Международное публичное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 64 вопроса.

Содержание

1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.

Работа содержит 1 файл

ответы к билетам по международному публичному праву.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

16. Международно-правовые  средства разрешения  споров (конфликтов).

      Юридическое содержание принципа мирного разрешения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств-участников спора:

1. Государства  обязаны разрешать свои международные  споры исключительно мирными средствами.

2. Государства не вправе оставлять свои международные споры неразрешенными. Это означает с одной стороны, требование скорейшего разрешения международного спора, с другой - необходимость продолжения поиска альтернативных путей разрешения спора.

3. Государства  должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор.

4. Государства  обязаны урегулировать свои споры  на основе международного спора и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права.

5. Государства  обладают правом свободного выбора  по обоюдному согласию конкретных средств мирного урегулирования возникающих между ними споров и конфликтов.

Механизм  реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств регулирования, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН: переговоры консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж. 

17. Понятие и основания  международно-правовой  ответственности.

      Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

     Международные правонарушения подразделяются на международные  деликты и международные преступления.

     Субъектами  международно-правовой ответственности  могут быть только субъекты международного права.

     Государство за свои действия отвечает всем своим  национальным достоянием. Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти.  

18. Виды и формы  международной ответственности.

      Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

     Существуют  два вида международно-правовой ответственности государств - политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:

     1) санкции - это принудительные  меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления;

     2) реторсии - это принудительные действия  одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого;

     3) репрессалии - это правомерные  принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права

     4) сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству;

     5) ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта.

     Материальная  ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме:

     1) репарации - представляет собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций определяются на основе международных договоров;

     2) реституции - это возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, т. е. вне связи с военными

действиями;

     3) субституция - разновидность реституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества. 

19. Население и гражданство  в международном  праве.

      Гражданство – это устойчивая правовая связь  человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей.

     Право на гражданство как неотъемлемое право каждого лица, закрепленное в Всеобщей декларации прав человека.

     Каждое  государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами – это положение признается другими государствами, если не противоречит нормам международного права.

     В монархических государствах гражданству  аналогичен институт подданства. Системе англо-американского права в противовес континентальному свойственен домициль. Это место постоянного жительства лица или закон местожительства лица. Домициль является правопорядком, определяющим правовой статус лица, личные права и обязанности, объем дееспособности и другие вопросы гражданского состояния лица. Английская концепция различает домициль «по происхождению» и приобретенный домициль «по выбору». Доказать, что лицо сменило свой домициль «по происхождению» в пользу домициля «по выбору» представляется нередко затруднительным в английском суде, в результате чего англичане, проживающие за границей в течение всей своей жизни, объявлялись домицилированными в Англии и подчиненными ее законам.

     РФ  прибегает к данному критерию в ограниченных случаях – применительно лицам без гражданства для определения их личных прав, а также в наследственных отношениях, используя формулы местожительства лица, постоянного или преимущественного местопребывания, постоянного местожительства. 

20. Приобретение и  утрата гражданства. Двойное гражданство.

      Способы приобретения гражданства подразделяются на 2 группы: в общем и в исключительном порядке.

     В общем порядке:

1) Рождение  – обычный способ приобретения. Законодательство государств по  этому вопросу основывается на  одном из двух принципов: праве крови– по происхождению и праве почвы– по месту рождения.

2) Натурализация  (укоренение) – индивидуальный прием  в гражданство по заявлению  лица. Натурализация – добровольный  акт. Предусмотрена в законодательстве  большинства государств с учетом определенных условий и особой процедуры.

3) Пожалование  – прием в гражданство по  инициативе компетентных властей  государства. В практике встречается  редко. Предоставляется за особые заслуги перед государством.

     В исключительном порядке:

1) Групповое предоставление гражданства или коллективная натурализация – это наделение гражданством населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление гражданства в упрощенном порядке переселенцам;

2) Оптация  – выбор гражданства; фактическое право сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства при смене государственной принадлежности территории.

     Существуют  три формы утраты гражданства:

1) Автоматическая  – утрата лицом своего прежнего  гражданства, после того как  оно было натурализировано в ином государстве.

2) Выход  из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Выход из гражданства не разрешается если:

3) Лишение  гражданства, как элемент наказания. Осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

     Термин  двойное гражданство используется в 2 значениях:

1) как  институт международного права, под которым понимается совокупность норм права, регламентирующих порядок приобретения гражданства другого государства с ведома государства, гражданство которого оно уже имеет. Это выражается в разрешении, согласии или на основании соглашения между сторонами.

2) как  явление, характеризующее правовое  положение физического лица, при  котором оно имеет несколько  гражданств, приобретенных без ведома государства своего гражданства. 

21. Иностранцы, беженцы,  вынужденные переселенцы.  Право убежища.

      Иностранцы  – лица, которые находятся на территории какого-либо государства, не являясь при этом его гражданами и имеют гражданство другого государства. Единого для всех государств международного договора, определяющего правовой статус иностранцев не существует. Каждое государство самостоятельно определяет условия допуска иностранцев на свою территорию, их пребывания и деятельности. Данный вопрос решается путем установления визового режима.

     Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Проблема беженцев была актуальна после мировых войн и значительно активизировалась после локальных конфликтов

     Вынужденные переселенцы, в соответствии с одноименным  Законом РФ в отличие от беженцев являются гражданами Российской Федерации. Это гражданин, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка

      Право убежища. Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности  укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. К преследованию по политическим мотивам относится также общественная деятельность лица, религиозные убеждения, расовая или национальная принадлежность.

      Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище – это предоставление какому-либо лицу или лицам возможности  укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории.

Дипломатическое убежище – это предоставление точно такой же возможности, но только в помещении дип.представительства иностранного государства, консульского представительства или на иностранном военном корабле. 

22. Международное сотрудничество  и международные  стандарты в области  прав человека.

      Существует  общепризнанная классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, т.н. концепция трех поколений прав человека:

1. Первое  поколение – гражданские и  политические права, осознание  и декларация которых начинается  с периода Великой Французской  революции.

2. Второе  поколение – социально-экономические и культурные права, которые начали формироваться с начала ХХ века, но свое отражение в международно-правовых актах нашли лишь после II Мировой войны.

Информация о работе Международное публичное право. Ответы