Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:05, реферат
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
Теория
и история литературы
Художественная
литература – вид искусства, отражающий
жизнь при помощи слова, письменного и
устного (до развития письменности).
Устное народное творчество (фольклор) – словесное искусство народа, передаваемое из поколения в поколение, из уст в уста, и закреплённое во всём многообразии бытового уклада. Фольклор возник задолго до появления литературы и стал не только основой, но и источником для творчества многих писателей и литературы в целом.
Основные особенности фольклора:
- устная форма бытования;
-
коллективное творчество (у фольклорных
произведений нет автора, зато
каждый носитель фольклора
-
вариативность (каждое вновь
- традиционность (исполнитель может частично менять произведение, но должен обязательно сохранять его основу);
-
синкретизм (бытование фольклорного
текста только в слиянии с
ритуалом или другими видами
искусств- музыкой, пением, танцем).
Жанры фольклора:
Обрядовый фольклор. К его жанрам относятся:
- обрядовые песни и ритуальные действия,
- народная магия – гадания, приметы, заговоры.
Малые формы фольклора – пословицы и поговорки.
Фольклор, как и вся литература, распределяется по родам:
- эпос (былички, сказки, былины, исторические сказания, балладные песни);
- лирика (колыбельные, народные песни);
- драма (народный театр (в Древней Руси – скоморошество, позднее – ярмарочный Петрушка), игры (прятки, салки, горелки, считалки, загадки, головоломки, прибаутки и скороговорки)).
Сказки (о животных, волшебная и бытовая).
Былины, исторические песни.
Лирические песни (любовные, трудовые и артельные, семейные, хороводные, причитания и плачи
Художественный
образ - изображение человеческой жизни,
показываемое в конкретной, индивидуализированной
форме, но в то же время несущее в себе
обобщённое начало, позволяющее угадывать
за ним те закономерности жизни, которые
формируют людей именно такого типа. Поскольку
образ одного человека приобретает обобщённый
характер, в его создании принимает участие
художественный вымысел, который усиливает
обобщённое значение. Образ неотделим
от представления писателя об идеале,
подчёркивает в нём то, что помогает утверждению
этого идеала или противоречит ему.
Пространство и время – условные формы осмысления бытия. Являются важнейшими характеристиками созданной автором картины мира, обусловливают ритм и темп текста, обеспечивают целостное восприятие его читателем.
Различные формы организации пространства и времени в произведении обеспечиваются спецификой художественного направления, жанровыми особенностями текста, способом построения сюжета и т.д.
В фольклоре пространство и время являются всеобщими: изображаемые события происходят «везде» и вместе с тем «нигде», «всегда» и в то же время «никогда».
Классицизм требует соблюдения единства времени, места и действия, строгой регламентации пространственно-временных отношений.
Романтическое
мироощущение, породившее идею «двоемирия»,
значительно расширило
В реалистическом искусстве приоритетной стала концепция линеарного времени, согласно которой время для всех одинаково движется по прямой из прошлого через настоящее в будущее.
«Коперников
переворот» совершили авторы «больших»
романов 19 века. Основными характеристиками
художественного времени
В зависимости от степени художественной условности пространство и время могут быть абстрактными или конкретными. Действие с сказках происходит «в некотором царстве», «в некотором государстве», а в баснях – вообще «на свете» («По мне таоанты те негодны, / В которых Свету пользы нет, / Хоть иногда им и дивится Свет») и «всегда» («Уж сколько раз твердили миру, / Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, / И в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
Конкретное пространство связывает изображаемый мир с топонимами (от греческого – место и имя, название) мира реального. Конкретизация пространства используется в целях создания обобщённых образов «мира», «города», «деревни», «усадьбы» и т.д. Пространственные координаты, расставленные в тексте рассказа Бунина «Чистый понедельник» (Ордынка, Красные ворота, Грибоедовский переулок, Охотный ряд, «Прага», «Эрмитаж», Рогожское кладбище, Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинская обитель и т.д.), способствуют созданию образа Москвы начала 20 века. Раздвигая пространственно-временные рамки произведения, они вписывают конкретное пространство Москвы в общее пространство русской Истории.
Степень конкретности времени в разных произведениях различна. В зависимости от соотношения реального и художественного времени выделяют бессобытийное, или «нулевое», время (авторские описания интерьера, пейзажа, портрета героев) и событийное. Событийное время может быть хроникально-бытовым (повторяющиеся многократно во времени однотипные события: из года в год, изо дня в день) и событийно-сюжетным (течение времени обусловливает важнейшие изменения в жизни героев).
Идейно-художественная функция хроникально-бытового времени – воспроизведение устойчивых форм бытия (например, дворянский культурно-бытовой и семейный уклад жизни в романах Гончарова «Обломов» и Тургенева 2Дворянское гнездо»). Событийно-сюжетное время позволяет показать жизнь героя как «самопроявление» индивидуальной личности в пространстве (идейные и нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; прослеженная с детства до духовного «взросления» жизнь Ивана Флягина, главного героя повести Лескова «Очарованный странник»).
В литературе 20 века пространственно-временная организация художественного мира усложняется. Наряду с традиционными типами организации времени и пространства («Тихий Дон» Шолохова) появляются новые: Ершалаим в «Мастере и Маргарите» Булгакова.
Для
обозначения связи пространства ивремени
используются и другие понятия – хронотоп
пространственно-временной континуум.
Художественное
время – категория поэтики художественного
произведения, одна из форм (наряду с пространством)
бытия и мышления. Время в художественном
произведении воссоздаётся словом в процессе
изображения и развития характеров, ситуаций,
жизненного пути героя, речи и пр. Например,
в романе «Герой нашего времени» Лермонтов
с целью создания ощущения течения времени
использует такие слова и выражения: «Одно
утро захожу к ним…», «под
вечер», «Месяца
четыре всё шло как нельзя лучше…»,
«В эту минуту прошли к колодцу мимо
нас две дамы…», «Вот
уж три дня, как я в Кисловодске…» и
т.д. Писатель намеренно датирует каждую
главу «Журнала Печорина», отмечая время
суток и протяжённость действия: «13-го
мая. Нынче поутру зашёл ко мне доктор;
его имя Вернер, но он русский».
Художественное
пространство – категория поэтики художественного
произведения, одна из основных характеристик
художественного бытия героев. Существенно
отличается от реального пространства.
Характеристики художественного пространства
(ограниченность – неограниченность,
объёмность, локальность, пропорциональность,
конкретность и проч.) определяются методом,
жанром, сюжетом произведения, а также
творческой индивидуальностью автора.
Например, Грибоедов в «Горе от ума» изображает
Москву начала 19 века в её конкретных топографических
реалиях (Кузнецкий мост, «Английский
клуб» И пр.) и рисует психологический
портрет именно московского дворянства
(«На всех московских есть особый отпечаток»).
В поэме Гоголя «Мёртвые души» в мельчайших
деталях быта и нравов, но без конкретных
топографических указаний описана русская
провинция (например, губернский город
NN). Подробно характеризуя пространство
комнаты-каморки Раскольникова, Достоевский
в «Преступлении и наказании» ищет истоки
мировоззрения героя. В художественной
литературе наряду с конкретным создаётся
абстрактное пространство. Оно воспринимается
как всеобщее, редко имеет конкретные
черты и не оказывает существенного влияния
на характеры и поведение персонажей.
Иногда в одном произведении сочетаются
оба типа пространства (например, в «Мастере
и Маргарите» Булгакова сочетается конкретное
пространство Москвы и вымышленное Мастером
пространство его романа).
Содержание
художественного
произведения – совокупность темы произведения
с идеей произведения, с выражением авторского
отношения к изображаемому, с его идеалами
жизни и человека.
Поэтика
– раздел теории литературы, изучающий
структуру литературных произведений
и систему используемых в них изобразительно-выразительных
средств. Термином «поэтика» также обозначают
систему художественных средств, характерных
для писателя, определённых жанров, литературного
направления эпохи.
Художественный
вымысел – акт художественного мышления;
всё то, что создаётся воображением писателя,
его фантазией. Художественный вымысел
– средство создания художественных образов;
он основан на жизненном опыте писателя.
Вымысел, творческая фантазия художника
не противостоит действительности, но
является особой, присущей только искусству
формой отражения жизни, её познания и
обобщения.
Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рождённых воображением на основе фактов реальной жизни. Фантастика изображает мир подчёркнуто условным.
Фантастическими элементами наполнена сказка Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мужик, ублажающий генералов, может всё: сварить суп в пригоршне, выстроить «корабль – не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть» и т. д.
Иногда
фантастическими оказываются
Литературное направление – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей художников слова в определённый исторический период. Это единство возникает и развивается обычно на основе общности художественной позиции, мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни. К литературным направлениям относятся классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературное
направление объединяет писателей,
связанных общностью идейно-
Классицизм – направление в литературе 17 – начала 19 века, ориентирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея – утверждение приоритета разума. В основе эстетики – принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих ко всеобщему образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).