Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.
- сотрудничать
путем проведения
- принимать
надлежащие законодательные
- сотрудничать
в разработке согласованных
- сотрудничать
с компетентными
В
1987г. Был подписан Монреальский протокол
относительно веществ, приводящих к
истощению озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
Международные договоры по охране животного и растительного мира можно объединить в две группы: договоры, направленные на охрану флоры и фауны в целом, и договоры, охраняющие одну популяцию.
Охрана флоры и фауны. Здесь следует назвать: Конвенцию о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии, Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия, Соглашение о тропических лесах, Конвенцию о межд. торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, , Конвенцию о биологическом разнообразии, Конвенцию об охране мигрирующих видов диких животных.
Ко второй группе договоров относятся Международная конвенция по регулированию китобойного промысла, Соглашение о сохранении белых медведей и многие другие.
Сохранение природной фауны и флоры в некоторых частях мира осуществляется путем создания национальных парков и заповедников, регулирования охоты и коллекционирования отдельных видов.
Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания. Ее цель заключается в сохранении дикой флоры и фауны и их природных районов обитания, особенно тех видов и районов обитания, сохранение которых требует сотрудничества нескольких государств, и содействии такому сотрудничеству. Особое внимание уделяется исчезающим и уязвимым видам, включая исчезающие и уязвимые мигрирующие виды. Участники Конвенции обязуются принимать необходимые меры для сохранения популяций дикой флоры и фауны или ее адаптации на уровне, который отвечает, в частности, экологическим, научным и культурным требованиям, учитывая при этом экономические и рекреационные требования, а также потребности подвидов, разновидностей или форм, находящихся под угрозой на местном уровне.
Эффективной мерой охраны диких животных является международно-правовая регламентация их транспортировки и продажи. Конвенция о межд. торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения, содержит три приложения.
Соглашение
о тропических лесах преследует
следующие цели: обеспечение эффективной
основы для сотрудничества и консультаций
между участниками-производителями и
участниками-потребителями тропической
древесины по всем соответствующим аспектам
сектора тропической древесины; и др.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный резервуар, масса воды которого составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех продуктов животного происхождения, потребляемых человеком в пищу. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого равновесия биосферы и его охрана является одной их актуальных проблем международного эколог-го права. Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.
Конвенция
ООН по морскому праву обязывает государство
защищать и сохранять морскую среду. Государства
принимать все меры, необходимые для обеспечения
того, чтобы деятельность под их юрисдикцией
не причиняла ущерба другим государствам
и их морской среде путем загрязнения.
В 1972г. В Лондоне была подписана Конвенция
по предотвращению загрязнения моря сбросами
отходов с высоким и средним уровнем радиации.
Захоронения РАО с низким уровнем радиации
допускается по специальным разрешениям.
С начала 70-х годов осуществляется экологическая
программа ООН «Региональные моря», которая
объединяет усилия более чем 12 государств,
совместно использующих 10 морей. Так, в
рамках этой программы были приняты региональные
многосторонние соглашения: Конвенция
по защите морской среды Северо-Восточной
Атлантики, Конвенция по защите Черного
моря от загрязнения и др.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право – отрасль международного права регулирующая поведение субъектов во время военных действий. Гуманитарное право является совокупностью принципов и правил, регулирующих выбор средств и методов ведения войны для обеспечения баланса между соблюдением интересов государственной безопасности и прав человека в период вооруженного конфликта.
Юридический фундамент МГП составляют совершенствующиеся законы и обычаи войны с учетом изменений в военно-технической сфере.
Первый документ международного гуманитарного права – Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. Один из актов впервые направленных на гуманизацию стала – Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль.
Особенность отрасли – нормы международного гуманитарного права формируются не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. Процесс начинается принятием конвенции, реже – резолюций международной организации. За этим следует признание субъектами соответствующих правил обычными нормами международного права.
Объект международного гуманитарного права – область межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.
Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов немеждународного характера содержатся в, общей для всех Женевских конвенций, которая содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание. В статье указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата могут быть преданы суду.
Два основных принципа международного гуманитарного права:
• защита
мирного населения и
• запрещение причинения излишних страданий.
Специальный
принцип, которым участники вооруженной
борьбы должны руководствоваться при
всех обстоятельствах – ограничение в
выборе средств и методов ведения войны.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
Международное гуманитарное право рассматривает две категории вооруженных конфликтов – международный и немеждународного характера.
Международный
вооруженный конфликт или война
представляет собой столкновение между
государствами; между государством-
Военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния войны.
Правовые последствия объявления войны:
• прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатические и консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается;
• политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращаются или приостанавливаются, многосторонние соглашения общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается применение договоров, специально заключенных на случай войны;
• устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства. К ним может быть применен специальный режим вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте;
• имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.
Территориальные аспекты действия гуманитарного права:
• театр войны – виды пространственных сфер, на которой стороны вправе вести военные действия;
• театр
военных действий – сухопутные,
воздушные и водные пространства,
на которых военные действия фактически
ведутся.
59. Нейтралитет во время войны.
Нейтралитет – один из древнейших институтов права войны. Как институт международного гуманитарного права рассматривается, прежде всего, в качестве инструмента, призванного защитить население государства от бедствий войны.
На основе внутреннего законодательства Швейцария, Швеция, Австрия, Мальта Молдавия и Туркменистан являются постоянно нейтральными государствами, признанными в качестве таковых другими странами.
Во
время войны обязанность
При
необходимой самообороне
В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с нейтралитетом:
• права воюющих государств в отношении морской торговли нейтрального государства;
• права
нейтрального государства в отношении
судов воюющих сторон, находящихся
в пределах его юрисдикции.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
Комбатант – человек, который имеет право убивать и быть убитым. Это центральная фигура международного гуманитарного права. Требования: в ходе подготовки или проведения военных операций комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения, носить открыто оружие, соответствующую форму, и знаки отличия.
Первоначально к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии. После 1949 понятие расширено и к ним отнесены лица из состава:
регулярных вооруженных сил; ведущих во время войны боевые действия против неприятеля полицейских сил;
участники организованных движений сопротивления; ополченцы, партизаны, добровольцы участники национально-освободительных движений, борющиеся против колониального господства, расистских режимов;
лица, входящие в гражданские вспомогательные силы, приданные войскам, включая: прокуроров, судей.
Партизаны, согласно Женевским конвенциям 1949, имеют статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны.