Разработка стратегии по формированию ассортиментной политики на предприятии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.
В зависимости от широты и глубины охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
Широта и глубина охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

Содержание

Введение
1 Теория ассортимента и ассортиментной политики на предприятии торговли
Понятие и сущность ассортимента
Формирование и управление ассортиментом товара на предприятии розничной торговли
Ассортиментная политика, как фактор стратегического управления
2 Анализ ассортимента и ассортиментной политики на предприятии розничной торговли «Дикая Орхидея»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия
2.2 Исследование ассортимента с помощью АВС, XYZ – анализа
2.3 Анализ поставщиков и запасов
2.4 Комплексная оценка эффективности ассортимента
3 Мероприятия по повышению эффективности управлением

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 1.docx

— 339.51 Кб (Скачать)

  
          Содержание

 

Введение

1 Теория ассортимента  и ассортиментной политики на  предприятии торговли

    1. Понятие и сущность ассортимента
    2. Формирование и управление ассортиментом товара на предприятии розничной торговли
    3. Ассортиментная политика, как фактор стратегического управления

2 Анализ ассортимента  и ассортиментной политики на  предприятии розничной торговли  «Дикая Орхидея»

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика

предприятия

2.2 Исследование ассортимента с помощью АВС, XYZ – анализа

2.3 Анализ поставщиков  и запасов

2.4 Комплексная оценка эффективности ассортимента

3 Мероприятия по повышению эффективности управлением

 

 

Введение

 

 

 

 

1 Теория ассортимента и ассортиментной политики на предприятии розничной торговли

 

    1. Понятие и сущность ассортимента

Ассортимент (от французского слова assortiment- набор, подбор) — состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.

Ассортимент товаров — набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков[1,С.5].

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский. 

Классификация ассортимента  товаров.

Классификация ассортимента товаров представлена на рисунке 1.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров. 
          Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли [2,С.155]. 

 

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ АССОРТИМЕНТА ТОВАРА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

 

ПРОГНОЗИРУЮМЫЙ

РЕАЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР ПОТРЕБНОСТЕЙ

ОПТИМАЛЬНЫЙ

РАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

УКРУПНЕННЫЙ

ВИДОВОЙ

МАРОЧНЫЙ

СОПУТСТВУЮЩИЙ

ГРУППОВОЙ

ПРОСТОЙ

ТОРГОВЫЙ

ШИРОТА ОХВАТА ТОВАРОВ

СМЕШАННЫЙ

СЛОЖНЫЙ

РАЗВЕРНУТЫЙ

  

 

ГЛУБИНА ОХВАТА ТОВАРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


 

Рисунок 1- Классификация  ассортимента товаров

 Производственный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Торговый ассортимент  — набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

В зависимости от широты и глубины охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный. 
          Широта и глубина охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований.

Простой ассортимент  товаров – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Простой ассортимент товаров характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Сложный ассортимент  товаров – это ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (обувь, одежда и т.д.). Сложный ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом [2,С.189].

Товарные группы делятся  на товарные подгруппы, в состав которых  входят однородные по признаку единства производственного происхождения  товары. Например, товарная группа обуви  делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфоро-фаянсовой посуды. 

Развернутый ассортимент товаров – это ассортимент товаров, представленных их разновидностями. Такой сортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Например, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видео- техники, входят три-четыре группы однородных товаров, но зато они представлены большим количеством товаров разных классов сложности и торговых марок.

Укрупненный ассортимент товаров – это ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров.  
Товары укрупненного ассортимента удовлетворяют те же потребности, что и товары развернутого ассортимента. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодовоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального. 
          Укрупненный ассортимент включает в себя видовой и марочный ассортимент.

Видовой ассортимент – это набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента. Например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное и др. – часть ассортимента молочных товаров.

Марочный  ассортимент – это набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и другие.

Сопутствующий ассортимент – это набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. 
Например, товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине – это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине – мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент – это набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно продовольственными и непродовольственными товарами. 
Например, гипермаркеты. 
          По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный  ассортимент – это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы.

К таким факторам относятся, прежде всего, реальные потребности, которые  зависят от уровня жизни населения, достижений научно-тенического прогресса и других особенностей внешней среды. 
          Например, достижения научно-технического прогресса стимулируют разработку новых товаров и формируют новые потребности, что отчетливо проявляется при формировании рационального ассортимента бытовой техники.

Оптимальный ассортимент – это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на приобретение и потребление. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Полезный эффект представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара. 
          В зависимости от характера потребителей ассортимент может быть реальным и прогнозируем.

Реальный  ассортимент – это действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый  ассортимент – это набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Важным признаком классификации  являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов  хранения товары делятся на скоропортящиеся и нескоропортящиеся. 

Товары классифицируют и  по таким признакам, как частота  спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.  
        По частоте спроса товары подразделяются на три группы:  
         • повседневного спроса — наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;  
        • периодического спроса — товары, покупка которых осуществляется периодически;  
         • редкого спроса — предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.  
         Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

 Спрос на товары  может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в  том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят  на следующие группы: стабильного  спроса; товары, спрос на которые  подвержен резким колебаниям; твердо  сформулированного спроса; альтернативного  спроса; импульсного спроса [3,С.207]. 

На построение ассортимента торговых предприятий оказывает  также влияние специфика спроса на отдельные товары, определяемые национальным составом населения. Эти  изделия составляют так называемые товары национального спроса.

И наконец, модные товары.

Мода – не продолжительное, как правило, господство определенного  вкуса в какой-либо сфере жизни  или культуре, в одежде, обуви  или стиле жизни. Для модных товаров  характерна смена модных форм и образов  одежды, обуви, головных уборов, происходящая в сравнительно коротких промежутках  времени. Мода оказывает сильное  влияние на формирование ассортимента одежды, обуви, головных уборов. Быть одетым по моде является важным фактором жизни для многих, особенно молодых.

 

         1.2 Формирование и управление ассортиментом товара на предприятии розничной торговли

Каждая компания или магазин  рано или поздно оказывается перед  дилеммой – стараться максимально  угодить клиенту и держать  очень широкий ассортимент или  контролировать вложения в ассортимент, что бы компания могла дальше развиваться [3, С. 25].

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста  основных экономических показателей  деятельности торгового предприятия  в значительной степени зависит  от рационального формирования ассортимента товаров.  
          Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. 

Должен быть создан такой ассортимент товаров, который бы смог удовлетворить различные запросы конечных потребителей.  
          В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.

Под ассортиментной политикой  понимают цели, задачи и основные направления  формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации  в области ассортимента — формирование реального или прогнозируемого  ассортимента. 

Ассортиментная  политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы. Вопрос о расширении или сужении ассортимента производимой или продаваемой продукции может иметь разные решения в зависимости от единого комплекса определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы предприятия и прочие конъюнктурные детали.

Информация о работе Разработка стратегии по формированию ассортиментной политики на предприятии торговли