Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа
Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России
в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19
1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21
1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28
Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у
младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Критерии классификации форм внеклассной деятельности разнообразны:
- по количеству участников (массовая, групповая, индивидуальная)
- по продолжительности (постоянная, эпизодическая)
- по направлениям (военно-патриотическая, краеведческая, экскурсионная, научно- исследовательская)
- по источникам познания (на основе работы с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непосредственной обработки школьниками исторического материала и др.)
Во
внеклассной работе учитель располагает
разнообразным арсеналом
Практическое исследование проходило в три этапа. И по итогам первого этапа был сделан вывод: образовательное пространство школы способствуют воспитанию патриотизма у учащихся, развитию интереса к прошлому нашей страны.
Результаты диагностик свидетельствуют о том, что мотивация к учебе и
познавательный интерес есть, правда на уровне – любопытства, в том числе и к историческому материалу.
Анализ
результатов второго этапа
Выбранная содержательная линия: от истории семьи к истории государства, оказалась не только привлекательной, но правильной.
На проведенных внеклассных занятиях использовались самые разнообразные методы: беседа, рассказ учителя, самих учеников, ветеранов, творческие задания, объяснение, презентация.
Такие формы внеклассной деятельности как прогулка, экскурсия, праздник, поисковая деятельность, встреча с ветеранами, заочное путешествие благотворно повлияли на развитие и формирование познавательного интереса младших школьников.
В
заключительной части исследования
повторные диагностики подтвердили гипотезу,
сформулированную в начале исследовательской
деятельности.
Библиография:
1)Аристова И. Л. ,Общая психология Мотивация, эмоции, воля.- Владивосток 2003 г.
2)Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.,1998.
3) Бим-Бад Б.М.
Педагогический
4) Верзилин Н.М.
Проблемы методики
5) Внеклассная
работа по истории и
6) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.– М.: Издательский центр «Академия» ,1998.-320с.
7) Вульфов Б.З.
,Поташник М.М. Организатор
8)Вяземский Е.Е.,
Стрелова О.Ю.Теория и
9) Давыдов
В.В. “Проблемы развивающего
10)Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е.Лебедева. - М.,2000.
11)Зак А.З.
“Развитие умственных
12)Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 1996.
13)Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - 480 с.
14) Ильина Т.И. «педагогика» всего страниц 494
15)Коджаспирова Г.М.Словарь по педагогике.- М.:"МарТ"; Ростов. 2005
16)Колесниченко
Н.Ю. Методическое
пособие по истории России конец XVI-XVIII
века. - Волгоград, издательство «Учитель»
2005.
17)Коломинский, 1980
18)Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001.
19)Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций - М.: Прометей; Юрайт,2002.
20)Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60..
21)-массовые формы внеклассной работы с младшими школьниками.//Начальная школа 2006 №7 с 87
22) Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов / С. А. Ежова и др. — М., 1996. — С. 254
23)Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное
пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с.
24)Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.
25)Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1996.-187с.
26)Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 2001
27)Педагогика учеб. пособие для школьных пед. училищ под редакцией Есипова Б.П. ,- М.: «Просвещение», 1997.
28)Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова, сост. И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 512с.
29)Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2003.- 208 с.
30)Подласый И. П.
П44 Педагогика начальной школы: учеб. для студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. — М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2004. - 399 с
31)Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001. № 6
32)Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000
33)Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания :Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред . В.А. Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-336с.
34)Степанищев А.Т.Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. Заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002.– Ч. 1. – 304с.:
35)Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр Владос,2001. – 256 с.
36)Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / авторы: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. - М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 2003.
37) - Тимофеева Т.Ф.
учитель начальных классов, школа № 3, г. Ядрин, Чувашская республика. Коллективные формы работы \во внеурочное время//Начальная школа 2007№5 с108
38)Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 2002..
39)Фришман И.И.Методика работы педагога дополнительное образования : учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений.- М.,2001.
40)Харламов И.Ф.Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики , 1999. – 519 с.
41)Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 2006.
42)Чернова Г.А.Методика преподавания обществознание в начальной школе: учеб пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений /Г.А.Чернова , Л.Г.Жукова , И.В.Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с. 43)Шмаков С.А.Нетрадиционные праздники в школе . – М.,2007.
44)Щукина Г.И. Проблема
познавательного интереса в педагогике.
- М., 2001 г.
Приложение
К выпускной
квалификационной работе по теме:
«Развитие познавательного интереса
младших школьников к истории России
во внеклассной
деятельности.»
Студентки 512 группы
Гречушниковой
Александры
Приложение №1
«Анкета
на выявление знаний по истории России
в соответствии с Госстандартом».
Приложение № 2
«Методика
оценки уровня школьной мотивации (по
Н.Г.Лускановой)»
Приложение № 3
«Анкетирование по методике
Л.М. Фридмана для выявления уровня развития
и особенностей проявления познавательного
интереса.».
Анкета:
«Мой любимый предмет».