Международное публичное право. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 64 вопроса.

Содержание

1. Возникновение и основные этапы развития международного права.
2. Международное право: понятие, сущность, особенности.
3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия.
4. Нормы международного права: особенности и виды. Нормотворчество в международном праве.
5. Источники международного права: общая характеристика и соотношение. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.
6. Понятие, классификация и содержание основных принципов международного права.
7. Субъекты международного права: понятие и виды.
8. Государства – основные субъекты международного права. Государственный суверенитет.
9. Международно-правовое признание, его виды и юридические последствия.
10. Правопреемство в международном праве.
11. Международный договор: понятие, виды.
12. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу.
13. Форма и структура международных договоров. Оговорки и толкование международных договоров.
14. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
15. Понятие и виды международных споров.
16. Международно-правовые средства разрешения споров (конфликтов).
17. Понятие и основания международно-правовой ответственности.
18. Виды и формы международной ответственности.
19. Население и гражданство в международном праве.
20. Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство.
21. Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища.
22. Международное сотрудничество и международные стандарты в области прав человека.
23. Право внешних сношений: понятие, институты, источники.
24. Органы внешних сношений.
25. Дипломатическое представительство. Персонал дипломатического представительства.
26. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников.
27. Консульские учреждения: порядок формирования, функции.
28. Понятие, классификация и юридическая природа международных организаций.
29. Организационная структура (органы) международных организаций.
30. ООН: история создания, устав, цели, принципы, членство.
31. Общая характеристика и система главных органов ООН.
32. Специализированные учреждения ООН.
33. СНГ: образование, учредительные документы, цели, принципы.
34. Международные конференции: понятие, созыв и работа, виды актов.
35. Право международной безопасности: понятие и принципы.
36. Понятие и субъекты международного экономического права.
37. Источники и принципы международного экономического права.
38. Понятие и виды территории по международному праву.
39. Государственная территория: понятие и виды.
40. Демилитаризация и нейтрализация территорий.
41. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, охраны.
42. Международные реки.
43. Юридический статус и правовой режим Арктики.
44. Международно-правовой статус и режим использования пространств и ресурсов Антарктики.
45. Понятие, принципы и источники международного морского права.
46. Понятие и режим морских пространств, находящихся под государственным суверенитетом.
47. Понятие и режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
48. Правовой статус морского дна за пределами континентального шельфа. Понятие и режим открытого моря.
49. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
50. Виды воздушного пространства и их правовой режим.
51. Понятие, принципы и источники международного космического права.
52. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов и космонавтов.
53. Понятие и принципы международного экологического права.
54. Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя.
55. Международно-правовая защита животного и растительного мира.
56. Международно-правовая охрана Мирового океана.
57. Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права.
58. Начало военных действий и его правовые последствия.
59. Нейтралитет во время войны.
60. Правовое положение участников вооруженных конфликтов.
61. Запрещенные средства и методы ведения военных действий.
62. Прекращение состояния войны и его правовые последствия. Правовой режим военной оккупации.
63. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей.
64. Международный уголовный суд. Компетенция и юрисдикция.

Работа содержит 1 файл

ответы к билетам по международному публичному праву.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

     Не  являются комбатантами – военные  священники, журналисты и медработники и те, кто не мешает и не может  помешать неприятелю военными способами получить контроль над своей страной в форме полной военной оккупации, вне зависимости от того, какой иной вклад они могут вносить в военные усилия. Разрешение нападений на лиц, не относящихся к комбатантам, нарушило бы принцип необходимости, поскольку победу можно одержать, подавив только комбатантов противника.

     Не  имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных  наемники. Наемник - лицо, завербованное  для использования в вооруженном  конфликте, фактически принимающее  участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, находящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отличаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по материальным, а по иным соображениям – добровольцы.

     В 1989 Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о запрещении  вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать. 

61. Запрещенные средства  и методы ведения  военных действий.

     Методы  ведения войны – порядок и  способы использования и применения средств ведения войны.

     Запрещенные: приказ: «не оставлять никого в  живых», «пленных не брать»; убивать  или ранить сдавшихся в плен, а  также лиц из числа мирного  населения; убивать или ранить парламентера; пользоваться атрибутикой нейтрального или другого государства; кроме военной необходимости – истреблять или захватывать неприятельскую собственность; отдавать города на разграбление; брать заложников, добивать и истреблять раненых; осуществлять террор; уничтожать культурные ценности; применять пытки с целью получить сведенья; применять и передавать лазерное оружие.

     Средства  ведения войны: орудия, механизмы  иные средства, применяемые для достижения целей воющими сторонами.

