Развитие познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

Содержание

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Работа содержит 1 файл

курс1.docx

— 103.15 Кб (Скачать)

                Оглавление 

1. Введение

2. Историко-педагогический  аспект проблемы

   формирования познавательного интереса

3. Понятие  "познавательный интерес"

4. Необходимые  условия формирования познавательного  интереса

5. Формирование  познавательных интересов в обучении.

6. Страницы  истории на уроках математики

7. Мотивационная  функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое  обучение

      9.1  Игры

      9.2  Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1 
 
 

                                  Введение 

    Проблема познавательного интереса — одна из актуальных.  Педагогической наукой доказана  необходимость  теоретической  разработки  этой  проблемы  и осуществление её практикой обучения.

    Необходимость готовить  к   творчеству  каждого  растущего   человека  не нуждается в доказательствах. Именно на это  должны  быть  направлены  усилия педагогов.

    Тяга  к  творчеству,  которая  (как   и   всякая   чисто   человеческая потребность)  является  не  врождённым  качеством,  не  природным  даром,  а результатом  воспитания  (стихийного,   незаметного   или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть  сама  обращена  в  средство педагогического  воздействия,   в   частности,   в   средство   формирования познавательных интересов школьников,  в  средство  формирования  потребности учиться, получать знания.

    Исходя из  актуальности  проблемы,    мной  выбрана  тема  исследования

«формирование познавательного интереса на уроках математики».

    Объект исследования: познавательный  интерес.

    Предмет  исследования:   роль   творческих   заданий   в   формировании

познавательных  интересов школьников.

    Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся на уроках математики.

    Задачи исследования:

Проследить  роль  творческих  заданий   при   формировании познавательных интересов учащихся на уроках математики.

Определить  критерии сформированности познавательных интересов.

    В исследовании мы исходим  из гипотезы, что  эффективность   формирования познавательных интересов школьников на уроках математики  достигается  через использование творческих заданий:

    а) направленных на закрепление материала,  используемых  при обучении

умениям и навыкам;

    б) направленных на формирование  понятий.

    Практическая  значимость  курсовой  работы  обусловлена  тем,  что   её

результаты  могут быть использованы в практической  деятельности  учителей  и студентов. 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Историко-педагогический аспект проблемы

формирования  познавательного  интереса 

    Проблема интереса к учению  в истории русской педагогической  мысли  и  в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под  влиянием  требований жизни.  Социально-экономические  изменения  в России  начиная   со   второй половины  XVIII  в.  подводили  к  жизненно  назревшим   вопросам   развития просвещения.

    К перестройке просвещения в  России  и  поиску  путей   усвоения  знаний,

пригодных для развития  в стране  промышленности  и торговли,  с учётом,

однако, интересов помещиков-крепостников,  были  привлечены  образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи  европейской  педагогики, — И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

    Идеи И.И. Бецкого создать сословные  учебные заведения и вырастить  в них «новую породу людей» выражали новое отношение к  природе  человека.  Природу ребёнка нельзя разбудить, пока  учение  будет  горестным,  нужно  приохотить детей к занятиям, вызвать  у  них  любовь  к  учению.  Практически  руководя перестройкой  образования  в  России,  Бецкой  доказывал  это   в   уставных документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

    Дальнейший поиск системы   образования  и  обучения  осуществлялся  Ф.И. Янковичем.  Янкович  выступал  за   использование   в   обучении   элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь  интереса к учению с нравственностью.

    Линия связи интереса с нравственным  воспитанием  прослеживается  и  во

взглядах  Н.И.  Новикова.  Он  отождествлял  любопытство с потребностью  в учении.  Условием  развития   любопытства   Н.И.   Новиков   считал   знание воспитателя  сил  и  способностей,  которые  дают  наблюдения  за  занятиями ребёнка  «по  натуральному  побуждению»,  выражающему  интерес,  внимание  к изучаемому.

    Реализовать первые подступы  к проблеме интереса в обучении  было трудно. В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах,  основанных Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и  дети  стремились  убегать  с уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

    В первой половине XIX в. общественно-экономическое  развитие России  всё же привело к  созданию  в  стране  системы  образования,  требовавшей  новой дидактической  теории,  которой  в  России  в  начале  века  ещё  не   было. Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

    Впервые любопытство от любознательности  отграничил В.Ф.  Одоевский.  Он  считал,  что  свойственное   детям   любопытство   при надлежащем руководстве может  перерасти  в  любознательность,  в  страсть  к

познанию, развивающую умственную самостоятельность.

    В.Г. Белинский и А.И. Герцен  были убеждены в том, что   любознательность детей следует в первую  очередь  развивать  при  помощи  естественных  наук,книг,  знакомящих  с землёй,  природой,   которые   сильнее   всего   могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

    Для педагогических воззрений  В.Г. Белинского и А.И. Герцена   характерна

связь интереса к познанию с интересом  социальным.  Но  эта  идея  не  могла

найти своего воплощения,  поскольку  В.Г.  Белинский  писал  в  подцензурной России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

    И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг.  XIX  в.  в

решении  вопросов  воспитания  и обучения  не  обходила  стороной  проблему интереса в обучении, несмотря на то, что  социальных  исследований  по  этой проблеме всё ещё не было. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

рассмотрел  К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении.

    Глубокая  психологическая  основа  всей  педагогической   теории   К.Д.

Ушинского  и  проблемы  интереса  усилили  внимание   к   природосообразному

развитию  детей.

    Обострённая  критика  обучения  и  воспитания  в  период   общественно-

педагогического подъёма привела к идее пристального внимания  к  внутреннему

миру  ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в  своих

педагогических  взглядах Л.Н. Толстой. Он  справедливо считал,  что интерес

ребёнка может раскрыться лишь  в  условиях,  не  стесняющих  проявление  его

способностей  и наклонностей.  Интерес  в  педагогических  взглядах  Толстого

является  центром всей педагогической работы.  Важнейшее  условие  проявления

интереса  — это создание на уроке такой  естественной,  свободной  атмосферы,

которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

    Л.Н.  Толстой  всецело  полагался   на  интересы  детей,   за   учителем

оставалось  право лишь фиксировать увлечения  детей, связанные с их природой.

    Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский  считали,  что  только  воспитание,

опирающееся  на  разумную  свободу  ребёнка,  развивает   его   интересы   и

любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих  позиций  Н.А.  Добролюбов

высоко  оценивал  школы  Р.  Оуэна,  где  учителя  поддерживали  и  развивали

интерес детей к учению.

    Но прогрессивные идеи трудно  было применить на  практике.  Причин  было

много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно  начальной  школы,

консерватизм  учителей,  перегруженность  программ,   тяжёлое   материальное

положение народного учителя.

    В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу  в  обучении

А.И. Анастасиева. В этом  исследовании  весь  процесс обучения  раскрывался

через призму интереса.

    После  победы  Октябрьской   революции   поиск   новых   путей   учебно-

воспитательной  работы связывался с задачей воспитания  поколений,  способных

строить коммунистическое общество.

    С марксистских позиций рассматривала  проблему интереса Н.К. Крупская.

    Практическое применение  прогрессивные   идеи  по  проблеме  интереса  в

обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

    С.Т.  Шацкий  уделял  самое серьёзное внимание  проблеме  интереса  в

обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны,  как он

считал, интерес — важный  фактор  активного  усвоения  ребёнком  социального

опыта, с другой  —  роль  интереса  он  видел  в  приспособлении  ребёнка  к

окружающей  среде.

    А.С. Макаренко раскрывает некоторые  методические приёмы  поддержания   и

развития  интереса: подсказка,  вызывающая  догадку,  постановка  интересного

вопроса,   введение   нового    материала,    рассматривание    иллюстраций,

наталкивающих на вопросы, и т.д.

    Макаренко считал, что  жизнь   и  труд  ребёнка  должны  быть  пронизаны

интересом,  что  содержание  образовательной  работы  определяется   детским

интересом.

    В диалектике воспитательного  процесса А.С. Макаренко  показал   единство

содержания, средств и методов  воспитания,  раскрыл  логику  воспитательного

процесса, исходя из сочетания требований  общественной  жизни  с  интересами

детского  коллектива и интересами отдельной  личности.

    Дальнейшая разработка проблемы  интереса была  связана  с   переходом  на

классно-урочную  систему обучения.

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников