Международное публичное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 64 вопроса.

Содержание

1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.

Работа содержит 1 файл

ответы к билетам по международному публичному праву.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

3. Третье  поколение – результат деколонизации  и формирования новой мировой  силы – развивающихся государств. Появилось с 60-х гг. XX в. и тесно связано с осознанием глобальных проблем человечества: право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение. Это т.н. коллективные права: на самоопределение; на участие в профсоюзах; на развитие; индивидуальная и национальная идентификация.

     Основные  источники отрасли – многочисленные многосторонние и универсальные  договоры, ставшие частью общего международного права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к области внутренней компетенции государств, и реализуется посредством внутреннего законодательства.

     В XXI в. формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее основа – важнейшие принципы МППЧ:

Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность противопоставления какой-либо группы прав человека другой. Права человека – единый комплекс системы взаимосвязанных элементов, в которой существует своя иерархия прав человека. Важнейшее из которых – право на жизнь.

     Дуалистическая  сущность принципа уважения прав человека: как основополагающего в системе  основных принципов международного права и в то же время, как одного из элементов системы 10 основных принципов международного права, которые взаимосвязаны друг с другом. Однако существует тенденция оправдать попытки и нарушения других принципов международного права, ссылаясь на необходимость защиты прав человека.

     Недопустимость  произвола и насилия. Взаимоотношения  государства и граждан, а также непосредственная реализация прав человека относится к внутригосударственной компетенции и должны осуществляться на основаниях законности. 

23. Право внешних  сношений: понятие,  институты, источники.

      Право внешних сношений – отрасль международного права, регулирующая официальные межгосударственные отношения.

     Объект  – межвластные отношения, политического  характера. Внешние сношения государства, носят официальный характер и  осуществляются специальными органами, поэтому их следует отличать от так  называемых интернациональных связей, в которых могут участвовать индивиды и общественные организации.

     Источники – обычай и договор. При этом обычные  нормы до сих пор преобладают. 

24. Органы внешних  сношений.

      Аппарат ведения внешних сношений создается  и наделяется определенной компетенцией государством самостоятельно, на основе действующего внутреннего законодательства.

     Подразделяются  на 2 группы: внутригосударственные и зарубежные.

1) Внутригосударственные  делятся на конституционные и  специализированные.

Существование первых прямо предусмотрено Конституцией государства, которая определяет объем их полномочий.

- Конституционные  органы внешних сношений:

     Парламент. Традиционно, как представитель  всего народа решает вопросы войны  и мира; территориальных изменений; ратификация международного договора; определение расходов на внешнеполитические мероприятия – принятием Закона о бюджете.

     Глава государства. Осуществляет высшее представительство  государства в международных  отношениях.

     Правительство и его глава. Намечает основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями. Это орган ответственный за непосредственное выполнение принятых внешнеполитических решений.

     Ведомство иностранных дел – орган непосредственного  оперативного руководства внешними сношениями государства. Осуществляет повседневную оперативную деятельность в области внешних сношений.

- Специализированные внутригосударственные органы представляют государство только в одной области внешних связей.

       Министерство культуры – культурными  обменами. Специальными внутригосударственными  органами внешних сношений могут  быть другие министерства и  ведомства в рамках, устанавливаемых внутригосударственным законодательством.

     2) Зарубежные органы на две группы  постоянные и временные. 

Постоянные  – дипломатические представительства, аккредитованные в странах, с  которыми поддерживаются дипломатические  отношения; консульские представительства, торговые представительства; постоянные представительства государств при международных организациях.

Временные – специальные миссии, направляемые в другие государства для участия  в церемониальных мероприятиях или  ведения переговоров; делегации и группы наблюдателей на международных конференциях; делегации для участия в работе сессий международных организаций и их органов и т.д. 

25. Дипломатическое  представительство.  Персонал дипломатического  представительства.

      Современная практика признает следующие виды дипломатических и приравненных к ним представительств,  которыми обмениваются стороны:

а). Посольства – представительства первого, высшего  класса, во главе которого находится  представитель, имеющий класс посла, аккредитованного при главе государства.

б). Миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным  при главе государства – представительства 2 класса или папские интернунциатуры.

в). Миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностранных дел.

г). Дипломатические и приравненные к ним официальные представительства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, название и некоторые особенности правового положения.

     Практикой предусмотрен институт кумулирования  миссии. Представительство государства одним лицом одновременно в нескольких других государствах.

Функции дипломатического представительств:

представительство. Выступать от имени государства  по всем вопросам официальных отношений;

дипломатическая защита прав и законных интересов  аккредитующего государства, его физических и юридических лиц, находящихся на территории страны пребывания;

ведение переговоров с правительством страны пребывания;

сбор  информации, касающейся страны пребывания и распространение официальной  информации, поступающей через представительство от аккредитующего государства с помощью законных средств;

консульские функции.

     Существует 3 категории сотрудников дипломатических  представительств.

Дипломатический корпус. В узком значении это главы  иностранных посольств и миссий, аккредитованных в данной стране. В широком смысле слова – ранговые, профессиональные дипломаты и члены их семей проживающие совместно.

     Дипломатический ранг – это личный ранг дипломата, присваиваемый в соответствии с  законами и правилами похождения дипломатической службы. Ранги вводятся внутренним правом каждого государства и предусматриваются для всех его должностных лиц, ведущих в рамках ведомства иностранных дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными государствами. Ранг сохраняется независимо от занимаемой должности и остается при уходе в отставку.

     Численность дип.персонала является компетенцией аккредитующего государства.

     Административно-технический  персонал: референты, переводчики, технические  секретари, стенографистки и канцелярский персонал, шифровальщики. Все эти сотрудники не имеют дипломатических паспортов, но командируются на работу ведомством иностранных дел.

     Члены обслуживающего персонала. Шоферы, уборщицы, лифтеры, повара, вахтеры, садовники  и т.д. К ним примыкает обособленная группа лиц, не входящих в персонал представительств, но работающих по найму у самих сотрудников посольства – это так называемые частные домашние работники.  

26. Иммунитеты и привилегии  дипломатического  представительства  и его сотрудников.

      Дипломатический иммунитет – особое право на освобождение от местной юрисдикции и неприменимость мер принуждения, предусмотренных внутренним правом страны пребывания за нарушение ее законов и правил.

     Дипломатические привилегии – дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.

     Иммунитеты  и привилегии предоставляются автоматически, с момента учреждения представительств или с момента прибытия самих  дип.агентов, независимо от наличия  или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами.

     Иммунитеты  и привилегии делятся на 2 группы: личные и предусмотренные для  представительства, как органа.

     Привилегии  дипломатического представительства:

1. Неприкосновенность помещений дипломатических представительств в соответствии с Венской конвенцией носит абсолютный характер.

2. Неприкосновенность  архивов и документов. Они неприкосновенны  в любое время и независимо  от их местонахождения. Неприкосновенность  распространяется и на дипломатическую почту.

3. Фискальный  иммунитет – налоговые льготы  и преимущества. Не являясь безусловно  необходимым, облегчает работу  представительства. 

4. Таможенные  привилегии. Государство пребывания  в соответствии с принятыми  им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.

5. Право  на атрибутику: пользоваться флагом  и эмблемой своего государства  на помещениях представительства,  а также на его средствах передвижения.

     Иммунитеты  персонала:

1. Личная  неприкосновенность дипломатических  агентов. Обязанность воздержания  частных лиц и органов государства  от всякого рода действий, которые  могут нанести ущерб личности, свободе или достоинству агента. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.

2. Неприкосновенность  частной резиденции дипломатического  агента. Как постоянное место  проживания дипломата, так и  временная резиденция. Понятие неприкосновенности  частной резиденции предполагает  ее распространение на находящиеся в помещении предметы, имущество, документы дипломата.

3. Иммунитеты от гражданской и административной юрисдикции не являются абсолютными. Так, иммунитет не распространяется на случаи, когда к дипломатическим агентам предъявляются иски как к носителю частного права.

4. Освобождение от обязанности давать свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны.

5. Налоговые льготы предоставляются на тех же основаниях, что и самому представительству.

6. Таможенные привилегии – свобода ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра. 

27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.

      Консульское учреждение – постоянный государственный  орган внешних сношений, находящийся  на территории иностранного государства  в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите частных интересов государства, его граждан и организаций.

Информация о работе Международное публичное право. Ответы