Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России

в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19

1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21

1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28

Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.

2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у

младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35

2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41

2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46

Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49

Работа содержит 1 файл

ВКР Гречушниковой Александры пятсот двенадцатой группы.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

       Внеурочная работа тесно связана с продолжением урока, определяющей в данном случае может стать степень привязанности к обязательному учебному материалу, ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие.

     Внеурочная  работа по предмету становится продолжением урока, раздвигает его рамки во времени  и пространстве, так как на уроке  не всегда можно разъяснить, довести  до сознания учащегося отдельные  элементы знаний, показать «живую» историю.

     Задачи  внеклассной деятельности:

      - пробуждение или углубление  у  школьников интереса к  различным областям знаний и  видам деятельности,

     - раскрытие и развитие их талантов и способностей,

     - воспитание их общественной и  познавательной активности,

     - культурная организация их досуга.

       Внеклассная работа помогает удовлетворять потребность детей  в неформальном общении. Внеклассная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

     Задачи  внеклассной (внеурочной) работы по истории напрямую связаны с общими целями школьного исторического образования. В прошлом они были крайне идеологизированы, определяли приоритетные и обязательные направления внеклассной деятельности по предмету, инициировали мероприятия всесоюзного масштаба. Сегодня без громких лозунгов и официальных приказов внеклассная работа органично продолжает уроки истории там, где учителя и учащиеся не ограничиваются «обязательным минимумом», программой и учебником, видят и стремятся познать «историю вокруг себя».

     Таким образом, основными, естественными задачами внеклассной работы по предмету остаются: расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи; формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения; развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений; воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность.

       Задачи внеклассной деятельности определяются задачами изучения истории. В ходе внеклассной работы знания, приобретёнными учащимися в классе, углубляются, дополняются новыми факторическими данными, подтверждаются практическим видением и действием.

     Формы внеклассной деятельности.

     Внеклассная воспитательная работа с учащимися  имеет разнообразные формы. Под  формой следует понимать варианты организации   педагогического   процесса, композиционное построение воспитательного  мероприятия.  

     - Предметные кружки и научные  общества.(Систематические). Если учебная  работа в школе поставлена  хорошо, то на занятиях по каждому  предмету появляются учащиеся, которые  стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники. 

     Содержание  занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, организацию встреч с исследователями и т. д.

     В последнее время получило распространение  создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

     - Олимпиады, конкурсы, выставки ученического  технического творчества (Эпизодические). Для стимулирования учебно-познавательной  деятельности учащихся и развития  их творческой состязательности. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

     Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. Они дают возможность организовать внеклассное занятие, в подготовке и проведении которого принимает участие весь классный коллектив.

     Совместная  деятельность вовлекает учащихся в  социально ценностные отношения, что способствует получению двойного результата: предметного и воспитательного. В первом случае это то, что получает класс в результате своих действий: выпущенный журнал, совместный анализ и т.д. во втором — те отношения, которые формируются в ходе получения предметного результата.

     Дети  сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создает  атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта! 

       Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой служат знания учащихся и вопросно-ответная схема проведения. Вопросы задаёт ведущий. В начальной школе чаще всего эту роль выполняет учитель. Количество вопросов определяется заранее, и должны быть конкретными, и объединены одной темой.

       Викторина бывает тестовая и сюжетная. Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр: участники отвечают на вопрос, получают оценку. Сюжетные викторины более интересны с точки зрения внешних атрибутов, построения занятия. В их основе — сюжет, в который вплетаются вопросы. Участники (в зависимости от сюжета) становятся путешественниками, археологами и т. д.

     Конкурс  - это соревнование в каком-либо виде человеческой деятельности. И практически любой ее вид может лечь в основу данной формы: профессиональная или близкая к ней деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, произведениями литературы и т.д.    

     Турнир - это состязание в чем - либо: в  знаниях и в любом виде деятельности одновременно. Следовательно, данная форма  соединяет в себе особенности  викторины и конкурса, потому и  схема проведения может быть следующей: чередование вопросов и практических заданий. Действия соревнующихся оценивает коллегиальный орган. Именно он определяет победителя и осуществляет награждение.

     Устный  журнал - это познавательное обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) на темы окружающей жизни, искусства, литературы. Для его выпуска в классе создается редколлегия, где есть свой главный редактор, корреспонденты (сколько страничек — столько корреспондентов), художники-оформители, фотокорреспонденты. Журнал издается по всем правилам: яркая красочная обложка с названием, перечень содержания материала, изложение основного материала объединенного одной

темой, вторая обложка, содержащая информацию об издателях и «издательстве». (15.286- 425)                

       При подготовке устного журнала следует использовать не только специальную литературу, но и материалы периодической печати, технические средства, произведения искусства и т.д. Журнал представляет главный редактор: знакомит с обложками и общим содержанием. Его помощники-корреспонденты через использование различных методов (рассказ, беседа, пересказ и т.д.) по очереди раскрывают содержание своих страничек. Во время «чтения» обязательной является процедура перелистывания страниц. Подобное издание в классе может выпускать эпизодически (1 раз в год)

     Игра  путешествие - данная форма отражает реальные факты и события, простое  через загадочное, трудное – через  преодолимое, необходимое через  интересное.

     Праздник - по мнению А. Луначарского, праздник — это художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму.(30.291)

     Классификация форм внеклассной деятельности по истории:

     - по количеству участников (массовая, групповая, индивидуальная)

     - по продолжительности (постоянная и эпизодическая)

     - по направлениям (военно-патриотическая, краеведческая, экскурсионная, научно- исследовательская).

     -  по источникам познания (на основе  работы с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непосредственной обработки школьниками исторического материала и др.) К формам внеклассной учебной работы относятся:

     Вот некоторые формы внеклассной  работы проводимые по истории:

     1. Самостоятеьное чтение и усвоение  хрестоматийных и других исторических  данных. Данный вид деятельности  даст наибольший эффект, если, во – первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и, во- вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств – логических заданий, проблемных вопросов и задач и т.д.

     2.  Школьные исторические кружки  и общества. Чтобы они были  полезны, целесообразны, подходить  к их формированию дифференцированно,  по интересам. Наибольшее внимание  ребят привлекает кружки военных  историков, филателистов, нумизматов и т. д.

     3. Исторические конференции, диспуты,  олимпиады, викторины, самодеятельные  спектакли, литературно – музыкальные  композиции.     Названные  формы требуют значительного  разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают  предварительные опросы определённых групп людей, выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников. Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д.

     Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на историческую тему. Данный вид внеклассной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку участников, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнение ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

     4. Создание «малых историй» - школы,  села, улицы, предприятия и т.д.  Данная форма способствует выявлению  писательских и исследовательских  способностей учащихся носит она и большую воспитательную нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица, посёлок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим профессионально определиться в  после школьной жизни и т.д.

     5. Отряды следопытов. Нет таких  мест в России, где нельзя было  бы проявить себя следопытом. Главной целью следопытов является  поиск атрибутов жизни, культуры  ушедших поколений людей. 

     6. Экскурсии по историческим маршрутам и местам и т.п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся.

     Непосредственным  продолжением уроков истории являются мероприятия, проходящие под традиционным названием «внеклассное чтение». Здесь: выставки книг по исторической тематике и стенды с ученическими отзывами, аннотациями, рецензиями и рисунками к прочитанным книгам; читательские конференции и инсценировки отдельных эпизодов; конкурсы и викторины по страницам любимых произведений и т. п.

     Серьезным конкурентом чтению в наше время  стало кино, но оно, же может быть добрым другом ребят в обогащении их представлений о далеком прошлом, если в школе будут организованы тематические кинолектории или видеосеансы с профессиональным анализом экранных версий исторических фактов. «Недели истории» представляют обильную программу викторин, конкурсов, экскурсий и тематических лекций для всех возрастных групп школьников. Их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитее в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории. Традиционно эти предметные недели заканчиваются выпуском газет, выставками детских работ, олимпиадами знатоков истории и школьными костюмированными вечерами.

     Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России.

     Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной  Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях — днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, являются:

Информация о работе Развитие познавательного интереса младших школьников к истории России во внеклассной деятельности