Познавательная деятельность младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Работа содержит 1 файл

Активизация познавательной деятельности учащихся.docx

— 15.75 Кб (Скачать)

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе  развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого  подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует  совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации  познавательной деятельности у младших  школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности  – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты  и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные  условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств  обучения находится в тесной связи  с развитием техники, науки, уровнем  педагогической и психологической  мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в  развитии личности ученика, так как  достаточная подготовленность к  познавательной деятельности снимает  психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет  здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и  эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные  потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования: “Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики”.

Цель  исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Объект  исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках математики.

Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:

-учитываются  индивидуальные и типологические  условия учащихся;

-предусматривается  использование ведущих форм, методов  и средств обучения, направленных  на активизацию познавательной  деятельности;

-совместная  деятельность всех участников  педагогического процесса направлена  на осуществление системного  развития познавательной деятельности  в учебном и внеучебном процессе.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:

-выявить психолого-педагогические  предпосылки осуществления развития  познавательной активности младших  школьников на уроках математики;

-изучить психофизиологические  условия развития младших школьников;

-определить  содержание, которое способствует  активизации познавательной деятельности  в учебной и внеучебной работе младших школьников по математике.

Методы  исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.

Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической  деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется  умственное развитие младших школьников.

В процессе начального обучения повышаются возможности детей  к анализу, дифференцировке воспринимаемого  на уроках математики, что оказывает  положительное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших  школьников через организацию у  них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках математики у них формируется  внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом  познания, активности школьников.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных  нестандартных заданий, задач и  упражнений будет оказывать положительное  влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет  объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного  запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается  запас и умение оформлять в  словесной форме свои рассуждения, объяснения.

Интерес ребёнка  – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей  внимания. Наличие познавательного  интереса к предмету способствует повышению  активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.

При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики нами было проведено экспериментальное  исследование с целью подтверждения  теоретических положений. Это исследование проводилось в три этапа на базе Гимназии № 18 г.Ленинска-Кузнецкого в течение периода с января по март 2006 года. Исследовались одновременно два вторых класса, один из которых (2 “А”) стал экспериментальным, а другой (2”Б”) – контрольным.

На первом этапе  нашего исследования мы провели первый констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности младших школьников в  контрольном и экспериментальном  классах. На этом этапе констатирующего  эксперимента использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке.

Программа наблюдения

    1. Включение школьников в работу в начале урока.
    2. Активность при проведении устного счёта.
    3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
    4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
    5. Деятельность школьников при работе в группах.
    6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
    7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

Информация о работе Познавательная деятельность младших школьников