Международное публичное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 64 вопроса.

Содержание

1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.

Работа содержит 1 файл

ответы к билетам по международному публичному праву.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

- сотрудничать  путем проведения систематических  наблюдений, исследований и на  основе обмена информацией для  того, чтобы лучше изучить и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и его последствия;

- принимать  надлежащие законодательные или  административные меры и сотрудничать в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, находящейся под их юрисдикцией или контролем, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние на состояние озонового слоя;

- сотрудничать  в разработке согласованных мер,  процедур и стандартов для  выполнения Конвенции в целях принятия протоколов и приложений;

- сотрудничать  с компетентными международными  органами в целях эффективности  выполнения Конвенции.

     В 1987г. Был подписан Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к  истощению озонового слоя. 

55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.

     Международные договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию.

     Охрана  флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Соглашение о тропических лесах, Конвенцию о межд. торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, , Конвенцию о биологическом разнообразии, Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных.

     Ко  второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, Соглашение о сохранении белых медведей и многие другие.

     Сохранение  природной фауны и флоры в  некоторых частях мира осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов.

     Конвенция об охране дикой фауны и флоры  и природных сред обитания. Ее цель заключается в сохранении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействии такому сотрудничеству. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, учитывая при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.

     Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Конвенция о межд. торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, содержит три приложения.

     Соглашение  о тропических лесах преследует следующие цели: обеспечение эффективной основы для сотрудничества и консультаций между участниками-производителями и участниками-потребителями тропической древесины по всем соответствующим аспектам сектора тропической древесины; и др. 

56. Международно-правовая  охрана Мирового  океана.

     Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный резервуар, масса воды которого составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех продуктов животного происхождения, потребляемых человеком в пищу. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого равновесия биосферы и его охрана является одной их актуальных проблем международного эколог-го права. Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

     Конвенция ООН по морскому праву обязывает государство защищать и сохранять морскую среду. Государства принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. В 1972г. В Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации. Захоронения РАО с низким уровнем радиации допускается по специальным разрешениям. С начала 70-х годов осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», которая объединяет усилия более чем 12 государств, совместно использующих 10 морей. Так, в рамках этой программы были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения и др. 

57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.

     Международное гуманитарное право – отрасль международного права регулирующая поведение субъектов во время военных действий. Гуманитарное право является совокупностью принципов и правил, регулирующих выбор средств и методов ведения войны для обеспечения баланса между соблюдением интересов государственной безопасности и прав человека в период вооруженного конфликта.

     Юридический фундамент МГП составляют совершенствующиеся законы и обычаи войны с учетом изменений в военно-технической сфере.

     Первый  документ международного гуманитарного права – Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. Один из актов впервые направленных на гуманизацию стала – Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.

     Особенность отрасли – нормы международного гуманитарного права формируются не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвенции, реже – резолюций международной организации. За этим следует признание субъектами соответствующих правил обычными нормами международного права.

     Объект  международного гуманитарного права – область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.

     Основные  общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в, общей для всех Женевских конвенций, которая содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.

     Два основных принципа международного гуманитарного права:

• защита мирного населения и гражданских  объектов;

• запрещение причинения излишних страданий.

     Специальный принцип, которым участники вооруженной борьбы должны руководствоваться при всех обстоятельствах – ограничение в выборе средств и методов ведения войны. 

58. Начало военных  действий и его  правовые последствия.

     Международное гуманитарное право рассматривает две категории вооруженных конфликтов – международный и немеждународного характера.

     Международный вооруженный конфликт или война  представляет собой столкновение между  государствами; между государством-метрополией  и признанным другими государствами  национально-освободительным движением; между восставшей  стороной и войсками соответствующего государства, а также, в случае, если государство прибегает к использованию силы против другого государства.

     Военные действия не должны начинаться без  предварительного и недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния войны.

     Правовые  последствия объявления войны:

• прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатические  и консульские отношения; дипломатический  и консульский персонал отзывается;

• политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращаются или  приостанавливаются, многосторонние соглашения общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается применение договоров, специально заключенных на случай войны;

• устанавливается  особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства. К ним может быть применен специальный режим вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте;

• имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.

Территориальные аспекты действия гуманитарного  права:

• театр  войны – виды пространственных сфер, на которой стороны вправе вести военные действия;

• театр  военных действий – сухопутные, воздушные и водные пространства, на которых военные действия фактически ведутся. 

59. Нейтралитет во  время войны.

     Нейтралитет – один из древнейших институтов права  войны. Как институт международного гуманитарного права рассматривается, прежде всего, в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий войны.

     На  основе внутреннего законодательства Швейцария, Швеция, Австрия, Мальта Молдавия и Туркменистан являются постоянно нейтральными государствами, признанными в качестве таковых другими странами.

     Во  время войны обязанность нейтрального государства состоит в воздержании  от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано прекращать торговлю с воюющими, в том числе и военными материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на своей территории вербовочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы.

     При необходимой самообороне военные  действия нейтрального государства  не рассматриваются как враждебный акт.

     В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:

• права  воюющих государств в отношении  морской торговли нейтрального государства;

• права  нейтрального государства в отношении  судов воюющих сторон, находящихся  в пределах его юрисдикции. 

60. Правовое положение  участников вооруженных  конфликтов.

     Комбатант – человек, который имеет право  убивать и быть убитым. Это центральная  фигура международного гуманитарного права. Требования: в ходе подготовки или проведения военных операций комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения, носить открыто оружие, соответствующую форму, и знаки отличия.

     Первоначально к этой категории принадлежал  лишь боевой состав регулярной армии. После 1949 понятие расширено и  к ним отнесены лица из состава:

регулярных вооруженных сил; ведущих во время войны боевые действия против неприятеля полицейских сил;

участники организованных движений сопротивления; ополченцы, партизаны, добровольцы участники национально-освободительных движений, борющиеся против колониального господства, расистских режимов;

лица, входящие в гражданские вспомогательные  силы, приданные войскам, включая: прокуроров, судей.

     Партизаны, согласно Женевским конвенциям 1949, имеют статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны.

Информация о работе Международное публичное право. Ответы