Художественная литература на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73

Работа содержит 1 файл

художественная литература на урках истории.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие  самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная  работа с художественной литературой  по истории…. 14
1.4 Методические  рекомендации использования художественной  литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ  – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО  И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение  и анализ читательских интересов  школьников……………….. 45
3.2 Отбор  произведений детской художественно-исторической  литературы для детей младшего  школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73

 

       ВВЕДЕНИЕ 

      1 Актуальность темы

      Художественная  литература служит для учащихся одним  из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания.

      Произведения  художественной литературы рекомендуются  во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого.

      Привлекаемые  на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.

      Увлеченность  чтением художественной литературы побуждает интерес к самостоятельному изучению истории.

      2 Историография проблемы

      В отечественной литературе вопросы  самостоятельной деятельности изучались разными авторами. Пидкасистый П.И. в монографии Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240с. Исследуются основные вопросы теории самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

      На  основе анализа самостоятельной деятельности автор намечает перспективы ее совершенствования как условия формирования личности школьников.

      В монографии «Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества)» (1972) Пидкасистый рассматривается характер самостоятельной познавательной деятельности учащихся, выделяются и подробно анализируются принципы классификации и виды самостоятельной работы, с дидактической точки зрения раскрывается механизм воспроизведения и творчества в учебном процессе.

      В книге Жаровой Л.В. «Учить самостоятельности» (1993) обосновывается организация учебной деятельности учащихся, при которой главным для педагога становится умение стимулировать и направлять индивидуальный и коллективный поиск учащихся, их самостоятельную работу. Рассматриваются такие вопросы, как прогнозирование и планирование в обучении, целесообразность тех или иных средств обучения, связь учебных заданий с самообразованием и т.д.

      Проблемы  самостоятельной работы школьников рассмотрены в книге Алексашкиной Л.Н. «Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории» (1988).

      Автор справедливо считает, что одним  из условий эффективности самостоятельной работы является проверка результатов ее на уроке в процессе коллективного обсуждения. Такой путь представляется более целесообразным, чем письменное реферирование и рецензирование.

      Приведенные в книге задания расположены  по принципу нарастающей трудности. От составления планов, тезисов, конспектов, характеристик исторических деятелей школьники постепенно переходят к решению творческих познавательных задач. В книге формулируются конкретные требования ко всем этим видам заданий.

      Вопросы использования художественной литературы в обучении истории рассматривали А.А. Вагин, М.В. Ергашкина, М.В. Короткова, К.С. Миронов, И.З. Озерский, Л.М. Предтеченская и др.

      В монографии Вагина А.А. «Методика преподавания истории в средней школе» (1968) освещены основные вопросы методики преподавания истории в рамках школьного курса. Автор анализирует содержание и задачи курса истории в школе, дает научное обоснование методам обучения, рассматривает вопрос об исторических представлениях учащихся и формировании важнейших понятий. Автор раскрывает вопрос использования художественной литературы в преподавании истории.

      Сенявская Е. в статье «Художественная литература как исторический источник» (2001) рассматривает различные аспекты значения художественных произведений как исторических источников, раскрывает специфику историко-источниковедческой точки зрения на произведение художественной литературы.

      Миронов К.С. в статье «Литература и преподавание истории» (2008) раскрывает роль историко-художественной литературы в преподавании истории.

      3 Цель и задачи исследования

      Цель  работы - изучение художественной литературы как средства формирования устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний учащихся.

      Задачи  работы:

      1. Раскрыть понятие самостоятельной работы школьников при изучении истории;

  1. Изучить роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории
  2. Определить использование художественной литературы на уроке истории

      4 Объект и предмет  исследования

      Объектом  исследования дипломной работы является самостоятельная работа школьников при изучении истории, предметом художественная литература, как средство формирования и развития у школьников устойчивого интереса к самостоятельному усвоению исторических знаний.

      5 Характеристика источников

      В качестве источников в работе использовались программы для общеобразовательных школ в 5-9 классах.

      В работе изучены программа по истории  Древнего мира под редакцией В.И. Уколова для 5 кл.; программа по истории России под редакцией А.Н. Сахарова для 6-7 кл., программа по истории средних веков под редакцией В.А. Ведюшкина для 6 класса; программа по истории России под редакцией А.А. Левандовского, для 8 кл.; программа по Всеобщей истории, истории Нового времени» (8-9 кл.), под ред. А.В. Ревякина программа по истории России для 9 кл. под редакцией Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой.

      В указанных программах изучался вопрос использования авторами художественной литературы.

      В программе под редакцией А.А. Левандовского, для 8 кл. в разделе межредметных связей рекомендовано:

      По  теме «Россия в первой половине XIX в. (1801-1855) изучение творчества А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, Н.А. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева и др.

      По  теме «Россия во второй половине XIX в. (1855-1894)» изучение романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», лирики Н.А. Некрасова, творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.П. Чехова.

      В программе для 9 кл. под редакцией  Е.Е. Вяземского, О.Ю. Стреловой в  разделе межпредметных связей рекомендовано:

      По  теме «От самодержавного правления  к думской монархии: 1904-1907 гг.» рекомендовано изучение гражданских мотивов в творчестве Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.Горького и других российских писателей и поэтов конца XIX-начала XX в.

      По  теме «Думская монархия: 1906-1917 гг.» рекомендовано изучение творчества литераторов Серебряного века, темы Первой мировой войны в произведениях русских и зарубежных писателей, творчество писателей «потерянного поколения».

      В программах «история Древнего мира (5 кл.) под ред В.И. Уколова, «истории Средних веков» (6 кл.) под ред. В.А. Ведюшкина, «Всеобщая история. История Нового времени» (8 кл.), под ред. А.В. Ревякина рекомендации по чтению художественной литературы отсутствуют.

 

      6 Методологическая основа исследования

      В качестве теоретических и методологических оснований дипломной работы были использованы работы отечественных педагогов, изучающих вопросы самостоятельной работы школьников при изучении истории.

      7 Новизна и практическая значимость

      В работе использованы компоненты методологических знаний, необходимых и достаточных для полноценного усвоения школьниками предметных знаний дисциплин исторического цикла.

      8 Апробация работы

      Результаты  работы могут быть внедрены в практику работы образовательных учреждений Амурской области.

      9 Структура работы

      Работа  состоит из введения, основной части  состоящих из трех разделов. В первом разделе рассматривает такие  вопросы как что такое самостоятельная  работа школьников при изучении истории, во второй части изучается роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории, в третьей части – поэтические викторины, сценарии, праздники художественной литературы на уроках истории

      10 Положения, выносимые на защиту

      1. В преподавании истории в качестве одного из важнейших компонентов должны выступать такие методы как самостоятельная работа. В дидактических и методических исследованиях нет единого, общепринятого определения самостоятельной работы. Некоторое время она характеризовалась в специальной литературе по отдельным (внешним или внутренним) признакам.

      2. В отношении литературных произведений существует негласное и почти общепринятое в мире науки мнение: художественная литература является не просто субъективной, но находится в области авторской фантазии и не может адекватно отображать исторические факты. На этом основании традиционное источниковедение, особенно новой и новейшей истории, долгое время не рассматривало художественную литературу как исторический источник

      3. Художественная литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества является одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А. Полякова, «каналов проникновения исторических знаний в широкие массы». 

Информация о работе Художественная литература на уроках истории