Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
Растолковывать на уроках истории литературный образ - значит, объяснить учащимся чему он учит при изучении исторического прошлого о каких исторических явлениях и что именно он нам сообщает. Таким методом можно растолковывать отрывок из Евгения Онегина: картина кабинета Евгения Онегина, где имелось:
Все, чем для приятности обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по балтическим волнам
За лес и сало возят нам,
Все что в Париже вкус голодный
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши для неги модной...
служит материалом для анализа: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозишь в Россию и кто был покупателем? С какими странами велась торговля? Далее делаем вывод: возможность помещиков превращать продукты крестьянского труда в деньги в связи с ростом торговли вела к росту крепостнической эксплуатации, ведь за деньги можно купить всевозможные предметы роскоши. При изложении некоторых динамических по своему характеру сюжетов фрагменты из художественного произведения логично входят в ткань рассказа, еще более усиливая его эмоциональность. Естественно, что подобное использование художественной литературы возможно лишь применительно к опорным фактам, занимающим важное место в школьном курсе истории. В работе с детьми некоторые произведения исторической беллетристики могут быть использованы только в отрывках. Например, романы Джованьоли «Спартак», И.А. Ефремова «На краю ойкумены» содержат многие яркие страницы, но в целом малодоступны для пятиклассников. Если же произведение может быть рекомендовано для внеклассного чтения, то желательно сделать это тут же на уроке. Например: при изучении в VI классе темы «Завершение объединения Франции в конце XI века» учитель, зачитав отрывок из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», отмечает, что ученики найдут в нем описание замка Людовика XI и интересный рассказ о его борьбе с Карлом Смелым. Желательно показать при этом и саму книгу. Назвать произведение и кратко охарактеризовать его содержание следует в том случае, если учитель не успел что-либо из него зачитать.
Широко привлекая художественную литературу на уроках истории, было бы, однако ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель, художественный образ вводится не для украшения урока в развлечении учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока.
Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное.
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
2.1. Художественная литература как исторического источника
В отношении литературных произведений существует негласное и почти общепринятое в мире науки мнение: художественная литература является не просто субъективной, но находится в области авторской фантазии и не может адекватно отображать исторические факты. На этом основании традиционное источниковедение, особенно новой и новейшей истории, долгое время не рассматривало художественную литературу как исторический источник.
Лишь недавно, в связи с новыми подходами к исторической проблематике, прежде всего в русле активно развивающегося направления «социальной истории», а также благодаря развитию междисциплинарных исследований, использующих приемы и методы смежных гуманитарных дисциплин, возникла необходимость изучения литературных произведений в новом, непривычном для историка, качестве. При этом настороженно-пренебрежительное отношение к литературе как к источнику для изучения прошлого в рамках исторической науки по-прежнему сохраняется - либо по традиции, либо в силу необходимости использовать новый инструментарий.
Е. Сенявская предлагает обозначить признаки художественной литературы: и как общественного явления, и как продукта определенной эпохи, рассматриваемого под углом зрения профессионального историка в соотнесении с другими категориями источников. К художественной литературе относятся произведения письменности, имеющие социальное значение, эстетически выражающие общественное сознание и, в свою очередь, его формирующие. Художественная литература выполняет целый ряд социальных функций: хранит, накапливает, передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности, выражает мировоззрение и эстетические идеалы определенных эпох, народов, локальных цивилизаций, социальных групп.
Следовательно, литературные произведения являются:
Из
такого обозначения места
С историко-источниковедческой точки зрения произведение художественной литературы имеет свою специфику:
во-первых, для него характерна известная - вплоть до максимальной - степень субъективности, влияние авторской индивидуальности;
во-вторых, его отличительной чертой являются вымысел и фантазия - как средство художественного выражения позиции автора;
в-третьих, оно предназначено не для «внутреннего пользования» или ограниченного межличностного общения, а, как правило, для максимально широкой читательской аудитории.
Из этого следует, что литературное произведение в качестве исторического источника чаще всего не может рассматриваться с точки зрения содержащихся в нем фактических данных, поскольку в этом качестве источниковедческим критериям достоверности не отвечает.
Оно ценно совсем в другом отношении: как источник, отражающий мен-тальность своего времени, трудно уловимую ткань общественного сознания, психологии, интересов, настроений и т.п., то есть субъективные аспекты социальной реальности. Именно в этом плане между многими произведениями художественной литературы и теми же мемуарами, на взгляд Е. Сенявской, непреодолимой границы не наблюдается [Сенявская, с.6]. Как и воспоминания,
Следовательно, литературные произведения являются:
Из
такого обозначения места
С историко-источниковедческой точки зрения произведение художественной литературы имеет свою специфику:
во-первых,
для него характерна известная - вплоть
до максимальной - степень субъективности,
влияние авторской
во-вторых, его отличительной чертой являются вымысел и фантазия - как средство художественного выражения позиции автора;
в-третьих, оно предназначено не для «внутреннего пользования» или ограниченного межличностного общения, а, как правило, для максимально широкой читательской аудитории.
Из этого следует, что литературное произведение в качестве исторического источника чаще всего не может рассматриваться с точки зрения содержащихся в нем фактических данных, поскольку в этом качестве источниковедческим критериям достоверности не отвечает.
Оно ценно совсем в другом отношении: как источник, отражающий мен-тальность своего времени, трудно уловимую ткань общественного сознания, психологии, интересов, настроений и т.п., то есть субъективные аспекты социальной реальности. Именно в этом плане между многими произведениями художественной литературы и теми же мемуарами, на взгляд Е. Сенявской, непреодолимой границы не наблюдается [Сенявская, с.6]. Как и воспоминания, романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь не фиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и явления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художественной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Поскольку художественная литература является одной из форм общественного сознания, то для историка важны не только (а часто и не столько) ее результаты - конкретные тексты, сколько их социальное бытование и воздействие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследования. Для характеристики эпохи или ее периода есть смысл обращать внимание не только на тематику литературных произведений в конкретное время или на господствующее среди их авторов - известных и не очень - мировоззрение (хотя и эти параметры представляют серьезный научный интерес). Весьма показательной может стать и правильно определенная степень популярности конкретных литературных жанров и отдельных произведений как в обществе в целом, так и в различных его слоях, что отражает взгляды и вкусы «читающей публики». Издательские тиражи, например, косвенно отражают читательский спрос, а значит, и социальный интерес к конкретного рода литературным жанрам, произведениям, темам, проблемам, ценностям, излагаемым позициям и т.п. [Сенявская, с.7].
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и преломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном случае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Безусловно, не все жанры литературы равноценны как исторические источники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь то же романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь не фиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и явления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художественной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Поскольку художественная литература является одной из форм общественного сознания, то для историка важны не только (а часто и не столько) ее результаты - конкретные тексты, сколько их социальное бытование и воздействие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследования. Для характеристики эпохи или ее периода есть смысл обращать внимание не только на тематику литературных произведений в конкретное время или на господствующее среди их авторов - известных и не очень - мировоззрение (хотя и эти параметры представляют серьезный научный интерес). Весьма показательной может стать и правильно определенная степень популярности конкретных литературных жанров и отдельных произведений как в обществе в целом, так и в различных его слоях, что отражает взгляды и вкусы «читающей публики». Издательские тиражи, например, косвенно отражают читательский спрос, а значит, и социальный интерес к конкретного рода литературным жанрам, произведениям, темам, проблемам, ценностям, излагаемым позициям и т.п. [Сенявская, с.7].
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и преломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном случае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Информация о работе Художественная литература на уроках истории