Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Любознательность - ценное состояние личности, которое  характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

     На  этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении  загадок и их расшифровке и  заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

     Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает этому своё свободное  время. То, что интересно, усваивается  радостнее, прочнее, глубже. Существует  тесная связь между знаниями и личным интересом. С одной стороны, благодаря интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

     В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация интереса:

     1. По содержанию (направленности):

     а) материальный (с подвидами);

     б) общественно-политический;

     в) профессионально-трудовой;

     г) познавательный: учебный, специально научный;

     д) эстетический;

     е) читательский;

     ж) спортивный и другие.

     2. Непосредственный, опосредствованный: 

     а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.

     Я.Л.Коломинский  связывает его с какой-либо потребностью.

     б) опосредствованный - интерес к результатам  деятельности:

     образовательному  цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому  званию, материальным результатам.

     Я.Л.Коломинский  связывает его с осознанием жизненной  значимости (17,192).

     3. По уровню действенности: 

     а) пассивный - созерцание;

     б) активный - действие.

     4. По объему:

     (характеризует  структуру интересов личности)

     а) широкий - многим интересуется, глубоко  разбирается;

     б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.

     5. По глубине: 

     а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в 

     совершенстве  овладеть профессией;

     б) поверхностный - легкомысленность в  практике, верхоглядство в познании.

     6. По устойчивости:

     а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;

     б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

     В реальной жизни все эти виды переплетены  между собой (17,143-144).

     Классификация Г.И. Щукиной построена по иному  принципу. Здесь интерес выступает как:

     1) избирательная направленность психических  процессов человека на объекты  и явления окружающего мира;

     2) тенденция, стремление, потребность  личности заниматься именно данной  областью явлений, данной деятельностью,  которая приносит удовлетворение;

     3) мощный побудитель активности  личности, под влиянием которого  все психические процессы протекают  особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной  и продуктивной;

     4) особое избирательное (не безучастное,  не индифферентное, а наполненной активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (44,6).

     По  отношению к учению виды интереса дифференцированы А.К. Марковой и поддержаны И.А.Зимней. С этой точки зрения интерес может быть: 1) широким; 2) планируемым; 3) результативным; 4) процессуально-содержательным; 5) учебно-познавательным и высший уровень интереса - 6) преобразующий интерес (13,296-297).

     Познавательный  интерес.

     Известно, что познавательный интерес как мотив учения связан с эмоциональной сферой и оказывает значительное положительное влияние на процесс и результат деятельности. Но важно помнить, что познавательные интересы не возникают сами по себе и не являются чем-то застывшим. Они формируются, развиваются в процессе деятельности и, прежде всего, в учении. Задача и мастерство учителя состоит в том, чтобы вызвать у ученика любовь к предмету и стремление выйти за пределы учебной программы.

     Познавательный  интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

     Познавательный  интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. (24,206) Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Он может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься, выделять из других. (20,53-60)

     Ценность  познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения.

     Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются  активный поиск, догадка, исследовательский  подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. «Интересно» - «неинтересно» - основные критерии детей (44,44).

     Задача  формирования познавательных интересов  учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе дополнительного образования. Ее решение связано с двумя вопросами: 1) содействие наиболее полному отражению в сознании учащегося явлений науки, проникновение в их существенные взаимосвязи; 2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания. Источниками формирования познавательных интересов являются содержание учебных материалов и процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся (44,122-124). В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: 1) содержание учебного материала; 2) организация учебной деятельности; 3) общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем (44,128). Эти виды включают широкую группу стимулов.

       Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Л. С. Выготский пишет: Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.(13,297)

     Познавательный  интерес - спутник познавательной деятельности.

     Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними, Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю.

     Существенный  фактор возникновения познавательного  интереса – это эмоциональная  окраска, живое слово учителя.

     Последней ступенью познавательной деятельности является теоретический интерес. Он связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность. К сожалению, в школе этой ступени редко кто из учащихся достигает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в  данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Напомним, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

младенцы - непосредственно эмоциональное общение;

раннее детство - манипулятивная деятельность;

дошкольники - игровая деятельность;

младшие школьники - учебная деятельность;

подростки - социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

старшеклассники - учебно-профессиональная деятельность.(13,352)

В младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

Однако  дети по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, воспринимают и осознают объясняемый на уроке материал, у них свой, индивидуальный стиль познавательной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они различаются по умственному развитию и способностям, характеру, склонностям, устойчивости интересов, вкусам, привычкам, привязанностям, идеалам, мотивам учения, свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным учебным предметам, товарищам и учителям, дети занимают различное положение в коллективе сверстников. Но вместе с тем есть общие особенности психического развития учащихся начальных классов, которые необходимо знать учителю.

     Развитие познавательных интересов.

     Возрастные  изменения сенсорных функций  в младшем школьном возрасте отличаются интенсивной динамикой и неравномерностью показателей разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, тактильной и  др. По экспериментальным данным неравномерно, но интенсивно возрастает различительная чувствительность на протяжении всего школьного возраста. Более тонкие различительные сенсорные способности обеспечивают переход к более полному и одновременно более дифференцированному восприятию окружающего мира.

     Отличительная особенность восприятия по сравнению  с предыдущим этапом развития состоит  в его все большей произвольности. Ребенок может управлять своим  восприятием, подчиняясь определенной цели. В отличие от дошкольного  периода, когда восприятие носило не целостный характер, ребенок постепенно учится наблюдать, то есть прослеживать связи между воспринимаемыми частями, сторонами, особенностями объектов. Этому способствует определенный уровень развития мыслительных функций, которые теперь находятся в центре развития, а все психические функции, подчиняясь доминирующей линии развития, обогащаются, усложняются и приобретают новые качества. Тем не менее, сложности в восприятии связаны с недостаточной пока дифференцированностью. дети недостаточно точно воспринимают отдельные свойства и качества объектов, их внимание теперь направлено на объект в целом, а его отдельные стороны как бы не замечаются. Эта невнимательность — возрастная особенность большинства нормально развивающихся детей, обусловленная, что очевидно, неравномерностью созревания и развития психических функций.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности