Разработка стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших функций государства является борьба с преступностью. Устойчивый рост противоправных явлений, увеличение в структуре преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений, разрастание организованной преступности и коррупции стали насущной проблемой. Необходимой предпосылкой успешной борьбы с данным явлением служит информация об его подлинных масштабах, знание о фактическом состоянии преступности, а не только зарегистрированной ее части. Отсутствие достоверной информации о преступности не позволяет более точно прогнозировать ее развитие, планировать ресурсы, средства и приоритеты борьбы с ней. Все это обусловливает актуальность изучения скрытой, или латентной, преступности.

Работа содержит 1 файл

Криминология.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

 

                                          Введение

Одной из важнейших функций государства  является борьба с преступностью. Устойчивый рост противоправных явлений, увеличение в структуре преступности доли тяжких и особо тяжких преступлений, разрастание  организованной преступности и коррупции  стали насущной проблемой. Необходимой  предпосылкой успешной борьбы с данным явлением служит информация об его  подлинных масштабах, знание о фактическом  состоянии преступности, а не только зарегистрированной ее части. Отсутствие достоверной информации о преступности не позволяет более точно прогнозировать ее развитие, планировать ресурсы, средства и приоритеты борьбы с ней. Все  это обусловливает актуальность изучения скрытой, или латентной, преступности.

На существование латентной  преступности было обращено внимание еще в начале 19 века. Указания на нее содержатся в работах А. Ж. Кетле, Э. Ферри, Ф. Захаровича и других авторов. На Западе проблема латентной  преступности начала активно разрабатываться  в 40-е годы 20 столетия. Основное внимание исследователей при этом было обращено на измерение примерного числа скрытых  преступлений. В России это явление  стало изучаться в конце 60-х  годов 20 века. Анализу латентной  преступности были посвящены работы Х. Д. Аликперова, С. Босхолова, Г. Булатова, С. В. Вицина, Б. Гаврилова, К. К. Горяинова, А. И. Долговой, Г. И. Забрянского, А. А. Конева, В. В. Лунеева, Н. Майорова, В. В. Панкратова, А. Роши, А. С. Шляпочникова и других криминологов.

В современный  период основное внимание уделяется  вопросам разработки методов измерения  не только всей латентной преступности, но и латентности отдельных преступлений (А. И. Долгова, В. В. Лунеев, А. А. Конев, К. К. Горяинов и др.). В настоящее  время проблема латентной преступности выходит на междисциплинарный уровень в связи с широким распространением теневых явлений - теневой экономики, юстиции и т.п.

Российские  криминологи сделали существенный вклад в изучение латентной преступности, однако до сих пор в криминологической  науке остается целый ряд проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке -- более четкое определение критериев  латентности и понятия латентной  преступности; ее систематизация, классификация  и дальнейшая разработка методов ее выявления и измерения

Латентная преступность представляет реальную, но скрытую  или незарегистрированную часть  фактически совершенных преступлений.

Фактическая преступность нередко многократно  превышает преступность, о которой осведомлена уголовная юстиция, а известная ей преступность — ту ее часть, которая регистрируется и расследуется. Разность между учтенной преступностью и фактической и составляет латентную преступность. Она в некоторых странах, в том числе и в России, превышает зарегистрированную в 3—5 раз.

По механизму образования латентная  преступность распадается на три  составные части:

незаявленные преступления — те, которые были совершены, но потерпевшие, свидетели, должностные лица и другие граждане, в отношении которых они совершены, очевидцами которых они были или о которых они осведомлены, не сообщили об этом в правоохранительные органы;

неучтенные преступления — те, о которых правоохранительные органы были осведомлены (имели поводы и основания к регистрации преступления и возбуждения уголовного дела), но они их не зарегистрировали и не расследовали;

неустановленные преступления — те, которые были заявлены, зарегистрированы, их расследовали, но в силу халатности или недостаточного желания оперативных и следственных работников, их слабой профессиональной подготовки, ошибочной уголовно-правовой квалификации и иных причин в фактически содеянном не было установление события или состава преступления.(1)

Масштабы  латентной преступности в точности, как правило, не известны. Они определяются путем применения различных социологических, статистических и аналитических  методик (сравнительный анализ взаимосвязанных  показателей уголовной статистики; сопоставление сведений уголовного учета с данными административных и дисциплинарных нарушений, с данными  медицинских учреждений об оказании помощи по поводу телесных повреждений, со статистикой жалоб, заявлений, писем  граждан в правоохранительные и  другие государственные органы; опросы граждан, осужденных и заключенных; экспертные оценки специалистов и др.

Считается, что чем серьезнее категория  преступлений, тем ниже для нее  коэффициент латентности. Подобная зависимость существует, но она не является абсолютной. Примером могут  служить самые тяжкие преступления — умышленные убийства, сокрытые под  несчастными случаями, естественной смертью, безвестными пропажами  людей и другими способами. В 1996 г. в России было зарегистрировано 29 406 умышленных убийств. В том же году устанавливалась личность по 49 173 неопознанным трупам (установлено 15 380) и разыскивалось 75 457 человек без вести пропавших (разыскано 49 401). В этих цифрах скрывается большая доля умышленно убитых, но они не попали в статистику убийств.

По некоторым  международным исследованиям незаявленные преступления составляют около 50% и  более от фактически совершенных. В  разных странах по отдельным видам  деяний (например, изнасилованиям, обману покупателей, незначительным хищениям и др.) эта доля может быть намного  большей.

 


(1) Криминология: Учебник для вузов / Под ред.  А. И. Долговой. М., 2005.

Незаявленные  преступления в основном связаны  с недоверием граждан и жертв  преступлений к органам правоохраны; с неверием в способность правоохранительных органов раскрыть преступление и  защитить заявителя; с нежеланием связываться  с милицией («затаскают»); с опасением  мести со стороны преступников; с  нежеланием огласки факта посягательства, например изнасилования; с заключением  компромиссной сделки с преступником; с тем, что лицо не вполне осознает себя жертвой преступления, и другими  причинами.

Незарегистрированные  преступления носят общемировой  характер, но в силу исторических и  иных причин они особо широко распространены в России. Общий уровень скрываемых органами правоохраны преступлений оценивается в пределах 30% и более  от заявленных. По отдельным видам  преступлений эти показатели колеблются в широких пределах. Причин и поводов  к фальсифицированному учету  много: ложная демонстрация милицией и  другими правоохранительными органами своей способности контролировать преступность, неспособность этих органов  справиться с растущей преступностью, уход их от трудно раскрываемых уголовных  дел, кадровая и техническая неукомлектованность  правоохранительной системы, слабая профессиональная подготовка сотрудников, широко распространенные злоупотребления и коррупция  в системе уголовной юстиции  и др.

Уровень зарегистрированных, но по вине дознавателей, следователей и прокуроров неустановленных преступлений колеблется в пределах 2-5% числа учтенных. Они распределены в отказных материалах о возбуждении уголовного дела, в  прекращенных уголовных делах за отсутствием события или состава  преступления и даже в делах с  оправданными приговорами. С уголовно-правовой точки зрения эта часть латентной  преступности в значительной мере является формально законной. С сущностной криминологической позиции реально  совершеннные, но не доказанные деяния не перестают быть латентными преступлениями.

Наличие латентной  преступности свидетельствует о  том, что состояние государственной  статистики о зарегистрированной преступности в мире и в нашей стране нельзя признать удовлетворительным. Народ, общество, государство, далеко не полно зная действительную криминологическую обстановку в  стране, не могут принять адекватных мер по контролю над преступностью. Латентная преступность кроме того, является серьезным криминогенным  фактором, детерминирующим дальнейшее расползание преступности. И что  особенно важно, наличие высокой  латентной преступности существенно  нарушает права человека. Если учесть, что ежегодно в России реально  совершается около 10-12 млн. преступлений (а с такими оценками согласны и  руководители правоохранительных органов), а регистрируется около 2,5 млн. с  выявлением около 1,5 млн. правонарушителей, то около 8-10 млн. лиц, фактически совершивших  преступления, не привлекаются к уголовной  ответственности и примерно 7-8 млн. граждан, реально пострадавших от преступлений, не получают от государства необходимой  правовой порции защиты.(2)

Снижение уровня латентной  преступности и систематический  мониторинг её (во многих развитых странах  наряду с учетом преступности регулярно  отслеживается уровень и характер виктимизации населения) позволяет  с большим знанием дела разрабатывать  и принимать меры борьбы с преступными  проявлениями.

Цель данного работы: рассмотреть понятие латентной преступности, дать криминологический анализ латентной преступности, определить методы выявления латентной преступности в современных условиях, состояние и проблемы выявления.

 

 

      


(2)Криминология и латентная преступность: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.

        I Причины роста латентной преступности в Р.Ф:

Основными причинами  роста преступности в Российской Федерации в последнем десятилетии  ХХ века можно назвать: 
1) ослабление социального контроля за преступностью; 
2) кризис системы правоохранительных органов государственной власти; 
3) популяризацию установок на криминально-силовые способы разрешения социальных противоречий .Основными тенденциями развития преступности того периода стало стремление криминальных структур проникнуть и закрепиться в экономике, политике. В процессе жесткой конкурентности за контроль над прибыльными сферами экономической деятельности и территориями преступная среда стала активно вовлекать в свою деятельность государственный аппарат, самостоятельно проникать в структуры власти и управления. Этому в значительной мере способствовало отсутствие эффективного контроля со стороны государства за происхождением и движением капиталов, финансовых ресурсов. 
Уже в середине 90-х годов ХХ века масштабы и темпы роста преступности были столь высоки, что это позволяло экспертам рассматривать ее как один из основных факторов, препятствующих достижению запланированных темпов реформирования российского государства. Уровень преступности того времени приводил к массовому формированию у граждан чувства тревоги за свою жизнь и благополучие, являлся основной причиной снижения доверия не только к органам власти и управления, но и ко всей государственной политике в целом. 
Одним из важнейших достижений целенаправленной деятельности органов российской государственной правоохраны стало приближение в начале 1999 года к состоянию стабилизации криминогенной обстановки. Обвальный рост количества преступных посягательств был остановлен.  
Тем не менее сложившаяся ситуация по-прежнему оставалась тяжелой. Состояние российской преступности составляло реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Мощное отрицательное влияние преступности было отмечено в отношении всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Наиболее тяжелое положение сложилось в сфере экономики. 
Дальнейшая активизация деятельности органов государственной правоохраны позволила в определенной мере стабилизировать криминальную обстановку в стране. Обвальный рост преступности уже к 2000 году был остановлен. Улучшению ситуации способствовало также урегулирование политической обстановки и преодоление последствий финансово-экономического кризиса 1998 года. Однако стабилизация криминальной обстановки еще не приобрела повсеместный характер. 
Состояние российской преступности в настоящий момент характеризуется высоким уровнем латентности противоправных посягательств, что приводит к росту безнаказанности виновных в этих посягательствах и воспроизводства преступности. 
По-прежнему не снижаются масштабы криминализации экономики и коррупции в органах государственной власти. Продолжает оставаться высоким влияние организованной преступности на все стороны жизни общества. Не устранена полностью опасность проникновения криминалитета во власть. Продолжает обостряться ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия. В связи с деятельностью по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики сохраняется угроза совершения террористических актов в других субъектах федерации. 
Вызывает тревогу продолжающийся рост преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. 
Криминальную напряженность в стране усиливают незаконная миграция, нарастающие темпы распространения алкоголизма и наркомании. 
В обществе сохраняется крайняя озабоченность состоянием правопорядка в стране, о чем свидетельствуют опросы населения, проводимые независимыми социологическими центрами.  
 
При этом значительная часть россиян испытывает недоверие к правоохранительным органам, неспособным, по их мнению, защитить интересы граждан от преступных посягательств.

 

   II Криминологический анализ латентной преступности

Для криминологического анализа признаков и показателей  преступности важно иметь четкое представление об источниках соответствующей  информации.

 В практической деятельности наиболее часто используются следующие из них: статистические отчеты о преступности, карточки на совершенное преступление, на лицо, совершившее преступление, на обвиняемого, подсудимого; результаты обобщения уголовных дел и материалов о преступлениях; данные социально-экономической, социально-демографической и другой статистики; результаты криминологических исследований, а также изучения общественного мнения о преступности; сведения об иных правонарушениях (пьянстве, наркомании, проституции). Эти источники первоначальной криминологической информации служат отправной точкой для изучения преступности и познания ее существенных характеристик.  При всей важности и значимости названных источников они, к сожалению, не могут объективно и полно воспроизвести целостную картину преступности. Здесь встает вопрос о скрытой преступности, не нашедшей отражения в официальных статистических данных. Эту часть преступности принято называть латентной. Она представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зафиксированных в уголовной статистике.

Проблема  латентности особенно актуальна  не только для определения объема, интенсивности (уровня) преступности и  выявления ее объективных показателей, но и как существенный криминогенный  фактор.

Неотъемлемыми последствиями  латентности преступности являются:

· искажение  представления о фактическом  состоянии, уровне, структуре, динамике преступности, о величине и характере  ущерба, причиненного обществу преступными  деяниями;

· препятствие  реализации принципа неотвратимости ответственности  за совершенные преступления;

· рост преступности, особенно рецидивной;

· снижение достоверности прогнозов преступности, затрудняющее определение основных направлений борьбы с ней;

· снижение авторитета правоохранительных органов;

· снижение активности граждан в борьбе с  преступностью.

Понятие «латентный» широко используется в  различных отраслях знаний для определения  явлений и процессов, протекающих  внешне не заметно.

Однако  о латентности можно говорить лишь применительно к реально  существующему явлению, скрытому от исследующего его субъекта. При этом нужно признавать относительность  указанного понятия, поскольку явление, скрытое от одного субъекта, может  быть открытым для другого. Учитывая вышеизложенное, в каждой отрасли  научного познания следует устанавливать  объективно обусловленные критерии латентности изучаемого явления  или процесса.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия