Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучении ассортимента и формировании представления об оценке качества макаронных изделий на примере конкретного предприятия (ИП Григорян С.К. «Пикник»).
Указанная цель определяет задачи работы:
- охарактеризовать конъюнктуры рынка макаронных изделий и факторов, формирующих качество макаронных изделий;
- рассмотреть классификацию и направления ассортимента макаронных изделий;
- изучить требования к качеству и безопасности макаронных изделий;
- провести исследование ассортимента макаронных изделий;
- провести экспертизу качества макаронных изделий, реализуемых ИП Григорян С.К. «Пикник».
- по результатам исследований дать рекомендации по направлениям оптимизации ассортимента и улучшению качества макаронных изделий.
Окончание таблицы 2.2
5. | Перья
рифленые |
трубчатые | высший | пакет | 1000 | 634,2 | 12,3 |
6. | Паутинка | нитевидные | высший | пакет | 400 | 381,5 | 7,4 |
7. | Спираль | фигурные | высший | пакет | 400 | 491,8 | 9,5 |
8. | Витушки | фигурные | высший | пакет | 400 | 478,4 | 9,3 |
9. | Рожки
гладкие |
фигурные | высший | пакет | 1000 | 799,9 | 15,5 |
10. | Трубки
рифленые |
трубчатые | высший | пакет | 400 | 536, 7 | 10,4 |
Итого | 5163,1 | 100 |
Рис 2.1 - Структура объемов реализации макаронных изделий в магазине «Пикник», %
Таким образом, наибольшую долю в структуре реализации макаронных изделий, реализуемых в ИП Григорян С.К. «Пикник» в 2010 году заняли рожки гладкие (15,5%), рожки с гребешком (14.6%), рожки витые (13,4%), и перья рифленые (12,3%). Остальные макаронные изделия пользуются меньшим спросом.
Анализируя ассортимент макаронных изделий, реализуемых магазином «Пикник» (таблица 2.8), установлено, что большим спросом среди покупателей пользуются макаронные изделия в упаковках по 0,4 кг (70%). Меньшим спросом пользуются упаковки 1 кг (20%) и 5 кг(10%).
Анализ
макаронных изделий, реализуемых в магазине
«Пикник» в 2010 году, в зависимости от производителя
представлен в таблице 2.3 и рисунке 2.2.
Таблица 2.3
Структура макаронных изделий, в зависимости от производителя
№
п/п |
Наименование
производителя |
Объем реализации | |
кг | в % к общему объему | ||
1. | ОАО «Алмак» | 2173,2 | 42,1 |
2. | ОАО «Бийский элеватор» | 1002,7 | 19,4 |
3. | ОАО «Алтан» | 1187,2 | 23,0 |
4. | ОАО «Мельник» | 800,0 | 15,5 |
Итого | 5163,1 | 100 |
Рис. 2.2 – Структура объемов реализации макаронных изделий в магазине «Пикник», в зависимости от производителя, %
По данным анализа выявлено, что на макаронные изделия от ОАО «Алмак» приходится наибольшая доля - 42,1%. Остальные производители макаронных изделий пользуются меньшим спросом.
Ассортиментная политика – важная часть общей розничной структуры. Согласно ассортименту магазина «Пикник» можно рассчитать широту, полноту, устойчивость и новизну [26].
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому (формула 4). Таблица по коэффициенту широты представлена в приложении 5.
Кш=(Шд/Шб)*100%
(4)
Кш=
(21/35)*100%=60
Вывод: Таким образом, коэффициент широты равен 60%. Чем больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров.
Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Полнота
характеризуется количеством
Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров (приложение 6).
Коэффициент полноты (Kп) - отношение действительного показателя полноты к базовому (5).
Кп=Пд/Пб
(5)
К=13/21=0,62
Вывод: Таким образом, коэффициент полноты равен 0,62. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.
Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.
Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров (приложение 8).
Новизна
характеризуется действительным обновлением
- количеством новых товаров в общем перечне
(H) и степенью обновления (Кн), которая
выражается через отношение количества
новых товаров к общему количеству наименований
товаров или действительной широте (6).
Кн=(Н/Шд)*100%
Кн=(13/21)*100=61,9 первый день
Кн=(12/21)*100=57,1 второй день
Кн=(14/21)*100=66,7 третий день
Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ран/ее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них (приложение 7).
Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Кд) (формула 7).
Ку=У/Кд (7)
Ку=15/21=0,72 первый и второй дни
Ку=14/21=0,67 третий день
Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Потребители
товаров устойчивого
Изготовители
и продавцы магазина «Пикник» чаще
всего стремятся расширить количество
товаров, пользующихся устойчивым спросом.
Однако следует иметь в виду, что вкусы
и привычки со временем меняются, поэтому
устойчивость ассортимента должна быть
рациональной.
2.4
Результаты экспертизы
качества макаронных
изделий
Как указывалось выше, для экспертизы качества были выбраны три образца макаронных изделий, реализуемых в ИП Григорян С.К. «Пикник» (таблица 2.1). Для оценки качества нами были проведены следующие виды анализа:
- идентификацию по маркировке;
-
органолептическую и физико-
-
экспертизу качества
2.4.1
Идентификация по маркировке
В лабораторных условиях провели контроль качества продукции по трём образцам макаронных изделий, характеристика которых приведена в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Содержание маркировки исследуемых образцов
Показатели | Образцы: | ||
первый | второй | третий | |
Тип и подтип макаронных изделий | фигурные,
спираль |
фигурные,
витушки |
нитевидные,
вермишель |
Сорт | высшей | высшей | высшей |
Группа | Б | А | А |
Состав | мука пшеничная в/с, вода | мука пшеничная хлебопекарная, вода | мука пшеничная хлебопекарная, вода |
Пищевая ценность в 100 г продукта | белки 10,4 г; жиры
1,1 г;
углеводы 71,5 г |
белки 10,4 г; жиры
1,1 г;
углеводы 71,5 г |
белки 10,4 г; жиры
1,1 г;
углеводы 71,5 г |
Энергетическая ценность | 344 ккал | 344 ккал | 344 ккал |
Изготовитель | ОАО «Алмак» | ОАО«Бийский элеватор» | ОАО «Алтан» |
Адрес | Россия, 656922, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Трактовая, 31-б | Россия, 659319, Алтайский край, г.Бийск, ул.Мерлина,64 | Россия, 656922, Алтайский край, г.Барнаул, ул.Деповская,21 |
Масса нетто, г | 400 | 400 | 400 |