Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.
Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы
План.
Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы
Введение.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогике Г.И. Щукина, Н.Р.Морозова.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок. В психологических исследованиях он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес .Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания. Значительный вклад в их решении внесли исследования Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запарожца, П.М.Якобсона и др.
Исходные положения теории эстетического воспитания в России разрабатывались А.В.Луначарским, Н.К.Крупской, С.Т.Шацким.
Огромное влияние на становление системы эстетического воспитания для детей оказали творчество и деятельность А.М.Горького и таких писателей, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.Л.Барто, С.В.Михалков.
Искусство как главное средство эстетического воспитания связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребенка, вызывая нравственно-эстетические переживания и активизируя познавательные интересы.
Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание означает процесс формирования чувств в области прекрасного.
В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Методы эстетического воспитания направлены не только на формирование эстетического отношения к общественному, природному, предметному миру, но и к процессу художественного обучения. Обучение искусству носит эстетически воспитывающий и развивающий характер.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка. В своей работе мы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
В связи с этим выделены ряд противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образования функции, связанной с формированием интеллектуально активной личности, способной к взаимодействию с искусства и недостаточным принятием взрослых позиции активности ребенка в познании искусства.
- необходимостью обучающим потенциалом изобразительного искусства в развитии познавательного интереса и отсутствием научно-методических разработок по их применению как средства развития познавательного интереса детей пятого года жизни.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации формирования педагогических возможностей изобразительного искусства в развитии познавательного интереса.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к изобразительному искусству».
Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.
Объектом исследования выступает познавательный интерес.
Предмет исследования: методика формирования познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что изобразительное искусство будет способствовать формированию познавательного интереса в том случае, если:
- в ДОУ созданы специальные условия;
- созданы возможности использования картин, иллюстраций, графики, народных промыслов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- отбор и построение содержания различных произведений изобразительного искусства используемых в формировании познавательного интереса осуществляется в соответствии с принципами доступности, интегративности и культуросообразности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы.
2. определить уровни проявления познавательного интереса у детей пятого года жизни.
3. разработать и апробировать содержание педагогической деятельности по формированию познавательного интереса.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов по проблеме педагогических возможностей изобразительного искусства в развитии познавательного интереса (Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, .И. Щукина, Н.Р.Морозова).
- современные подходы к пониманию проблемы успешного приобщения детей пятого года жизни к изобразительному искусству (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.В.Запарожц, П.М.Якобсон, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический (анализ и обобщение педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (проблемная ситуация, педагогический эксперимент).
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался теоретический опыт в области познавательного интереса с целью выявления теоретических основ и современных тенденций развития образования в ДОУ.
На втором этапе определялась проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; производился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводился анализ, обобщение анализ и систематизация накопленных материалов, интерпритация полученных результатов исследования и их оформление.
Объем и структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, приложения, списка используемой литературы.
1.1 Понятие интереса в дошкольной педагогике.
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогике Г.И. Щукина, Н.Р.Морозова.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок. В психологических исследованиях он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
Г.И.Щукина считает, что интерес выступает перед нами:
- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- и как мощный побудитель активности личности;
- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру и его объектам, явлениям, процессам.
Н.Р.Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремления углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.).
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждают личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных снов современного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г.).
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, В.С.Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейншвальд, А.И.Крупнов и др.