Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.
Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля.
Его
важнейшим элементом являются регулярные
Консультативные совещания участников
Договора, а также специальные совещания.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
Международное морское право является одной из наиболее древних отраслей международного права, уходящей своими корнями во времена начала мореплавания. Морское право развивалось долгое время, как обычное. Первая кодификация норм была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции:
о территориальном море и прилежащей зоне;
об открытом море;
о континентальном шельфе;
о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. (РФ не участвует).
В связи со стремительным развитием техники, появлением новых государств положения данных конвенций в значительной мере устарели при их вступлении в силу в середине 60-х. Произошедшие изменения и необходимость учета интересов развивающихся государств потребовали созыва III Конференции ООН по морскому праву, которая заседала в 1973-1982 гг., приняв в итоге Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Конвенцию подписали 157 государств, в доктрине она называется «Конституция морей», поскольку регулирует все вопросы, связанные с деятельностью государств на пространствах морей и океанов. После Устава ООН – это второй по важности документ международного права.
Одно
из главных достижений документа
стало четкое разграничение всех
морских пространств и
находящиеся под суверенитетом государств и составляющие территорию каждого из них
акватории,
в отношении которых у
пространства за пределами суверенитета и юрисдикции государств.
Принадлежность
какого-либо пространства к одной
из указанных категорий
Статус – правовое положение, определяющее степень возможной юрисдикции государства.
Режим – совокупность прав и обязанностей прибрежного государства наряду с правомочиями других государств, позволяющие отличать данное морское пространство от других.
Основным институтом в международного морского права является исходные линии отсчета морских пространств. Существуют три основных способа отсчета:
1) от
линии наибольшего отлива
2) если
береговая линия извилиста или
изрезана либо вблизи от
3) от
внутренних морских вод.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
Территориальное море – морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод. Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства.
Каждое
государство имеет право
Внутренние морские воды – воды, находящиеся от прямых исходных линий в сторону берега. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного государства; море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству; морские бухты, лиманы и заливы ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Если вход шире 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.
Правовой режим внутренних морских вод устанавливается внутренним законодательством. Оно регулирует судоходство и рыболовство; промыслы или научные исследования. На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах, распространяется юрисдикция прибрежного государства, если иное не установлено международным договором.
Прилежащая
зона – это зона открытого моря
ограниченной ширины, примыкающая к
территориальному морю. Прибрежное государство
в прилежащей зоне осуществляет свою
юрисдикцию в целях обеспечения
таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных
и иных правил. Дополнительная морская
зона за пределами территориального моря,
декларируется внутренним актом государства.
Прилежащие зоны сохраняют статус открытого
моря, на которое суверенитет государства
не распространяется. Цель установления
прилежащей зоны – предотвращение возможного
нарушение законов и правил прибрежного
государства в пределах его территориального
моря и наказание за нарушение, совершенное
в пределах его территории. В последнем
случае может осуществляться преследование
по горячим следам.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Исключительная экономическая зона - это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе прибрежному государству предоставляется суверенное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности.
Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
суверенные права в целях изучения, разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;
разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также промысла живых организмов, относящихся к сидячим видам;
исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей;
сооружать,
а также разрешать и
Континентальный шельф - с геологической точки зрения это подводное положение материка под водой до его резкого обрыва на большие глубины или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая недра подводных районов, простирающееся от исходных линий прибрежного государства до установленных международным правом пределов.
Правомочия прибрежного государства на континентальном шельфе:
Добыча сидячих видов фауны: кораллов, губок, морских раковин.
Прокладка кабелей
Добыча углеводородного сырья
Прокладка трубопроводов
Права
прибрежного государства на континентальный
шельф не распространяются на покрывающие
воды и воздушное пространство над
ним. Прибрежные государства регламентируют
разведку и разработку природных ресурсов,
а также научную деятельность на прилежащих
шельфах своими национальными законами
и правилами. Прибрежное государство имеет
право в целях разведки и разработки природных
ресурсов шельфа возводить соответствующие
сооружения и установки, создавать вокруг
них зоны безопасности. Осуществление
прав прибрежного государства не должно
ущемлять прав судоходства и других прав
государств.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
Международный район морского дна - это морское дно, расположенное за границами континентального шельфа государств, на которое распространяется принцип общего наследия человечества. Район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях всеми государствами. Управляет Районом Международный орган по морскому дну, в который вправе обратиться все государства – участники Конвенции, их юридические и физические лица.
Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе.
Деятельность
в Районе не должна затрагивать правового
статуса вод, покрывающих Район,
или правового статуса
Открытое море – это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря.
Главным принципом международного морского права является свобода открытого моря, которая в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и включает: а) свободу научных исследований; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла.
Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.
Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем.
Свобода
прокладки кабелей и
Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется как в водной части океана – возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация, так и на его дне – в Районе.
Свобода
рыболовства предоставлена всем
государствам при условии соблюдения
ими международных
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
Международное воздушное право – отрасль международного права устанавливающая правовой режим воздушного пространства и регулирующих отношения между субъектами международного права в области его использования.
Принципы международного воздушного права:
1. исключительного и полного суверенитета государств над своим воздушным пространством. Государство самостоятельно устанавливает правовой режим использования своего воздушного пространства. Для других государств предусмотрен разрешительный порядок. Разрешение – в форме договора. При нарушении этих правил – применяются меры как к нарушителям государственной границы. Государство должно обеспечивать для всех воздушных судов равные права; обязано устанавливать полетные трассы; определять правила радиосвязи; правила обеспечения безопасности полета.
2. свободы
полета в открытом воздушном
пространстве. За пределами юрисдикции
государств – подчинение