Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа
Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России
в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19
1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21
1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28
Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у
младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Восприятие младшего школьника очень конкретно, ситуативно. Характерны ошибки пространственного положения — зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени: дети склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки.
Средства для развития и коррекции восприятия выработаны в педагогике давно и подсказаны логикой детского развития. Учитель обращает внимание учеников на детали картины, ведя указкой и называя их, просит найти отличия в нескольких похожих изображениях, учит наиболее полно описывать в рассказе или сочинении особенности явлений или предметов, и т.д.
Память младшего школьника развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами — воспоминаниями и т.д. Они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно запоминает. Одна из задач учителя начальных классов — научить детей использовать определенные мнемонические приемы.
Расцвет вербальной памяти приходится на 7 — 8 лет, в подростковом возрасте происходит ослабление вербальной памяти. Сензитивный период для способности к запоминанию приходится на 8 — 10 лет.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не формально — логические операции. Ребенку трудно представить, что его видение мира не совпадает с тем, как воспринимают этот мир другие люди.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае при освоении основных школьных дисциплин.
Школьный возраст — период интенсивного развития интеллекта. На примере школьного обучения особенно хорошо видно, как осуществляется психическое развитие через усвоение культурного опыта, накопленного в процессе развития человеческого общества. Учебная деятельность требует от школьника постепенного овладения научными понятиями. Именно через научно-понятийный аппарат осуществляется усвоение знаний, накопленных поколениями, их систематизация. Через формирование понятийного мышления осуществляется не только овладение знаниями, расширение объема памяти, происходит активное развитие всей когнитивной сферы, регуляторной, развиваются способности — общие и специальные. Младший школьник широко использует бытовые понятия, которыми он привык оперировать в дошкольном детстве и которые продолжают появляться в его словаре. Поскольку процесс познания окружающего мира не замыкается на школьном обучении, ребенок по-прежнему включен в общение со сверстниками, в игровую деятельность, эти формы активности тоже вносят свой вклад в развитие, в том числе и обогащение, словаря и особенностей мышления.
Понятийное мышление формируется постепенно через обучение, опыт, овладение функциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения при абстрагировании от второстепенных свойств, признаков и функций явлений и объектов. Опора на яркие, внешние, очевидные свойства и функции объекта обусловливает типичные ошибки и трудности детей в первые годы обучения чисел, непросто отвлечься от значения слова, определяя его как часть речи. Эти и другие особенности обусловлены возрастным развитие когнитивных функций. Эти трудности должны учитываться при построении учебных курсов с учетом возрастной логики постепенного и поэтапного формирование понятий. Освоение понятийных форм мышления — это процесс, который хорошо реализуется в классическом обучении.
Речь. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания.
К
моменту поступления в школу
словарный запас ребенка
Особенность развития на данном этапе состоит в том, что речь становится не только средством общения, но и объектом познания. Речь выполняет две основные функции: коммуникативную — общение, и информационную — сообщение. Эти функции формируются одна через другую и постоянно взаимодействуют: «формулируясь», мысль «формируется».
Потребность в общении в младшем школьном возрасте выступает на первый план и поэтому определяет развитие речи. Этому способствуют новые специальные формы развития ребенка: слушание, беседы, споры, рассуждения.
Воображение младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности и связано с развитием памяти и мышления. Большинство сведений, сообщаемых детям в школе, имеет вербальную форму, поэтому вербальное мышление и речь оказывают огромное влияние на содержание развития всех психических функций, в том числе и воображения.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.
В
условиях учебной деятельности к
воображению ребенка
Воображение
в жизни ребенка играет большую
роль, чем в жизни взрослого, проявляясь
гораздо чаще, и чаще допускает
нарушение жизненной
Внимание — особый психический процесс, без которого невозможно себе представить обучение.
Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести — семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. Учитель привлекает внимание ребенка к учебному материалу, удерживает его специальными педагогическими приемами, переключает с одного вида деятельности на другой, задавая эталон для самостоятельного овладения вниманием.
Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.
Таким образом, психические особенности этого возраста могут стать опорой для педагога при развитии познавательного интереса у младших школьников.
Вывод. В теоретической части исследования было выявлено, что:
- содержание по истории России входит в состав образовательной области «Окружающий мир» и может реализовываться двумя вариантами – модульным или интегративным, в зависимости от программы, по которой работает начальная школа;
-
познавательный интерес
-
младшие школьники обладают
-
педагогическая общественность
окончательно не пришла к
Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
2.1.
Изучение уровня знаний по
истории России и
Прикладное исследование проходило в государственном общеобразовательном учреждении – школе деревни Алексеевка Моршанского района Тамбовской области. В школе обучаются чуть больше сорока учащихся.
Штат укомплектован полностью. Все учителя имеют опыт работы. Школа имеет свои традиции и проводится много внеклассных мероприятий. Большинство культурных мероприятий населённого пункта проводятся в школе. Все государственные праздники и не только имеют отражение во внеклассной деятельности школы.
Практическое исследование проходило в 4 классе. В классе 6 человек из них 4 девочки и 2 мальчика. Обучение происходило по интегративному учебнику Плешакова А.А. «Мир вокруг нас», где содержание учебной дисциплины «История России» являлась составной частью.
Целью практического исследования является определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.
Практическое исследование проходило в три этапа. На первом этапе было проведено наблюдение и диагностики, изучающие уровень и направленность познавательного интереса младших школьников, а также уровень знаний младших школьников по истории России.
Исходя из результатов диагностики, был составлен комплекс внеклассных занятий, общей целью которого – развивать познавательный интерес к истории России через историю малой Родины.
На первом этапе было проведено:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Сначала было проведён анализ условий образовательного пространства с позиции воспитания патриотизма у учащихся. В коридоре школы присутствуют символика Российского государства, есть стенды с именами и фамилиями героев Великой Отечественной войны Алексеевки.
В ходе наблюдения за учащимися было выявлено, что интерес к истории России не сформирован. Дети во внеучебное время обсуждали свои личные проблемы, компьютерные игры, просто болтала. Темы по истории России отсутствовали.
Потом была проведена беседа, с целью выявить элементарные знания по истории. На вопросы: Как назывался раньше город вблизи твоего селения?
Как звали твоего прадедушку? Каких героев Великой Отечественной войны ты знаешь? Ребята отвечали чаще «не знаю», «забыл».
Затем была сделана констатирующая диагностика, с целью выявить уровень знаний по истории России у учащихся в соответствии с Госстандартом в образовательной области «Окружающий мир».
По результатам анкеты, на соответствие знаний учащихся по истории России в соответствии с Госстандартом, можно констатировать стопроцентное усвоение материала. (Приложение №1)