     Запрещенные – оружие, которое увеличивает  страдания людей, делает их смерть неизбежной; средства воздействия на природную среду разрывные пули и со смещенным центом тяжести; удушливые, ядовитые газы и аналогичные жидкости, бактериологическое, химическое оружие, любое оружие, действие которого заключается в нанесении повреждения осколками, противопехотные мины. Другие обычные средства ведения военных действий не запрещены, но ограничены. 

62. Прекращение состояния  войны и его  правовые последствия.  Правовой режим  военной оккупации.

Окончание военных действий.

     Перемирие – временное прекращение военных действий, на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Виды:

Местное. Цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями  на ограниченном участке военных  действий; направлено на решение частных задач: подбор раненных, погребение павших, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского населения, посылка парламентеров.

Общее. Военные действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий. Общее перемирие способно привести к прекращению военных действий.

     Специфическая форма приостановления военных  действий - выполнение сторонами в  конфликте решения СБ ООН. Существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой стороне  отказаться от него и даже, в крайнем случае, возобновить военные действия.

     Капитуляция – это прекращение сопротивления  вооруженных сил или их части. Виды: Почетная – прекращение военных  действий в связи с достигнутой  договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой  капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город со знаменами, техникой, оружием и вооружением и соединиться впоследствии со своими основными вооруженными силами для продолжения ведения боевых действий.

     Простая  – прекращение военных действий, сдача осажденной крепости, разоружение капитулирующей стороны и ее пленение. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств.

     Общая – повсеместное общее прекращение военных действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются вооруженные силы побежденного, его территория может быть оккупирована, и возможно возложение определенной политической и материальной ответственность.

     Безоговорочная  – повсеместно прекращение военных  действий, разоружение, сдача всех вооруженных  сил побежденного государства. Как  правило, при капитуляции все  вооружение, военное имущество, военные  корабли и самолеты переходят к противнику.

     Последствия для воюющих сторон: прекращают действовать  законы и обычаи войны, и восстанавливаются  мирные отношения, возобновляется действие международного договора, следует вывод войск, возврат военнопленных;

     Для нейтральных государств: прекращается состояние нейтралитета в войне; ликвидируется режим соблюдения зон ведения войны, возврат военной техники и граждан воюющих сторон, оказавших на территории и т.д.

Оккупация – обретение контроля над частью или всей территорией другой воюющей  стороны. Оккупант не наделяется суверенными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окончательном мирном урегулировании.

     В пределах возможного оккупационные  власти обязаны уважать основные права человека, а также права, определенные международными нормами по гуманитарным вопросам. Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть депортированы, т.е. вывезены за рубеж. 

63. Защита жертв войны.  Охрана культурных ценностей.

     Специфическая черта международного гуманитарного права – важная роль принадлежит общественным организациям и Движению Красного Креста и Красного Полумесяца. Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения. На международном уровне они объединены в Международную конференцию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Отдельным органом движения является Международный комитет Красного Креста. МККК в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

     Защита  раненых и больных распространяется на всех, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной  медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

     Воюющие стороны обязаны принимать немедленные  меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

     Медицинский персонал находится под защитой  международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником.

     Защите  подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные  знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

     Госпитальные  суда окрашиваются в белый цвет и  несут наряду с национальным также краснокрестный флаг. Название и описание судна сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или захвату.

     Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК.

     В целях сохранения жизни людей  или спасения культурных ценностей  возможно объявление «не защищаемой местности». Обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии фронта. Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны. 

64. Международный уголовный  суд. Компетенция и юрисдикция.

     В 1998 г. 120 государствами принят Римский  статут Международного уголовного суда. Вступил в силу 1 июля 2002 г. после 60 ратификаций.

     Цель  – рассмотрение и привлечение  к ответственности за наиболее тяжкие международные преступления, совершенные после 1 июля 2002 г.

     Юрисдикция: геноцид; преступления против человечности; военные преступления; агрессия.

     В преамбуле Статута провозглашается  один из основных принципов организации  Суда – принцип дополняемости: «Международный уголовный суд, дополняет национальные органы уголовной юстиции». Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в том случае, если национальный суд не способен или не готов сам ее реально осуществить. Приоритет – у национальных судов.

     Общие принципы уголовного права: «нет преступления без закона», «нет наказания без закона», отсутствие обратной силы у Статута, индивидуальной уголовной ответственности.

     Суд осуществляет юрисдикцию в случаях: 1) одной или несколькими сторонами  являются государства-участники; 2) обвиняемый является гражданином государства-участника; 3) преступление совершено на территории государства-участника; или государство, которое не является участником Статута, решило признать юрисдикцию Суда в отношении конкретного преступления, совершенного на его территории или его гражданином. Расследование конкретного дела инициируется – по заявлению государства или по инициативе Прокурора МУС.

     Состав  – 18 судей, избранные сроком на 9 лет. Местопребывание – Гаага.

Информация о работе Международное публичное право. Ответы