Макароные изделия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 08:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении ассортимента и формировании представления об оценке качества макаронных изделий на примере конкретного предприятия (ИП Григорян С.К. «Пикник»).

Указанная цель определяет задачи работы:

- охарактеризовать конъюнктуры рынка макаронных изделий и факторов, формирующих качество макаронных изделий;

- рассмотреть классификацию и направления ассортимента макаронных изделий;

- изучить требования к качеству и безопасности макаронных изделий;

- провести исследование ассортимента макаронных изделий;

- провести экспертизу качества макаронных изделий, реализуемых ИП Григорян С.К. «Пикник».

- по результатам исследований дать рекомендации по направлениям оптимизации ассортимента и улучшению качества макаронных изделий.

Работа содержит 1 файл

сама дипломная.doc

— 639.00 Кб (Скачать)

     Рассматривая  анализ результатов анкетирования, было установлено, что большинство респондентов предпочитают макаронные изделия в виде рожек с гребешком (25,7%), спагетти (16,3%) и перья рифленые (13,7%) (рисунок 2.6). 
 

     Рис. 2.6 – Структура предпочтений респондентов по видам макаронных изделий, % 

     В настоящее время доля фасованной продукции на рынке макаронных изделий  растет. Респондентам был задан вопрос: «Какой объем фасовки макаронных изделий вы предпочитаете?» (рисунок 2.7).

     

     Рис. 2.7 – Структура предпочтений макаронных изделий, в зависимости от объема фасовки, %

     Из  данных рисунка  следует, что наибольшей популярностью среди покупателей пользуются упаковки по 400 гр (41,6 %). На долю упаковок 1000 и 5000 кг приходится 46,1 %. Весовые макаронные изделия пользуются меньшим спросом и составляют 12,3 %.

     Также было установлено, с какой частотой совершаются покупки макаронных изделий (рисунок 2.8).

     Рис. 2.8 – Частота покупки макаронных изделий среди респондентов, % 

     Установлено, что респонденты макаронные изделия  покупают раз в неделю, в две недели и на их долю приходится 74,6 %. Такая высокая частота покупки объясняется тем, что макаронные изделия являются продуктами длительного хранения, они обладают высокой пищевой ценностью, и при всем этом, имеют невысокую цену.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  макаронные изделия пользуются спросом у людей  в возрасте от 25 до 40 лет, преимущественно мужчин. По социальному статусу рабочие и военнослужащие в большей мере предпочитают макаронные изделия, это обуславливает относительной простотой приготовления и небольшими затратами.

     В представленном ассортименте макаронных изделий наиболее популярными оказались рожки с гребешком, спагетти и перья рифленые. В зависимости от объема фасовки большим спросом пользуются макаронные изделия в упаковке 400 гр.

     Полученные  данные следует рассматривать как  исходные при определении возможных объемов реализации. Однако в условиях большой взаимозаменяемости большинства товаров, общего превышения предложения над спросом и при наличии конкуренции полученные результаты будут не совсем точно отражать действительные потребности населения в конкретном товаре. Поэтому для повышения точности расчетов необходимо проводить их корректировку с учетом данных о реальных объемах продажи товара. 
 
 
 
 
 
 
 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ  АССОРТИМЕНТА И  УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ИП ГРИГОРЯН С.К. «ПИКНИК» 

3.1 Пути совершенствования ассортимента макаронных изделий 

     Основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель.

     Мировым лидером, как по производству, так  и по потреблению макаронных изделий является, конечно же, Италия. Италия производит почти в 2,5 раза больше макарон, чем США, занявшие по производству 2-ое место и в 5 раз больше, чем Россия (4-ое место). Понятно, что жителей в Италии гораздо меньше, чем в Америке и в России и, наверное, питаются итальянцы не одними только макаронами, поэтому не трудно догадаться, что чуть меньше половины произведенного товара идет на экспорт.

     Однако  в России лишь до кризиса 1998 года доля иностранной, в том числе итальянской макаронной продукции, занимала от 25% до 40% рынка. Сейчас же иностранная продукция занимает всего от 2% до 5%. С 1997 по 2010 года значительно возросло производство отечественных макаронных изделий, которые в отличие от российских автомобилей являются конкурентоспособными по качеству и доступными по цене. Среди отечественных производителей крупнейшими производителями считаются челябинская фабрика «Макфа» и московская фабрика «Экстра М», в совокупности эти фабрики занимают около 18% макаронного рынка. Эти марки конкурируют как на рынках крупных городов, особенно на рынке столицы, так и на региональных рынках. Среди прочих производителей, можно выделить Нижегородскую макаронную фабрику, екатеринбургскую фабрику «Смак» (принадлежит объединению «Макфа»), самарскую фабрику «Верола», 1-ую петербургскую макаронную фабрику и другие [27].

     Возвращаясь к обсуждению такого параметра как «страна производитель», самые популярные макароны у нас в России – отечественные и итальянские. Но интересный факт: если макароны итальянского производства предпочитают 23% респондентов, то в действительности их приобретают лишь 9%.

     Для тех 14% респондентов, которые хотят итальянские, а едят все же русские макароны, главным оказывается ценовой фактор – значительно более дешевые отечественные макароны. Но также возможно и то, что российские макароны легче застать на прилавках, а за итальянскими макаронами надо идти в магазин покрупнее.

     Если рассмотреть социально-демографический портрет типичных покупателей российских и итальянских макарон, то, не вдаваясь в подробности можно отметить, что типичный потребитель российских макарон это человек старше 40 лет, а типичный потребитель итальянских – до 40. Всем, очевидно, что доход потребителя отечественного продукта значительно ниже дохода потребителя итальянского продукта.

     Следующий параметр, это упаковка. Макаронные изделия упаковываются в различные по весу пачки, пакеты. Наиболее удобной потребители признают упаковку в 500 гр. 500 граммовой пачки спагетти хватает на большие порции для 4 человек и пара порций для маленькой собаки. Величина же типичной покупки от 501 до 1000 гр. Стоит также отметить периодичность покупки макарон. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются с периодичностью от «2–3 раз в месяц» до «1 раза в месяц».

     Столь невысокая по сравнению с другими  продуктами повседневного потребления (хлеб, например), частота покупок макаронных изделий, может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет. Можно выделить зависимость между частотой покупки и ее объемом. Чем реже человек покупает макароны, тем обычно больше объем его покупки [24].

     По  словам специалистов, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и падение спроса летом – в сезон овощей и фруктов. Более дешевыми из макаронных изделий считаются такие виды, как вермишель, лапша и ракушки, более дорогими – фигурная продукция.

     Производители макарон стараются минимизировать рост цен на свою продукцию.

     На  российском рынке много производителей и поэтому остра конкуренция между ними. В последнее время наметился переход от ценовой конкуренции к неценовой. Ценовая конкуренция является низшим видом конкуренции, тогда как неценовая присуща более цивилизованному рынку. . Отличительными признаками неценовой конкуренции заключается в том, что для лидирования на рынке какого-либо производителя важно не только установить цену, которая будет ниже, чем у конкурентов, но нужно также придавать большое значение качеству продукта, его оформлению, рекламе.

     В последние годы у макаронных производителей наметилась определенные тенденции.

     Макаронные изделия производятся из зерна, поэтому количество собранного зерна в стране и цена на него будут влиять и на производство макарон. Производителям макарон сегодня необходима гарантия своевременных поставок сырья соответствующего качества.

     Именно  поэтому производителями сегодня  создаются зерновые холдинги, яркий пример – объединение Петербургского мельничного комбината, Первой петербургской макаронной фабрики, ЗАО Агрокомплекс «Оредеж», Псковского мельничного комбината и торговой компании «Вита» в единый холдинг. Подобные объединения позволяют повысить рентабельность производства на 2–4% за счет оптимизации логистических процессов и снижения риска простоя производства из-за нарушения поставок. Оптимизация логистических процессов означает упрощение перевозок необходимых для производства конечного продукта материалов. К примеру, перевозок зерна со склада на мельницу, перевозок муки на производство непосредственно макарон.

     Что касается реализации рассматриваемого нами товара, то обширной рекламы макарон в СМИ нет. Возможно, это отчасти из-за того, что макароны действительно популярный продукт, потребляемый очень часто. Рекламой производители могли бы повысить интерес потребителей к своей марке. Учеными-физиологами доказано, что человеческий рацион должен состоять на 37% из изделий из муки, т.е. хлеба, хлебобулочных изделий, а также макарон.

     Потребление 100 г. макарон в день покрывает полностью человеческие потребности в белках, на 50% в крахмале, также было указано, что белки, жиры и углеводы, содержащиеся в макаронах, обладают высокой усвояемостью [21].

     В Алтайском крае существует множество  макаронных фабрик. Такие как ООО «Алмак», ОАО «Мельник», ООО «Алтан». Ассортимент изделий фабрик достаточно высок. Изделия отличаются высоким качеством и низкой ценой.

     Совершенствование структуры ассортимента макаронных изделий предлагаю проводить путем введения в рецептуру нетрадиционного сырья: пищевых добавок, красителей, использование новых видов муки, воды. Также с целью улучшения ассортимента и более полного удовлетворения растущих потребностей населения, использовать витаминные и минеральные добавки.

     Например, ЗАО «Вобекс-Интерсоя» является прямым представителям фирмы «Сояпротеин» в России и предлагает соевую муку, которая используется при выработки макаронных изделий.

     СОПРО-УТБ  – обезжиренная, умеренно термически обработанная соевая мука в виде порошка, со степенью измельчения менее 0,150-0,325мм, содержанием белка 52% при гидратации связывает не менее 3,5 частей воды. Она характеризуется повышенной эмульгирующей, структурирующей, стабилизирующей, влаго- и жиросвязывающей способностями и антиокислительным действиям. Продукт содержит липоксигеназу, что позволяет получать макаронные изделия быстрого приготовления. Щадящая обработка с помощью флеш-отгонки позволяет сохранить 70% растворимого протеина, что обуславливает высоко функциональные свойства нативного соевого белка.

     Использование соевой муки имеет важное практическое значение благодаря эмульгирующей, структурирующей, стабилизирующей, влаго- и жиросвязывающей способностями и позволяет: обогатить продукт белком, регулировать содержание белка до заданного уровня, снижать расход яиц и жира, улучшать дисперсию жира и сахара, пролонгировать свежеть и сроки годности продукта, увеличить выход готовой продукции, улучшать снабжение населения диетическими продуктами, обладающими повышенной пищевой ценностью, благодаря сохранению в муке нативной формы белка (натуральное соотношение аминокислот белка без химических воздействий) [17].

     ЗАО «Евро ресурс» предлагает использовать вместо биохимических красителей, которые приводят к нарушениям иммунной системы, нормального функционирования печени и угнетению репродуктивной функции у мужчин, каротины, полученные из растительного сырья [14]. Для обогащения и частичной витаминизации макаронных изделий используют экологически чистую пищевую добавку натурального происхождения – бета-каротин, обладающею радиопротекторными и антиоксидантными свойствами. В качестве источника бета-каротина применяют 0,2% раствор «Бета-каротин микробиологический (провитамин А) в масле» ТУ У18.298-95, вырабатываемый ООО «НПП «Витан». Бета-каротин используют в составе макаронных изделий согласно РЦУ 18.5811-97 от 12.08.97г. «Изделия макаронные, высший сорт, витаминизированные бета-каротином».

     ООО «Информкондитер» разработал рецептуру  макаронных изделий с натуральными пищевыми добавками, обладающими лечебными свойствами. Например, макароны с цикорием или земляной грушей улучшают обмен веществ. Изделия с добавлениями проращенных зерен пшеницы, гороха и фасоли повысят иммунитет.

     Компания  «СоюзОптТорг» предлагает антиоксидант ЭДТА – этилендиаминтетраацетат калция-натрия гигиенический номер Е385 согласно системе цифровой кодификации пищевых добавок.

     Он  представляет собой белый порошок  или мелкокристаллический порошок без вкуса и запаха.

     Применяется в пищевой промышленности (масложировая и макаронная промышленность) и проявляет  свойства синергиста актиоксидантов и консервантов. Также является диспергирующим веществом, комплексообразователем, стабилизатором цвета и аромата.

     Преимущество  использования ЭНТД: стимулирует  сохранение цвета, сохранения структуры, выступает как антиоксидант, контролирует каталитические окислительные эффекты ионов металлов, работает как консервант, стимулирует сохранение аромата.

     ООО «Сосновоборская» макаронная фабрика (Санкт-Петербург) приступила к производству продукции «здорового» направления. Как сообщил АБН генеральный директор предприятия Георгий Галустов, данное направление включает в себя макароны с различными полезными добавками. В настоящее время основное производство макаронных изделий с добавлением свеклы, укропа, йода. В ближайших планах – запуск изделий с добавлением кожуры кедровых орешков, лимоном и чесноком.

     Таким образом, в настоящее время ассортимент  макаронных изделий составляет более 100 видов, которые отличаются как входящими в состав компонентами, так и внешним видом. Несмотря на то, что ассортимент довольно широкий, требуется дальнейшее его расширение за счет выпуска новых изделий с повышенной пищевой ценностью.

Информация о работе Макароные изделия