Художественная литература на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73

Работа содержит 1 файл

художественная литература на урках истории.doc

— 342.50 Кб (Скачать)
stify">      «Князю   Невскому слава   с дружиной,

      и многая лета, и честь!»

      Л.Мей

      5. И ты, неверных страх, Донской, 
С четою двух соимённых, 
Летишь погибельной грозой

      На  рать иноплеменных.

      В. Жуковский

      6. «Калита» - это значит мешок для мо-

      нет, И точнее для князя прозвания  нет.

      Н. Кончаловская

      7. Прозывал народ не зря 
«Грозным» этого царя.

      Н. Кончаловская Викторина   «Кому   из   полководцев Древней Руси принадлежат эти слова?»:

      1. Други-братья, помянем 
не кровь и не плоть,

      А слова, что «не в силе, А в  правде господь»!

      Л.Мей

      2. Вы знаете, сыны мои! Для вас, 
Для тишины всей Руси православной, 
Был съезд князей, где, потушив раздор, 
Мы клятвою скрепили договор...

      Мы  на кресте произнесли обет: Да будет Русь нам общею отчизной!

      А. Одоевский

      По  ходу прочтения отрывков, составляющих поэтическую викторину, учитель при необходимости может применить приём выхода за пределы викторины, т.е. задать один или несколько непосредственно связанных с текстом вопросов, направленных на уточнение и актуализацию заложенной в тексте викторины исторической информации. Например: «С какого века (года) герой отрывка ведёт отсчёт установления монгольского ига на территории Руси? Совпадает ли это с позицией историков?» или «Как вы думаете, о каком съезде князей идёт речь в данном стихотворном отрывке? Кто из известных вам русских князей занял на нём активную позицию?». В случае затруднений учащихся эти вопросы помогут сформулировать им правильный ответ.

      В заключение поэтической викторины, как и любой проведённой учебной игры, следует провести анализ её результативности. Результативность может быть выявлена как в беседе с учащимися, так и письменно, во время домашней подготовки к следующему уроку. С целью активизации учащихся можно на уроке, полностью посвященном использованию различных видов игр, определить заранее экспертную группу, которая проведёт блиц-интервью или проанализирует игру по направлениям (деятельность ведущего, степень занимательности содержания игры, проявление интереса к игре учащихся класса, рекомендации по повышению эффективности использования той или иной игры).

      При серьёзном методическом подходе  и изучении учителем поэтических  произведений исторической направленности, поэтические викторины могут стать резервным средством повышения эффективности обучения истории, помогут расширить не только исторические знания и представления учащихся, но будут способствовать и обогащению речи, и общей эрудиции педагога и учеников. 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Самостоятельная работа учащихся является одним из основных компонентов обучения в современной школе. Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

      Самостоятельная работа является высшей работой учебной  деятельности школьника и компонентом  целостного педагогического процесса.

      Изучение  новейшей истории предполагает систематизацию, обобщение данных из нескольких источников; сопоставление фактов истории разных стран; выявление общего и особенного; оценку происходящих в настоящий момент событий.

      Для эффективной организации самостоятельной  работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

      Повышение качества обучения тесно связано  с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

      Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

      Использование художественной литературы в обучении истории является одним из эффективных  средств нравственного и эстетического  воспитания школьников.

      Поскольку художественная литература является одной  из форм общественного сознания, то для историка важны не только (а часто и не столько) ее результаты - конкретные тексты, сколько их социальное бытование и воздействие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследования.

      Главное для историков в художественной литературе - «дух времени», психологическая достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет «живым» и полным. Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований

      Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической беллетристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого периода времени способствует развитию их познавательных способностей.

      Используя художественную литературу на уроках истории и во внеклассной работе для учителя истории важно заинтересовать, привлечь внимание учащихся к изучению истории.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 
 

      Источники 

      
  1. Программы общеобразовательных учреждений:. История  «Академический школьный учебник» 5-11 классы: Учебное издание. - М.: Просвещение, 2008.-159 с.
 

Периодическая печать 

      
  1. Гора П.В. К разработке проблемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся // Преподавание истории в школе. -1974.-№5.-С.35-39
  2. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт, школа. - 1998. - №2. - С.31-34
  3. Еграшкина М.В. Изучение темы «Литература и искусство начала XX в.» на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. -2005.-№4. -С.44-45.
  4. Зверева М.И. Формирование информационно-мировозренческой культуры учащихся // Педагогика. - 2005. - №8. - С.45-50
  5. Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе истории древнего мира // Преподавание истории в школе. - 1990. -№5.-С.
  6. Миронов К.С. Литература и преподавание истории // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - №6. - С.42-45
  7. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории в 5-6-х классах // Преподавание истории в школе. - 1987. -№ 4
  8. Сенявская Е. Художественная литература как исторический источник // История приложение к «Первому сентября». - 2001. - №44. - С.6-13
  9. Смирнова Т.М. Образ «бывших» в советской литературе 1920-1930-х гг. //Преподавание истории в школе. - 2004. - № 5

Монографии  и статьи 

      
  1. Алексашкина Л.Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 128с.
  2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / Сост. А.А. Вагин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
  3. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке : Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1987. - С.31-47
  4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
  5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. Для учителя. - М: Просвещение, 1993. - 205 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пос. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  7. История древнего мира в художественно-исторических образах./ Сост. Волобуев О.В., Шестаков А.В. Хрестоматия. Пособие для учителей. - М: Просвещение, 1998.
  8. История СССР в художественно-исторических образах: Пос. для учителей / Сост. А.И. Назарец и др. - М: Просвещение, 1968. - 344 с.
  9. Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе изучения истории: Из опыта работы: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.
  10. Назарец А.И., Папенкова Т.Я. История СССР в художественно-исторических образах: Пос. для учителей. -М.: Учпедгиз, 1963. -251 с.
  11. Озёрский И.З. Руководство внеклассным чтением по истории: Пос. для учителей. - М., 1979.-80 с.
  12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. - М.: Педагогика, 1972.- 184 с.
  13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М: Педагогика, 1980. - 240 с.
  14. Предтеченская Л.М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории.- М.: Просвещение, 1978. - 167 с.
  15. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пос. В 2 ч. 4.2. - М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 104-124
 

Сайты 

      
  1. Использование художественной литературы на уроках истории// http://in1.com.ua/article/24210/
  2. Художественная литература на уроках истории// http://edu.of.ru/schdm/default.asp?ob_no=32742
  3. Литература и искусство периода Великой Отечественной войны. Интегрированный урок литературы, истории, музыки, рисования в 11-м классе.// http://festival.1september.ru/articles/502597/
  4. Художественная литература на уроках истории// http://www.uchportal.ru/forum/19-18-2
  5. Использование художественной литературы на уроках истории// http://referat.cmspanel.ru/?book=referat&cat=pedagog&str=200&nomer=64

Информация о работе Художественная литература на уроках истории