидея»

КЛАСС

ТОВАРНЫЕ ГРУППЫ

ТОВАРНАЯ КАТЕГОРИЯ

Непродовольст-венные товары

Парфюмерия

Туалетная вода

Духи

Парфюмерная вода

Одеколон

Дезодорант

Косметика

Румяна

Пудра

Тушь

Тени

Помада

Корректор

Тональный крем

Карандаш-подводка

Бытовая химия

Средства для стирки белья

Чистящие, моющие средства

Мыло

Антистатики

Средства против бытовых насекомых, грызунов, для дезинфекции и антисептики

Прочие

Крема

Для лица

Вокруг глаз

Для рук

Для ног

Для тела

Детский


 

Продолжение таблицы 5- Классификатор товаров магазина «Дикая Орхидея»

 

 

         Средства  гигиены

               По уходу за волосами

По уходу за телом

По уходу за лицом

По уходу за полостью рта

Гигиенические прокладки

Бритвенные принадлежности

Подгузники

По уходу за ногтями

          Для  интимной гигиены

Туалетная бумага

Салфетки

Носочно-Чулочные изделия

Колготки

Носки

Чулки

Прочее

Галантерея

Украшения

Шляпы

Перчатки

Зеркала

Щетки

Одежда

Трусы

Пижамы

Сорочки

Майки

Наборы

Мужские

Женские

Детские

Универсальные

Упаковка

Оберточная бумага

Декор

Коробки

Мешки

Банты

Хоз.товары

Для кухни

Для ванной комнаты

Для дома

Информация о работе Разработка стратегии по формированию ассортиментной политики на предприятии торговли