Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:55, реферат
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Психологические
особенности младших
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором
в развитии познавательной деятельности
является создание действенных и
эффективных условий для
Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном процессе на уроках математики.
Гипотеза: эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:
-учитываются
индивидуальные и
-предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности;
-совместная
деятельность всех участников
педагогического процесса
Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику исследования, определены следующие задачи:
-выявить психолого-
-изучить психофизиологические
условия развития младших
-определить
содержание, которое способствует
активизации познавательной
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.
Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников.
В процессе начального
обучения повышаются возможности детей
к анализу, дифференцировке
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики нами было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Это исследование проводилось в три этапа на базе Гимназии № 18 г.Ленинска-Кузнецкого в течение периода с января по март 2006 года. Исследовались одновременно два вторых класса, один из которых (2 “А”) стал экспериментальным, а другой (2”Б”) – контрольным.
На первом этапе
нашего исследования мы провели первый
констатирующий эксперимент. Цель эксперимента:
выявление уровня активизации познавательной
деятельности младших школьников в
контрольном и
Программа наблюдения
Информация о работе Познавательная деятельность младших школьников