Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся
Самостоятельная работа учащихся является одним из основных компонентов обучения в современной школе.
В дидактических и методических исследованиях нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Некоторое время она характеризовалась в специальной литературе по отдельным (внешним или внутренним) признакам. Одни авторы указывали, что это прежде всего выполнение какого-нибудь задания без посторонней помощи, другие подчеркивали активный, творческий характер действий учащихся. Приводились определения, объединяющие несколько признаков.
По
мере того как в педагогических трудах
обучение стало все более
Согласно другой, самостоятельная работа - это дидактическое средство обучения, форма организации учебной, познавательной деятельности школьников. В данном случае исследователи разделяют понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность» учащихся, подчеркивая в первом дидактический, организационный аспекты. Такая позиция выглядит правомерной и своевременной. Достаточно вспомнить, как много разнообразных трактовок и классификаций самостоятельной работы (от организационных до психологических) дается в трудах дидактов. Их еще больше в рекомендациях методистов - в одних случаях самостоятельной работой называется любое учебное занятие школьника, в других - учебные задания. Очевидно, разночтения вызваны тем, что данный термин не вполне обоснованно распространяется на разные, хотя и взаимосвязанные явления [Алексашкина, с.6].
Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная
работа - это такая работа, которая
выполняется без
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (Зимняя И.А. Основы педагогической психологии - М, 1980, стр. 335).
"Самостоятельность"
- очень многоаспектный и
"Самодеятельность" - субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
"Самоактивация" - это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
"Самоорганизация"
- свойство личности
"Саморегуляция" - изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
"Самоконтроль" - необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Самостоятельная
работа связана с работой школьника
в классе и является следствием правильной
организации учебно-
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Стержнем самостоятельной работы, по мнению Л.Н. Алексашкиной, следует считать продуктивную деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи. К ней не относится простое восприятие и воспроизведение готовых знаний (в том числе - чтение и пересказ текста).
С точки зрения организационной признаками самостоятельной работы являются:
—наличие цели самостоятельной работы;
—наличие конкретного задания;
—четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);
—определение формы проверки результата самостоятельной работы;
—обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание [алексашкина, с.7].
Таким образом, самостоятельная работа учащихся является одним из основных компонентов обучения в современной школе. Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.
Самостоятельная работа является высшей работой учебной деятельности школьника и компонентом целостного педагогического процесса
1.2. Функции, задачи самостоятельной работы в изучении истории
Вопрос о назначении самостоятельной работы требует осмысления как исследователем, так и учителем-практиком. Общий ответ, по мнению Л.Н. Алексашкиной, на него очевиден: самостоятельная работа призвана способствовать наиболее полной реализации образовательно-воспитательных задач урока, темы, курса, предмета, школьного обучения в целом. Вместе с тем необходимо выяснить какие конкретно задачи обучения она помогает решать наиболее эффективно, каким должен быть ее результат, в чем специфика ее применения в том или ином курсе.
В дидактических и методических исследованиях отмечается, что самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию.
Самостоятельная работа школьников по истории связывается с осуществлением таких целей, как:
—формирование у учащихся способности разбираться в явлениях общественной жизни, объяснять их сущность;
—обучение некоторым методам исторической науки;
—развитие познавательных способностей учащихся, их преобразующей деятельности;
—обучение оценивающей деятельности;
—формирование умения правильно организовать учебный труд;
—формирование умения самостоятельно изучать первоисточники, государственные документы;
—обучение использованию знаний и умений на практике.
В
приведенном перечне
Сопоставляя позиции дидактов и методистов со школьной практикой, приходится признать, что у некоторых учителей еще бытует представление о самостоятельной работе школьников как о чем-то необязательном, вспомогательном, а иногда и просто хлопотном, требующем дополнительного учебного времени и усилий. Бывают случаи, когда эта форма работы применяется лишь как средство «занять класс». Вместе с тем опытные учителя неизменно используют возможности самостоятельной работы для формирования у учащихся осознанных и прочных знаний и умений, выработки необходимых для выпускника школы личностных качеств.
Важную роль в осуществлении функций и задач самостоятельной работы играет систематический подход. В организационном плане он предполагает:
Особое место занимает самостоятельная работа при изучении новейшей истории. Одна из отличительных черт данной части курса всеобщей истории - значительное увеличение числа рассматриваемых стран и регионов мира (их свыше 40). Оно в 2-3 раза больше, чем, например, в разделах средневековой или новой истории. И это количество неизменно возрастает - по мере того как все новые страны активно вступают на историческую арену. Другая особенность новейшей истории - непосредственное обращение к современности, где многие события и процессы еще не завершены, не имеют сложившейся научной оценки. Существенно расширяется круг источников знаний, используемых в курсе истории новейшего времени, - в него в большем объеме включаются публикации из периодической печати, статистические данные, общественно-политическая литература. При этом материал, привлекаемый на уроке, является лишь частью потока информации о современных событиях, которую получают старшеклассники.
На уроках новейшей истории решаются задачи:
—вооружения учащихся знаниями об основных процессах и явлениях новейшей эпохи;
Информация о работе Художественная литература на уроках истории