Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Критерии  классификации форм внеклассной деятельности разнообразны:

     - по количеству участников (массовая, групповая, индивидуальная)

     - по продолжительности (постоянная, эпизодическая)

     - по направлениям (военно-патриотическая, краеведческая, экскурсионная, научно- исследовательская)

     - по источникам познания (на основе работы с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непосредственной обработки школьниками исторического материала и др.)

     Во  внеклассной работе учитель располагает  разнообразным арсеналом воспитательных средств, оказывающих большое влияние, как на формирование личности, так и на развитие интереса к предмету – непременного условия повышения качества учения. В результате общения с учащимися во внеурочное время происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

     Практическое  исследование проходило в три  этапа. И по итогам первого этапа  был сделан вывод: образовательное пространство школы способствуют воспитанию патриотизма у учащихся, развитию интереса к прошлому нашей страны.

     Результаты  диагностик свидетельствуют о том, что мотивация к учебе и

познавательный интерес есть, правда на уровне – любопытства, в том числе и к историческому материалу.

     Анализ  результатов второго этапа позволяет  сделать вывод:

     Выбранная содержательная линия: от истории семьи к истории государства, оказалась не только привлекательной, но правильной.

     На  проведенных  внеклассных занятиях использовались самые разнообразные  методы: беседа, рассказ учителя, самих  учеников, ветеранов, творческие задания, объяснение, презентация.

     Такие формы внеклассной деятельности как прогулка, экскурсия, праздник, поисковая деятельность, встреча  с ветеранами, заочное путешествие  благотворно повлияли на развитие и  формирование познавательного интереса младших школьников.

     В заключительной части исследования повторные диагностики подтвердили гипотезу, сформулированную в начале исследовательской деятельности.  
 
 
 

Библиография:

1)Аристова И.  Л. ,Общая психология Мотивация,  эмоции, воля.- Владивосток 2003 г.

2)Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.,1998.

3) Бим-Бад Б.М.  Педагогический энциклопедический  словарь главный редактор научное  издательство «Большая российская  энциклопедия» Москва2002.

4) Верзилин Н.М.  Проблемы методики преподавания. – М.: Просвещение, 2003.-142с.

5) Внеклассная  работа по истории и обществоведению:  из В60 опыта работы./Сост. В.П.Гуськов. – М.: Просвещение , 2001.-159 с., ил.-(Б-ка учителя истории и обществоведения).

6) Возрастная  и педагогическая психология: Хрестоматия:  Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений./Сост. И.В.Дубровина,  А.М.Прихожан, В.В.Зацепин.– М.: Издательский  центр «Академия» ,1998.-320с.

7) Вульфов Б.З. ,Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содерж. и методика деятельности . – 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение ,2003. – 208 с.

8)Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Теория и методика  преподавания истории: Учеб. для  студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-384 с.

    9) Давыдов  В.В. “Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования” - М: Педагогика, 2006 г. - 240ст..

    10)Дополнительное  образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е.Лебедева. - М.,2000.

11)Зак А.З.  “Развитие умственных способностей  младших школьников” - М: Просвещение  1994

12)Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 1996.

13)Зимняя И.А.  Педагогическая психология: Учеб. Пособие, - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. - 480 с.

14) Ильина Т.И. «педагогика» всего страниц 494

15)Коджаспирова Г.М.Словарь по педагогике.- М.:"МарТ"; Ростов. 2005

16)Колесниченко  Н.Ю. Методическое  
пособие по истории России конец XVI-XVIII века. - Волгоград, издательство «Учитель» 2005.

17)Коломинский, 1980

18)Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. – М.: Академия, 2001.

19)Лихачев Б.Т.  Педагогика: курс лекций - М.: Прометей; Юрайт,2002.

20)Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60..

21)-массовые формы внеклассной работы с младшими школьниками.//Начальная школа 2006 №7 с 87

22) Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов / С. А. Ежова и др. — М., 1996. — С. 254

23)Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное

пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с.

24)Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

25)Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. – М.: Просвещение, 1996.-187с.

26)Паршаченко  П. Художественная  литература  на уроках истории.- “Преподавание  истории в школе”, №5-6, 2001

27)Педагогика учеб. пособие для школьных пед. училищ под редакцией Есипова Б.П. ,- М.: «Просвещение», 1997.

28)Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова, сост. И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 512с.

29)Плешаков А.А.  Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2003.- 208 с.

30)Подласый И. П.            

П44 Педагогика начальной  школы: учеб. для студ. пед. училищ и  колледжей / И.П. Подласый. — М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2004. - 399 с

31)Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. Классный руководитель. 2001. № 6

32)Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000

33)Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания :Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред . В.А. Сластёнина.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-336с.

34)Степанищев А.Т.Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. Заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр Владос, 2002.– Ч. 1. – 304с.:

35)Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр Владос,2001. – 256 с.

36)Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / авторы: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. - М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 2003.

37) - Тимофеева Т.Ф.

учитель начальных классов, школа № 3, г. Ядрин, Чувашская республика. Коллективные формы работы \во внеурочное время//Начальная школа 2007№5 с108

38)Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 2002..

39)Фришман И.И.Методика работы педагога дополнительное образования : учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений.- М.,2001.

40)Харламов И.Ф.Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики , 1999. – 519 с.

41)Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 2006.

42)Чернова Г.А.Методика преподавания обществознание в начальной школе: учеб пособие для студ.сред. проф. учеб. заведений /Г.А.Чернова , Л.Г.Жукова , И.В.Митюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.   43)Шмаков С.А.Нетрадиционные праздники в школе . – М.,2007.

44)Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 2001 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

К выпускной  квалификационной  работе по теме: 

«Развитие познавательного интереса

младших школьников к истории России

во внеклассной  деятельности.» 
 
 

Студентки 512 группы

Гречушниковой Александры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

«Анкета на выявление знаний по истории России в соответствии с Госстандартом». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 2

«Методика оценки уровня школьной мотивации (по Н.Г.Лускановой)» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 3

     «Анкетирование по методике Л.М. Фридмана для выявления уровня развития и особенностей проявления познавательного интереса.». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Приложение № 4

                                                   Конспекты уроков 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Приложение № 5

Анкета: «Мой любимый предмет». 

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности