Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     •  создание школьных музеев (музейных комнат);

     •  благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;

     • сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами  российских воинов;

     •  поисковая работа;                      

     •  проведение тематических вечеров, посвященных  славным датам и героям;                                                               

     •  встречи с участниками войн;    

     •  военно-исторические игры;

     • посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.

     В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется  любовь к Родине, потребность в  служении Отечеству, готовность защищать родную землю.

     Важное  направление внеурочной исторической работы — изучение и обобщение народных традиций в местах проживания учащихся.                                                           

     Традиции  — это исторически сложившиеся  и передаваемые из поколения в  поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.; установившийся порядок, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение.(15.138)

     Результаты  данного вида работы зависят от изучения соответствующей литературы и общения  с людьми старших поколений. В  ходе такой деятельности учащиеся изучают жизнь, быт религию, ментальность, духовность жителей своего города, поселка села. Многое из узнанного и увиденного входит в сознание и души детей и становится частью их образа жизни.

     Выявление и описание традиций влечет за собой  практические меры по их реализации. По школьным сценариям могут организовываться проводы в Российскую армию вчерашних одноклассников и встречи земляков, отдавших в вооруженных силах свой долг Родине. Учет традиций превращает в настоящие церемонии чествования победителей, умельцев, рождение детей, свадебные обряды и т. д.

     Принципы  внеклассной деятельности.

     Суть  внеклассной работы определяется деятельностью  школьников во внеурочное время при  организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким  образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план. Л. М. Панчешникова (25,187) считает, что вне сомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной школы. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть отечественной системы образования.

     В начальной школе возможны разные формы  внеклассной деятельности. Однако предметные кружки и научные  общества предназначены для старшеклассников. При использовании остальных  форм необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

     Принципы:

     - Добровольное участие школьников  в работе и мотивация. Важно, чтобы главным мотивом, побуждающим учащихся к участию во внеклассной работе, стали познавательные устремления. Занятия привлекают ребят именно тогда, когда удовлетворяют их пытливость и любознательность. И чем полнее они отвечают разнообразным наклонностям и увлечениям учащихся, тем больше побуждают их к новой деятельности.

     Поэтому важно организовать ее так, чтобы  она всегда давала как можно больше пищи уму и развивала учащихся, требовала проявления их волевых качеств.

     - Выбор содержания и форм занятий.  Внеклассная работа является действенным средством педагогического воздействия. Определяющим критерием отбора материала будет подчинение его учебно-воспитательным задачам школы вообще и обучению истории в частности.

     Важное  значение в выборе тематики и форм занятий имеет учет индивидуальных запросов и склонностей учащегося.

       Во внеклассной работе по истории  можно ставить более разнообразные, чем на классических занятиях, задания, требующие от учащихся использования новых видов деятельности. Применение этого метода и на уроках, и во внеклассное время служит общей цели — формированию у них умственной самостоятельности, интереса и творческой деятельности.

     - Общественно полезная направленность  деятельности школьников. Во внеурочной работе по обществознанию большое место занимают практические дела, которые часто приобретают характер общественно полезной работы учащихся и включают в себя следующие виды: выпуск рукописных изданий, создание «Классных историй», оформление выставок, создание стендов, шефство над инвалидами.

     Посильное участие школьников в решении  конкретных практических дел расширяет их социальные связи, позволяет им лучше ощущать свою причастность к жизни общества.

     - Самостоятельность и инициатива  учащихся. Своим многообразием видов деятельности внеклассная работа по истории дает широкий простор для проявления активности и самостоятельности школьников. Без их участия, как показывает опыт, не обходится ни планирование и разработка конкретных поисковых заданий, ни организация практической деятельности, ни обобщение и оформление накопленного материала, ни использование его в учебно-воспитательном процессе, причем все это делается так, чтобы помочь учащимся почувствовать привлекательность и увидеть перспективу работы, ощутить себя главными действующими лицами. Иными словами, педагогическое руководство должно быть особенно гибким, обязательно стимулирующим самостоятельность, инициативу и творчество учащихся.

     - Разнообразие форм и приемов  работ.  Все формы внеклассной  работы можно разделить на  две группы: систематические (кружки, чтение художественной литературы и т.д.) и эпизодические (стенды, выставки, вечера, праздники). В практической деятельности они тесно связаны между собой, дополняют друг друга, применяются в различных ситуациях.                           

     Это позволяет полнее использовать все  многообразие содержания внеурочной работы, сделать ее для учащихся более интересной. Выбор той или иной формы зависит от содержания разрабатываемой темы, от возраста и познавательных интересов учащихся, от методов мастерства учителя и от иных конкретных условий.

     Существуют  принципы внеклассной работы, характерные  только для определенного предмета - коммуникативной активности (принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся в использование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность и занимательность которых вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентности школьника). (18,95)

     Важным  моментом внеурочной работы должно стать  творчество и учителя, и учеников и родителей — это является главным условием качества и эффективности деятельности школы.

     Внеклассная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и  романтика и игра, чтобы ей сопутствовала  красочность и эмоциональность.

     Успеху  внеклассной воспитательной работы содействует чёткая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков.

     Соблюдение  принципа последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, её плановость, исключает появление  случайных мероприятий, предусматривает  усложнение содержания, форм и методов работы с учётом возрастных особенностей детей. 
 
 
 

     1.2.Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе.

     Государственный образовательный стандарт определяет минимум содержания образовательных  программ по разным предметам. Истории  России в этом перечне нет. Она является компонентом образовательной области «Окружающий мир».

     Это обстоятельство позволяет школе  выбрать модульный или интегративный  вариант подачи материала по истории  России младшим школьникам. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы, у каждого из них есть сторонники и оппоненты.    

     Главным препятствием для введения модульных  курсов сторонники интегрированного обучения считают синкретизм (слитность, неразрывность) мышления ребенка и низкий уровень  анализа в младшем школьном возрасте. В начальной школе, по их мнению, должна быть представлена целостная картина мира, раскрывающая самые общие, глобальные взаимосвязи астрономических, географических, биологических, исторических знаний в их единстве и взаимопроникновении. Естественнонаучные знания при интегративном подходе даются в соответствии со временем, местом и условием их возникновения, т.е. в историческом контексте. И наоборот, исторический обзор кроме ярких событий содержит в себе природно-географическое описание страны или региона.

     Сторонники  модульных курсов считают, что современный  ребенок психологически готов воспринимать обществоведческий материал расчленено. К этому его подготовили средства массовой информации и красочные, комиксного типа, энциклопедии. Ум ребенка насыщен разнообразными сведениями, и модульные курсы призваны упорядочить представления детей об окружающем мире.

     Но  в том и другом случае учащиеся знакомятся с историей своей Родины.

     Однако  и сам учебный материал по истории  России, и незначительное число уроков недостаточны для воспитания гражданина и патриота, формирования гражданской позиции.

     Воспитательные  задачи вполне поможет решить внеклассная  работа по истории.

     Потенциал истории и его значимость для  формирования основополагающих человеческих ценностей очевиден.

     Целостность мира, его многообразие, сложность, противоречивость невозможно показать без исторических знаний, показать таким, каким сейчас наш мир стал в результате объективного исторического  процесса, а фундаментом современной  цивилизации являются достижения людей прошлых исторических эпох.

     История - одна из наук, которая стремится  ответить на главные вопросы бытия: кто мы такие, откуда, как и куда идем.

     История может эмоционально увлечь, захватить  ученика удивительным миром открытий и тайн, а мы знаем, что младших  школьников, от природы любознательных, привлекает все загадочное. Исторический материал располагает к чувственно-эмоциональному переживанию и потому способствует развитию эмоциональной сферы, формированию чувства радости жизни, позитивного отношения к миру. Исторические представления предусматривают предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края.

     На  ярком и доступном детям материале формируются образные представления о наиболее важных событиях и фактах из истории Российского государства.

     Важным  моментом, который определяет позицию  учителя при отборе знаний, является реализация краеведческого принципа (экскурсии  в местные музеи, лес, парк).

     Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание  учебного материала.

     Вывод: воспитательный потенциал исторического  материала можно и нужно использовать во внеклассной деятельности с учащимися  начальной школы.

     1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников.

     Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес (от лат. «имеет значение, важно») — реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. (20,5)

     Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный  интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.

     Психологи считают, что  познавательный интерес  можно условно разделить на  следующие стадии:

     Удивление

     Любопытство

     Любознательность

     Познавательный  интерес

     Теоретический интерес

     Удивление и любопытство  обусловлено чисто  внешними обстоятельствами, привлекающими  внимание. Поэтому очень важно  на уроке удивлять ребёнка, приложить  всё своё умение, воздействовать на эмоции и чувства ребёнка, воздействовать на все его анализаторы.

     Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена  чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности