Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:22, курсовая работа
Объект исследования - познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития познавательного интереса во внеклассных занятиях по истории России у младших школьников.
Цель исследования – определение содержания, форм и методов развития познавательного интереса к истории России во внеклассной деятельности младших школьников.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
1.1. Организация внеклассной деятельности по истории России
в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Место учебной дисциплины «История России» в начальной школе. . . . . .19
1.3. Особенности познавательного интереса у младших школьников. . . . . . . . .21
1.4.Психические основы познавательного интереса младших школьников. . . . 28
Глава II. Практические основы организации внеклассных занятий с целью развития познавательного интереса у младших школьников к истории России.
2.1. Изучение уровня знаний по истории России и познавательного интереса у
младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.2. Описание и анализ комплекса внеурочных занятий по истории России в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
2.3 Подведение итогов практической части исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Библиография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Внеурочная работа тесно связана с продолжением урока, определяющей в данном случае может стать степень привязанности к обязательному учебному материалу, ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие.
Внеурочная работа по предмету становится продолжением урока, раздвигает его рамки во времени и пространстве, так как на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащегося отдельные элементы знаний, показать «живую» историю.
Задачи внеклассной деятельности:
- пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности,
- раскрытие и развитие их талантов и способностей,
- воспитание их общественной и познавательной активности,
-
культурная организация их
Внеклассная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении. Внеклассная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.
Задачи внеклассной (внеурочной) работы по истории напрямую связаны с общими целями школьного исторического образования. В прошлом они были крайне идеологизированы, определяли приоритетные и обязательные направления внеклассной деятельности по предмету, инициировали мероприятия всесоюзного масштаба. Сегодня без громких лозунгов и официальных приказов внеклассная работа органично продолжает уроки истории там, где учителя и учащиеся не ограничиваются «обязательным минимумом», программой и учебником, видят и стремятся познать «историю вокруг себя».
Таким образом, основными, естественными задачами внеклассной работы по предмету остаются: расширение и углубление знаний школьников об историческом прошлом мира, своей страны, родного края, собственной семьи; формирование устойчивого познавательного интереса к истории и способам ее изучения; развитие познавательных способностей учащихся, практических и коммуникативных умений; воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность.
Задачи внеклассной деятельности определяются задачами изучения истории. В ходе внеклассной работы знания, приобретёнными учащимися в классе, углубляются, дополняются новыми факторическими данными, подтверждаются практическим видением и действием.
Формы внеклассной деятельности.
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия.
-
Предметные кружки и научные
общества.(Систематические). Если учебная
работа в школе поставлена
хорошо, то на занятиях по каждому
предмету появляются учащиеся, которые
стремятся к расширению и
Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, организацию встреч с исследователями и т. д.
В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.
-
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического
технического творчества (Эпизодические).
Для стимулирования учебно-
Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. Они дают возможность организовать внеклассное занятие, в подготовке и проведении которого принимает участие весь классный коллектив.
Совместная деятельность вовлекает учащихся в социально ценностные отношения, что способствует получению двойного результата: предметного и воспитательного. В первом случае это то, что получает класс в результате своих действий: выпущенный журнал, совместный анализ и т.д. во втором — те отношения, которые формируются в ходе получения предметного результата.
Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создает атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта!
Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой служат знания учащихся и вопросно-ответная схема проведения. Вопросы задаёт ведущий. В начальной школе чаще всего эту роль выполняет учитель. Количество вопросов определяется заранее, и должны быть конкретными, и объединены одной темой.
Викторина бывает тестовая и сюжетная. Тестовые викторины являются простейшей формой интеллектуальных игр: участники отвечают на вопрос, получают оценку. Сюжетные викторины более интересны с точки зрения внешних атрибутов, построения занятия. В их основе — сюжет, в который вплетаются вопросы. Участники (в зависимости от сюжета) становятся путешественниками, археологами и т. д.
Конкурс - это соревнование в каком-либо виде человеческой деятельности. И практически любой ее вид может лечь в основу данной формы: профессиональная или близкая к ней деятельность, связанная с различными видами и жанрами искусства, произведениями литературы и т.д.
Турнир - это состязание в чем - либо: в знаниях и в любом виде деятельности одновременно. Следовательно, данная форма соединяет в себе особенности викторины и конкурса, потому и схема проведения может быть следующей: чередование вопросов и практических заданий. Действия соревнующихся оценивает коллегиальный орган. Именно он определяет победителя и осуществляет награждение.
Устный журнал - это познавательное обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) на темы окружающей жизни, искусства, литературы. Для его выпуска в классе создается редколлегия, где есть свой главный редактор, корреспонденты (сколько страничек — столько корреспондентов), художники-оформители, фотокорреспонденты. Журнал издается по всем правилам: яркая красочная обложка с названием, перечень содержания материала, изложение основного материала объединенного одной
темой, вторая обложка, содержащая информацию об издателях и «издательстве». (15.286- 425)
При подготовке устного журнала следует использовать не только специальную литературу, но и материалы периодической печати, технические средства, произведения искусства и т.д. Журнал представляет главный редактор: знакомит с обложками и общим содержанием. Его помощники-корреспонденты через использование различных методов (рассказ, беседа, пересказ и т.д.) по очереди раскрывают содержание своих страничек. Во время «чтения» обязательной является процедура перелистывания страниц. Подобное издание в классе может выпускать эпизодически (1 раз в год)
Игра путешествие - данная форма отражает реальные факты и события, простое через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое через интересное.
Праздник - по мнению А. Луначарского, праздник — это художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму.(30.291)
Классификация форм внеклассной деятельности по истории:
- по количеству участников (массовая, групповая, индивидуальная)
- по продолжительности (постоянная и эпизодическая)
-
по направлениям (военно-патриотическая,
краеведческая, экскурсионная,
- по источникам познания (на основе работы с книгой или с наглядностью, на основе живого слова или непосредственной обработки школьниками исторического материала и др.) К формам внеклассной учебной работы относятся:
Вот некоторые формы внеклассной работы проводимые по истории:
1.
Самостоятеьное чтение и
2.
Школьные исторические кружки
и общества. Чтобы они были
полезны, целесообразны,
3.
Исторические конференции,
Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на историческую тему. Данный вид внеклассной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку участников, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнение ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.
4.
Создание «малых историй» - школы,
села, улицы, предприятия и т.д.
Данная форма способствует
5.
Отряды следопытов. Нет таких
мест в России, где нельзя было
бы проявить себя следопытом.
Главной целью следопытов
6.
Экскурсии по историческим
Непосредственным продолжением уроков истории являются мероприятия, проходящие под традиционным названием «внеклассное чтение». Здесь: выставки книг по исторической тематике и стенды с ученическими отзывами, аннотациями, рецензиями и рисунками к прочитанным книгам; читательские конференции и инсценировки отдельных эпизодов; конкурсы и викторины по страницам любимых произведений и т. п.
Серьезным конкурентом чтению в наше время стало кино, но оно, же может быть добрым другом ребят в обогащении их представлений о далеком прошлом, если в школе будут организованы тематические кинолектории или видеосеансы с профессиональным анализом экранных версий исторических фактов. «Недели истории» представляют обильную программу викторин, конкурсов, экскурсий и тематических лекций для всех возрастных групп школьников. Их основная цель — пропаганда исторических знаний, развитее в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории. Традиционно эти предметные недели заканчиваются выпуском газет, выставками детских работ, олимпиадами знатоков истории и школьными костюмированными вечерами.
Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России.
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях — днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, являются: