Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

       Далее была проведена «Методика оценки уровня школьной мотивации» (по Н.Г. Лускановой). Целью, которой являлось – изучение мотивационной сферы младшего школьника.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Из  диаграммы видно, что все школьники  мотивированы на учебную деятельность.(Приложение №2)

     С целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательного интереса в исследуемом классе было проведено анкетирование по методике Л.М. Фридмана.(Приложение №3)

     По  результатам данной анкеты мы получили следующие данные:

     На  вопрос: Что больше всего привлекает в школе?  50% учащихся ответили – узнавание нового, 33% -общение с товарищами, 16% - получение отметок. 

     Радует, что познавательный интерес в  классе на высоком уровне.

     По  результатам анкетирования: самым  трудным учебным предметом 66% учащихся считают английский язык, 33% - математику; самым интересным учебным предметом 84% учащиеся считают литературное чтение, 16% - математику; самым полезным учебным предметом 66% учащихся считают математику, 34% - русский язык, один ученик назвал все предметы; на вопрос какой предмет можно включить в обучение 16%  ответили астрономию, 16% - классный час, а остальные 68% затруднились с ответом; на вопрос какой предмет можно исключить  16% ответили труд, 16% - физическая культура, а остальные 68% ответили никакой; любимым предметом 14% считают рисование, 14% - физическая культура, 14% - мир вокруг нас, 14% - все предметы, 30% - чтение, 14% - русский язык. 

 

     Чтение  вышло на первое место, однако и «Мир вокруг нас» занял не последнюю позицию.

     А методика «Незаконченное предложение» дала следующие результаты: на уроках «Мир вокруг нас», только 12% учащихся нравятся темы исторического характера.(Приложение №3)

     Общий вывод:

     Образовательное пространство школы способствуют воспитанию патриотизма у учащихся, развитию интереса к прошлому нашей страны.

     Результаты  диагностик свидетельствуют о том, что мотивация к учебе есть и на высоком уровне.

     Познавательный  интерес к истории России есть, правда на уровне – любопытства. Направленность познавательного интереса к чтению.

     Результаты  первого этапа исследования дают возможность подобрать содержание, формы и методы для проведения внеклассных занятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Описание  и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе.

     Анализ  диагностик, проведённых на первом этапе исследования, показал, что дети даже не интересуются прошлым своей семьи, историей села, не говоря уже об истории своей страны. Поэтому при проведении внеклассных занятий основным содержанием стала линия - семья, малая Родина, героизм россиян и односельчан во время Великой Отечественной войны.

     Исходя  из этого, был разработан комплекс внеклассных занятий:

                                                   1. Моя родословная.

                                                   2. Родная Алексеевка.

                                                   3. Город на Цне.

                                                   4. Величие народного подвига.

                                                   5. Праздник, посвящённый 65-летию победы. 

     (Приложение  №4)Основная идея всех занятий – это связь истории малой Родины с историей России. Общая цель занятий: пробудить и развивать познавательный интерес младших школьников к истории своей страны.

     1. Внеклассное занятие «Моя родословная».

     Цель  занятия: развитие интереса к прошлому своей семьи.

     С детьми проводилась беседа по вопросам: как зовут прабабушек и прадедушек, что они означают, кем были прабабушки и прадедушки, что дети знают о своих предках, откуда берутся фамилии.

     Затем с детьми разбиралась правило  построение родословного древа. В пример была приведена династия Романовых. Дети выполнили на уроке задание: перечислить на листе всех родственников, которых они помнят. Это была заготовка  к домашнему заданию.

     Ребята  принимали самое активное участие в беседе – каждому было что сказать о родне, с удовольствием выполняли практические задания, даже подсказывали друг другу - кто кому приходится родственником. Учащимся понравилось занятие, здесь были использованы следующие методы: беседа, объяснение, рассказы детей, практические упражнения. В качестве домашнего задания детям было предложено провести поисковую работу и составить родословную своей семьи.              

     2. Внеклассное занятие  «Родная Алексеевка».

     Целью второго занятия было познакомить с историей Алексеевки.

     В первой части занятия проводилась  проверка домашнего занятия. Все  дети подготовили свои родословные, а также сообщения о своих  родственниках, живших за поколения  до них. Так как у всех детей бабушки и дедушки проживают в одном селении с внуками, выступления детей получились содержательными и интересными, также учащиеся принесли наглядный материал (фотографии, награды), а поиск информации принёс ребятам удовольствие.

     В основной части занятия детям была дана историческая справка о селе. Далее дети рисовали карту достопримечательностей села. В ходе занятия ребята пришли к выводу, что труд земледельца очень важен, что ни один город не сможет обойтись без продуктов села.

     3. Внеклассное занятие «Город на Цне».

     Цель  занятия: уточнить знания учащихся о Моршанске и его достопримечательностях .

     Это занятие проводилось в форме  заочного путешествия с использованием презентации, что для ребят было новым. Ребята были в Моршанске с родителями, но исторических сведений у них было очень мало, фактически они заново познакомились с историей  их районного города. Для них это было познавательно. Город Моршанск предстал перед ними в новом облике, с неожиданных позиций. Многие здания ребята узнавали не сразу и удивлялись их новому виду. Было впечатление, что они видят этот город в первый раз.            

     Один  из храмов Моршанска очень похож  на Спасо-Преображенский собор Санкт - Петербурга. Эти сведения вызвали  у ребят гордость за свой город. Благодаря  этому занятию Моршанск стал более значимым историческим местом для детей, чем раньше.

     4. Внеклассное занятие  «Величие народного подвига».

     Цель: Дать общее представление о героизме советского народа в годы войны. Систематизировать  и уточнить знания учащихся о подвиге трудового народа в годы войны на примере Алексеевки.

     Обзорная  история Великой Отечественной  войны детьми была воспринята с восторгом. Дети то и дело перебивали, задавали вопросы, приводили сами примеры  из фильмов, из рассказов своих родственников, словом принимали самое живое участие. Затем была проведена беседа о героях родного села, тут пригодились родословные, которые дети составляли на первом уроке.

     В ходе урока ребята отправились в небольшую прогулку к стенду героев войны, находящийся в коридоре школы. Каждый ребёнок нашёл имена и фамилии своих родственников в списках стенда. В итоге дети наглядно поняли, насколько масштабна была война, и каждый учащийся испытал гордость, найдя имя родственника в списках героев.

     Вернувшись  в класс, была продолжена беседа о тружениках тыла. Ребята с удивлением узнали о вкладе селян в победу над фашистами, о тесной связи воинов и тружеников тыла, о том, что героем можно было стать не только на поле боя, но и на пшеничном поле.

     Это занятие получилось очень патриотичным, на душевном подъёме, ребята с удовольствием пересказывали рассказы своих бабушек о тех трудных годах. Видно было, что они гордятся своими бабушками и дедушками.

     5. Внеклассное занятие. Праздник, посвящённый 65-летию победы.

     Основная  цель: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, за односельчан.

     Это мероприятие было заключительным. Оно  совпало с празднованием 65-летием победы в нашем селе. К нему  были привлечены и учащиеся средней  школы. Ребята поздравляли ветеранов  и тружеников тыла, которые были приглашены на праздник. Дети пели песни тех лет, читали стихи, посвящённые Великой Отечественной войне.

     Ребята  очень активно и ответственно подошли к подготовке мероприятия. Видно было, что дети с уважением  и почтением относятся к ветеранам  войны. В конце праздника слово было предоставлено и самим виновникам торжества, дети, затаив дыхание, слушали их рассказы, можно сказать, прониклись духом той эпохи. Обстановка на празднике царила очень тёплая, в тесном пространстве кабинета не было равнодушных.

     Вывод. Все внеклассные занятия прошли очень хорошо. Дети активно участвовали во всех мероприятиях, с радостью выполняли все задания, в неформальной обстановке пополнили свой багаж знаний по истории России.

     Выбранная содержательная линия: от истории семьи  к истории государства, оказалась не только привлекательной, но правильной.

     На  проведенных  внеклассных занятиях использовались самые разнообразные  методы: беседа, рассказ учителя, самих учеников, ветеранов, творческие задания, объяснение, презентация.

     Такие формы внеклассной деятельности как прогулка, экскурсия, праздник, поисковая деятельность, встреча с ветеранами, заочное путешествие благотворно повлияли на развитие и формирование познавательного интереса младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ и  описание практического исследования.

     В конце исследовательской работы была проведена повторная диагностика, целью которой являлось выявить эффективность проделанной работы, путем сравнения результатов диагностик до внеклассных занятий   и после: 

     

     До  проведения занятий, учебный предмет «Мир вокруг нас» назвали любимым предметом 14% учащихся, а после – 28%. То есть познавательный интерес к этой учебной дисциплине вырос в два раза.(Приложение №5)

     После проведения занятий включить в обучение учебный предмет «История России» предложили 50% детей.(Приложение №5)

     Проведя повторно методику «незаконченное предложение» 83% ребят высказались за то, чтобы  на уроках «Окружающий мир» было больше тем, связанных с историей России. (Приложение №5) 

        

     Отсюда  вывод: познавательный интерес к истории России вырос в результате последовательной и систематичной внеклассной работы. Правда, не в одинаковой мере для всех. 80 % учеников (5 человек) имеют уровень познавательного интереса выше среднего. Это является доказательством того, что содержание, методы и формы работы были подобраны правильно.  Таким образом, гипотеза, поставленная в начале всего исследования, подтверждена.  
 
 
 
 
 

Заключение.

     Анализируя  проделанную работу можно отметить, что проблема, по которой проводилось исследование, актуальна, поскольку внеклассная деятельность имеет огромное значение для усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Усвоение может происходить различными способами, в том числе и через знакомство с прошлым своей Родины.

     Изучая  источники, можно придти к следующему выводу, что:

     - внеклассная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающая необходимые условия для овладения ими  навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

     Задачи  внеклассной деятельности определяются задачами изучения истории:    - расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом;

     - формирование устойчивого познавательного интереса к истории;

     - развитие познавательных способностей  учащихся;

     - воспитание гражданственности, патриотизма;

     По  формам проведения внеклассная деятельность отличается от уроков истории и проходит во внеурочное время, так же главным принципом внеклассной работы является:- Добровольное участие школьников в работе.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности