Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
Несколько
проще включить образы художественной
литературы в изложение на уроке.
И тогда материал художественного
произведения воспринимается не как
литературная цитата, а как неотделимый
элемент красочного изложения. Так,
например, на уроке истории в седьмом классе
по теме “Полтавская битва”, описывая
решающий момент сражения, можно процетировать
Пушкина:
“И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И
смерть и ад со всех сторон.”
Этот
отрывок очень органично
Иногда на уроках целесообразно использовать такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Так, например, на уроке в пятом классе по теме “Религия древних египтян” уместно использовать пересказ книги И.Рака “В царстве пламенного Ра” (мифы Древнего Египта).
Кроме
этого, иногда на уроках можно использовать
и краткие стихотворные цитаты. Они,
как правило, сжаты, выразительны, производят
сильное впечатление, легко запоминаются.
Рассказывая о тяжести
“Сто двадцать пять блокадных грамм
С
огнем и кровью пополам”
И
здесь уместно вспомнить
“Есть мысли, из которых просвещенный человек может извлечь пользу и которые, будучи крепко связаны в сильные стихи, легко удерживаются в памяти”
Помимо краткой цитаты на уроках можно использую и пространную цитату описательного или повествовательного характера. Примерами таких уроков могут быть: восьмой класс “Бородинское сражение” и чтение отрывка из “Войны и мира” Л.Н.Толстого; девятый класс “Русско-японская война” и цитата из романа А.Степанова “Порт-Артур” и т.д. Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. А на таких уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом.
Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому иногда можно ограничиваться напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися.
Пожалуй,
стоит поговорить и еще об одном из
приемов использования художественной
литературы на уроках истории. Это разбор
литературного памятника. Проводится
он либо методом комментированного чтения,
либо методом развернутой беседы. Эта
работа напоминает разбор исторического
документа. Прочитывается вслух источник,
а затем приступают к его анализу по частям,
ставя вопросы. Таким методом можно разобрать
тему “Экономическое развитие России”
в восьмом классе. Разбирается отрывок,
например из “Евгения Онегина”, где дается
описание кабинета Онегина, в котором
имелось:
“Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной,-
Все украшало кабинет
Философа
в осьмнадцать лет.”
А затем учащимся предлагаются вопросы: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозились в Россию и кто был их покупателем? С какими странами торговала Россия?
Теперь
можно описать еще один из приемов.
Его целесообразно использовать
на повторительно-обобщающих уроках. Учащиеся
получают отрывок из литературного
произведения. И по нему они должны
назвать события или
пятый класс: “Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.”
Н.Кончаловская
“Наша древняя столица”
шестой класс: “Ослепленный полководец,
На возу бесстрашно стоя,
Голосом, подобным грому,
Направляет ярость боя.”
Н.Ленау “Ян Жижка”
В седьмом классе задание может быть усложнено. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме “Смутное время в России” можно предложить учащимся не только определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок, но и среди предложенных портретов найти этого деятеля. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок.
Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы материалы художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и множества других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, надо исходить из конкретных задач урока, из его основного содержания и каждый раз определять, какой из этих литературных материалов, в каком объеме и в какой форме целесообразно привлечь.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ
ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников
В экспериментальной работе участвовали дети 9-10, СОШ № 4, 3 класс.
В классе 21 человек, 8 мальчиков и 13 девочек. Приняли участие в эксперименте 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.
В ходе работы было проведено анкетирование детей в виде беседы о любимых книжках – сказках, рассказах, былинах, историях нашей Родины. Дети охотно и с большим интересом отвечали на вопросы анкеты. При анкетировании было выявлено следующее.
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста.
Дети в начальной школе изучают художественно-историческую литературу на уроках чтения. К сожалению, количество часов отведённых на изучение данного раздела в литературе не может дать детям полного представления о многообразии художественно-исторической литературы. Поэтому мы решили провести выставку. Чтобы заинтересовать детей выставкой, некоторые произведения детям были знакомы.
Цель выставки: познакомить детей с различными произведениями и тем самым пополнить свой читательский запас.
Опираясь на анкетирование были выведены критерии отбора художественно- исторических произведений для выставки. Произведения предлагаемые детям должны:
В соответствии с выявленными требованиями были отобраны художественно-исторические произведения.
После проведения выставки мы с детьми решили прочитать книги – былину: «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»; рассказ: «Слава». Эти произведения показывают ретроспективу исторического времени, от почти мифических богатырей (Добрыня Никитич), до реальных исторических лиц (А.В.Суворов).
Цель: осветить историю России и героизм народа в разных исторических эпохах.
Эти произведения отобраны в соответствии с поставленными нравственными задачами воспитания младших школьников.
Задачи: воспитание любви к родине, родному народу, развить представления о героизме; воспитание чувств национального самосознания, ощущение того, что ребёнок является жителем России.
Затем была проведена викторина на закрепление прочитанного материала.
Часто преподаватели сталкиваются с различными проблемами, одну из которых выделяет особо - учащиеся не умеют учить исторический материал, а затем и грамотно его воспроизводить. Схема подготовки домашнего задания такова: сначала преподаватель должен полностью изложить содержание параграфа. Если он этого не сделает, то при опросе последует реплика: «А вы нам этого не объясняли, поэтому мы не поняли тему урока». Большая часть учащихся никогда не заглядывают в тот раздел учебного пособия, где предлагаются вопросы и задание к теме, они просто заучивают наизусть текст пособия. Когда же учитель формулирует вопрос, предполагающий включение мыслительной деятельности, учащиеся, как правило, сетуют на то, что они не могут и не умеют таким образом отвечать, как предлагает преподаватель. В данном случае сказывается «наследие» традиционных методов обучения, применявшихся в начальном и среднем звене. Поэтому какие – бы интересные комбинации и методические приемы не применяли бы в процессе обучения, они не дадут положительного результата до тех пор, пока учащихся не научат самостоятельно добывать знания.
Для системной работы преподавателя более характерен проблемный метод обучения, то есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение познавательных вопросов и задач.
Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. И как результат совместных усилий – постепенное приближение к истине, формулировка выводов и положений, которые уже являются систематизированными на проблемном уровне знаниями.
Князю Ярославу Мудрому, тому, кто украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: «Книги суть реки, напояющие благодатью всю вселенную».
Информация о работе Художественная литература на уроках истории