Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). СП. Бородин подчеркивал, что вымысел "должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности." Во-вторых, его высокую художественную ценность.
Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:
3. картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.
То есть художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.
Увлеченность чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.
Самостоятельное чтение художественной литературы предполагает наличие определенного уровня развития читательской культуры учащихся.
Развитие читательской культуры личности в рамках основных и внеклассных уроков является важной задачей, которая решается во время анализа художественных произведений. И действующие школьные программы, и учебники по литературе для учеников основной школы должны предусматривать развитие читательской культуры школьников, читательского опыта, сопоставление самостоятельно прочитанных художественных произведений с изучаемым литературным материалом.
В
научной литературе нет четкого
определения понятия «
Под читательской культурой, понимается определенный уровень сформированное™ ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему; читательская эрудиция; навыки чтения, умения выразительного чтения; способность к восприятию различных литературных произведений, элементарные библиографические знания (умение пользоваться каталогом, понимать аннотации); необходимый уровень теоретико-литературных знаний; творческие способности; умения оценки и интерпретации; речевые умения.
Проблема чтения всегда привлекала внимание ученых-методистов, педагогов, психологов.
Детально разработанные и сформированные рекомендации относительно чтения детьми и подростками с учетом возрастных особенностей можно найти в работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В. Сухомлинского. Традиции изучения художественной литературы в школе заложены в работах В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.В. Голубкова, М. Рыбниковой, М. Соколова. Психологическим аспектам процесса обучения и читательской деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др.
Специальные уроки, отведенные для бесед с учениками по самостоятельно прочитанным художественными произведениями, появились в практике общеобразовательных школ в программах по литературе свыше полстолетия тому назад. За это время накоплен большой опыт организации уроков по внеклассному чтению, обобщены теоретические положения относительно их методики, типологии и специфики содержания, цели и структуры. Целью уроков внеклассного чтения являются расширение читательского кругозора учеников, формирование умения применить знания, полученные на основных уроках, в новой учебной ситуации. Такие уроки не предусматривают углубленной работы с художественным текстом, их задача - это выяснение читательских впечатлений, развитие самостоятельности размышлений и оценок. Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы: инсценировка, театрализация, конференции, диспуты, концерты и т.п.
"Человека
всю жизнь сопровождает
От учителя, бесспорно, в решающей степени зависит формирование литературных вкусов его учеников, их умение дать художественному произведению правильную идейно-эстетичную оценку, которая бы основывалась не только на непосредственном восприятии, а и на анализе произведения, умении сознательно и аргументированно определять его идейно-художественные качества. Подростки вбирают в себя и осмысливают окружающий мир, обращаясь к нему сердцем. От того, насколько обогатится их духовный мир, зависит и их дальнейшая жизнь будущее государства.
Круг интересов учеников изменяется в подростковом возрасте. Состояние душевного равновесия, самооценки определяется отношением к ним ровесников, отношениями между одноклассниками. Общение с ровесниками становится важным условием познания мира и самопознания. Они больше ценят мысли ровесников, чем взрослых, меньше учитывают оценки учителей и замечания родителей. Если в начальном звене преобладает влечение к сказочным историям, то в подростковом возрасте возрастает потребность познать действительность. Удовлетворить запросы в этом возрасте могут художественные произведения, в которых есть примеры отваги, мужества, изобретательности, героических поступков и поведения. Высокая познавательная активность, стремление сопоставить прочитанное в произведениях с собственным жизненным опытом - основные признаки отношения подростков к художественным произведениям.
Используя художественную литературу на уроках истории и во внеклассной работе для учителя истории важно заинтересовать, привлечь внимание учащихся к изучению истории.
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Вот один из конкретных примеров. Есть в курсе истории 5 класса тема “Брестская крепость”. На уроке, я считаю, необходимо рассказать ученикам о начале Великой Отечественной войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника мне кажется сухим и недостаточно эмоциональным. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно прочитать например, отрывок из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
“Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости… Он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
Возле машины.
Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки… Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ.”
Прослушав этот отрывок, у учеников должны возникнуть чувства восхищения, страха, ненависти, гордости. Школьный учебник, к сожалению, такую бурю чувств у ребенка вызвать не может.
Привлекаемые
на уроках истории художественные образы
усиливают идейную
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И
запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла
старая Москва…”
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.
“…мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения.
Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея””. Или урок в седьмом классе по теме “Развитие литературы и искусства”, когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки несомненно проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.
Информация о работе Художественная литература на уроках истории