Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Российский  государственный  педагогический университет

имени А.И.Герцена 

Институт  детства 

Кафедра педагогики и психологии начального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

  Развитие познавательного  интереса 

младших школьников к истории  России

во  внеклассной деятельности. 
 
 
 
 
 

                   Студента(ки) 4 курса

                   2 группы 

                   Гречушниковой Александры

                                                                      Витальевны 

                Научный руководитель: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                                                     Санкт-Петербург

2012 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические  основы организации внеклассных  занятий с целью развития познавательного  интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной  школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной  дисциплины  «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение  уровня знаний по истории России  и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание  и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Не  к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности  и увлечения. К тому же стоит помнить  непреложный закон: забудешь ты — забудут и тебя. Поэтому с самых ранних лет ребёнку надо прививать интерес к истории своих предков  если это не идёт из семьи, то в начальной школе эта работа должна активно проводиться. Ведь только тот человек, которому не безразлична история его предков, может гордиться своей Родиной, а в будущем и защищать её.

      В наше время это особенно актуально  – в своей массе, молодое              поколение, не испытывает особой гордости за свою родину и защищать её не   стремится. А это следствие именно того, что в своё время им не привили интерес, сначала к истории своей семьи, а затем к истории своего края, родины. Кроме того, история как учебная дисциплина составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Она содержит сведения о человеке и обществе с древности до современности, представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидательного и другого опыта людей. Поэтому история является источником информации для разных учебных дисциплин.

      И еще — она формирует у детей  представления об историческом процессе, а именно — об изменениях в жизни людей, происходящих по этапам, внутренне связанных друг с другом, Разделяем суждения Л.В. Занкова, что «такого рода материал, размышления над ним служат благоприятным условием развития интеллекта, способного отображать явления в движении» (12,141).

      Таким образом, если начальное образование  — самоценное и самостоятельное  звено в системе непрерывного общего образования, то в нем должны быть представлены (с учетом возраста) и образовательные области, формирующие  у младших школьников представления об окружающем их мире. А без истории целостного взгляда на окружающий ребенка мир не сформировать.

     Конечно же на уроке учитель имеет все  шансы это сделать. Но внеклассная деятельность имеет более широкие возможности  объективны, что определяется рядом обстоятельств:

     1. На уроке не всегда можно  разъяснить, довести до сознания  учащихся    отдельные элементы  исторических знаний и исторического  процесса в целом;

     2. На уроке учитель не может  показать, а учащиеся увидеть  того, что нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т.д.

     3. Практическая функция изучения  истории гораздо чаще находит   реализацию именно во внеклассной  работе.

     4.  на уроках всегда ощущается  недостаток времени для охвата  всех тем и проблем, предусмотренными  учебными программами.

      Актуальность проблемы определила  тему исследования - «Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности».

      Объект  исследования - познавательная деятельность младших школьников.

      Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.

          Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

      Гипотеза  исследования - внеклассная деятельность по истории России по развитию познавательного  интереса у младших школьников будет  успешной, если соблюдать ряд условий:

     -  учет особенностей классного коллектива школьников;

     - использование вариативных форм проведения внеклассных мероприятий по истории России;

     - опора на известное учащимся содержание по истории России;

     - активное участие младших школьников  во внеклассных мероприятиях  по истории России.

      Задачи  исследования:

     - изучить теоретические основы организации внеклассной деятельности с младшими школьниками  по истории России в целях развития познавательного интереса;

     - проанализировать психолого-педагогическую  литературу по развитию познавательного  интереса у младших школьников;

     - разработать и апробировать комплекса внеклассных занятий для развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

      Методы  исследования: 

анализ  и обобщение  психолого-педагогической и научно-методической литературы по изучаемой проблеме, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в начальных классах; беседы, интервьюирование, анкеты, тестирование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические  основы организации внеклассных  занятий с целью развития познавательного  интереса у младших школьников к истории России.

     1.1. Организация внеклассной деятельности  по истории России 

в начальной  школе.

     Педагогический  процесс не ограничивается обучением. Всё, что проводится в школе в  плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием – внеклассная работа.

     Внеклассной работе всегда уделялось пристальное  внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений  этого понятия. Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса (4,142). 

     В педагогическом энциклопедическом  словаре даётся  определение:

     Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Формы и методы внеклассной работы практически совпадают с дополнительным образованием детей. Коджаспирова Г. М. даёт такое же определение.(15,57)

     Харламов  считает, что внеклассная деятельность – это разнообразные формы учебной работы, проводимые вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях, которое носит для учащихся добровольный характер и призвано удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы.(40,82)

     А вот Селиванов В.С. определяет внеклассную  деятельность как работу с учащимися  классных руководителей, школьного  библиотекаря и всех других школьных работников, проводимая во внеурочное время, но не имеющая специально выраженного предметного характера (не направленная на изучение какого-либо одного учебного предмета ).(33,115)

     Степанищев  А.Т. считает что,  внеклассная  работа по истории – это организация  учителем различных видов деятельности учащихся после уроков,  обеспечивающая необходимые условия для овладения ими  навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.(34.108)

     В других источниках наряду с внеклассной  работой выделяют ещё внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и т. д.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характер (не направлена на изучение какого- либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за её пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).

     По  смысловой нагрузке этот термин в  методике обучения истории имеет  два подхода: 1) внеурочная работа –  как термин, более точно отражающий существо феномена, так как изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьных программ отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классноурочной системы. Оно строится на ином по сравнению с уроками историческом материале, проводится в иных, чем урок, организационных формах,  в значительно большей степени,  чем это имеет место на уроке, основывается на самостоятельной работе учащихся, проходит во внеурочное время. 2) «термин внеклассная и внеурочная работа» является идентичным и имеет одинаковое право на существование.

       Внеурочная работа — хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие  общекультурных интересов школьников, решению задач нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что к словосочетанию «внеурочная работа» часто добавляют «воспитательная».                

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности