Развитие познавательно интереса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.
1.1 Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.
1.2 Эстетическое воспитание в детском саду.
1.3 Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.
Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.
2.2 Констатирующий эксперимент.
2.3 Формирующий эксперимент.
Приложения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 202.50 Кб (Скачать)


План.

Введение.

Глава 1. Проблема познавательного интереса в теории и практике дошкольной педагогики.

1.1   Понятие познавательного интереса в дошкольной педагогике.

1.2   Эстетическое воспитание в детском саду.

1.3   Влияние изобразительного искусства на личность дошкольника.

Глава 2. Опытно-поисковые исследования развития познавательного интереса средствами изобразительного искусства.

2.2 Констатирующий эксперимент.

2.3 Формирующий эксперимент.

Приложения

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогике Г.И. Щукина, Н.Р.Морозова.

     Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок. В психологических исследованиях он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);

        Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

        Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес .Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

           Психологические вопросы занимают особое место в теории эстетического воспитания. Значительный вклад в их решении внесли исследования Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, А.Н.Леонтьева, А.В.Запарожца, П.М.Якобсона и др.

     Исходные положения теории эстетического воспитания в России разрабатывались А.В.Луначарским, Н.К.Крупской, С.Т.Шацким.

     Огромное влияние на становление системы эстетического воспитания для детей оказали творчество и деятельность А.М.Горького и таких писателей, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.Л.Барто, С.В.Михалков.

     Искусство как главное средство эстетического воспитания связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребенка, вызывая нравственно-эстетические переживания и активизируя познавательные интересы.

     Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание означает процесс формирования чувств в области прекрасного.

     В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности.

     Эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка.
          Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Методы эстетического воспитания направлены не только на формирование эстетического отношения к общественному, природному, предметному миру, но и к процессу художественного обучения. Обучение искусству носит эстетически воспитывающий и развивающий характер.
           Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольни­ка. Наиболее благоприятными для творческого развития являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.  В своей работе мы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста

     В связи с этим выделены ряд противоречий между:

- социальным заказом общества на выполнение образования  функции, связанной с формированием интеллектуально активной личности, способной к взаимодействию с искусства и недостаточным принятием взрослых позиции активности ребенка в познании искусства.

- необходимостью обучающим потенциалом изобразительного искусства в развитии познавательного интереса и отсутствием научно-методических разработок по их применению как средства развития познавательного интереса детей пятого года жизни.

    Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом  обосновании и практической реализации формирования педагогических возможностей изобразительного искусства в развитии познавательного интереса.

     Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к изобразительному искусству».

     Цель данной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние изобразительного искусства на развитие познавательного интереса.

    Объектом исследования выступает познавательный интерес.

     Предмет исследования: методика формирования познавательного интереса средствами изобразительного искусства.

     Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что изобразительное искусство будет способствовать формированию познавательного интереса в том случае, если:

- в ДОУ созданы специальные условия;

- созданы возможности использования картин, иллюстраций, графики, народных промыслов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

- отбор и построение содержания различных произведений изобразительного искусства используемых в формировании познавательного интереса осуществляется в соответствии с принципами доступности, интегративности и культуросообразности.

     Задачи исследования:

1.      Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы.

2.      определить уровни проявления познавательного интереса у детей пятого года жизни.

3.      разработать и апробировать содержание педагогической деятельности по формированию познавательного интереса.

Теоретическую основу исследования составляют:

- взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов по проблеме педагогических возможностей изобразительного искусства в развитии познавательного интереса (Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, .И. Щукина, Н.Р.Морозова).

- современные подходы к пониманию проблемы успешного приобщения детей пятого года жизни к изобразительному искусству (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев, А.В.Запарожц, П.М.Якобсон, А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий).

     Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический (анализ и обобщение педагогической и психологической  литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (проблемная ситуация,  педагогический эксперимент).

     Исследование проходило в три этапа.

     На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался теоретический опыт в области познавательного интереса с целью выявления теоретических основ и современных тенденций развития образования в ДОУ.

     На втором этапе определялась проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; производился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.

     На третьем этапе проводился анализ, обобщение анализ и систематизация накопленных материалов, интерпритация полученных результатов исследования и их оформление.

     Объем и структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, приложения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие интереса в дошкольной педагогике.

     Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г,Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогике Г.И. Щукина, Н.Р.Морозова.

     Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок. В психологических исследованиях он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);

     Г.И.Щукина считает, что интерес выступает перед нами:

- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный  побудитель активности личности;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру и его объектам, явлениям, процессам.

     Н.Р.Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

     Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).

     Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремления углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.).

     Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

     Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

     Более того, познавательный интерес, активизируя  все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждают личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

     Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных снов современного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

     Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г.).

     Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

     Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

     Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

     Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

    Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, В.А.Крутецкий, В.С.Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейншвальд, А.И.Крупнов и др.

Информация о работе Развитие познавательно интереса