Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
—выработки умений анализировать, обобщать и оценивать факты, встречающиеся как в учебной литературе, так и во внеучебных источниках информации, применяя теоретические и методологические знания [алексашкина, с.9].
Этим определяются и задачи самостоятельной работы учащихся.
Изучение новейшей истории предполагает систематизацию, обобщение данных из нескольких источников; сопоставление фактов истории разных стран; выявление общего и особенного; оценку происходящих в настоящий момент событий. Нередки случаи, когда учитель пытается делать все это сам, а то и просто «проговаривает» многочисленные факты без особой системы. Под предлогом значительной информационной нагрузки, нехватки времени самостоятельной работе учащихся в старших классах отводится порой гораздо меньше времени, чем в среднем звене. Вряд ли можно согласиться с подобной «экономией». Полноценное осмысление, освоение учащимися сложного и многопланового материала новейшей истории достижимо лишь в процессе активной, самостоятельной познавательной деятельности.
Самостоятельная
работа над поставленным учителем вопросом,
заданием побуждает учащихся систематизировать
факты, выделять главное, оценивать события.
Именно на все пополняющемся материале
новейшей истории старшеклассники учатся
применять полученные ранее теоретические
и методологические знания на практике,
в новых ситуациях. Таким образом, самостоятельная
работа как фор-ма организации учебной
деятельности школьников является не
самоцелью, а действительно необходимым,
одним из ведущих компонентов изучения
данного раздела курса истории [Алексашкина,
с. 10].
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории
Художественная
литература как один из приемов в
преподавании истории широко используется
на уроках. Художественная литература
привлекаемая на урок помогает конкретизации
исторического материала и
Художественный
образ увеличивает
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории
Включение органических образов художественной литературы в изложении учителя - один из важных методов её использования в преподавании истории. Учитель использует художественную литературу как источник, от куда он заимствует красочные образы сравнения и меткие слова для своего изложения. В этих случаях материал художественного произведения органически включает учителя в рассказ, описания, характеристику и воспринимается учащимся не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения преподавателя. Например, описывая в VIII классе хозяйства крестьянина - бедняка после 1861 года он использует ряд образов из произведений Некрасова и Глеба Успенского.
Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные, небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из произведения писателя. В практики преподавания как один из приемов использования художественной литературы и фольклора имеет место краткий пересказ.
Летом, при составлении тематического планирования учитель на основе фонда детских библиотек составляет списки книг для внеклассного чтения и подбирает по курсам художественные произведения для углубленной работы в классе и дома. Критериями отбора литературы служат: научная историческая ценность; художественные достоинства; доступность; соответствие возрастным особенностям; воспитательное значение книги. Учитель знакомить учеников с рекомендательным списком художественной литературы, показывает некоторые книги из списка и дает краткие аннотации. После этого список желательно вывесить в кабинете история. В отборе художественной литературе для использования на уроках истории учитель руководствуется двумя основными моментами. Прежде всего, познавательно-воспитательной ценности материала, состоящем в проводимом изложении и освещении исторических явлений в соответствии с исторической действительностью и законами её развития. Вторым определяющим моментом в отборе материала является его высокая художественная ценность. Учитель отбирает для использования на уроках отрывки содержащие:
1.
живое изображения
2. образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;
3.
картинное описание той
Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссоздания особенностей психологического склада людей определенной эпохи, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решение этой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественных произведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичные стремление, идеи своего класса и своего времени. Их высказывания могут быть включены в изложение учителя. Введение примой речи помогает конкретнее обозначить позиции противоборствующих классов. Разностороннее значение художественной литературы в решении познавательных задач обучения привело методистов начало XX века к попыткам построить все преподавания истории на материале исторических романов и литературных памятников эпохи. Такую мысль высказывал немецкий методист Зигфрид Коверау. Он утверждал, что школьный курс истории в Германии не отражал подлинной жизни, «забытой истории повседневности». Коверау предлагал преподавать историю на основе серии романов, отражающих для данной эпохи картину повседневной жизни и дающих таким образом возможность наглядного анализа общественных отношений своего времени, но эта методика частична не верна, она сведет курс конкретной гражданской истории к культурно-бытовым и батальным картинам, не обеспечивая систематические знания о прошлом. Но не исключается целесообразность построение отдельных уроках истории целиком или почти целиком на материале художественной литературе. Прежде всего, таким способом необходимо проводить уроки, основным содержанием которых является изучение произведений художественной литературы или устного народного творчества как памятников эпохи и источников наших знаний о ней. Сюда относится часть урока о культуре древних индейцев, уроки «Мифы Древней Греции», «Поэмы Гомера», «Илиада» и «Одиссея» и.т.д. В ряде случаев целесообразно применить произведение художественной литературы как источник для изучения и характеристики общественных отношений и быта. Во всех остальных случаев при изучении разнообразной исторической тематики в проведении урока на материале художественной литературы следует рассматривать как один из возможных вариантов, который оправдан лишь при условии, если:
а) основной целью урока является рассмотрение литературно-художественных произведений.
При подготовке таких уроков учитель должен тщательно отбирать из большого произведение материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроки. Скомпоновать отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время. В распоряжении учителя имеются другие разнообразные приемы и методы её использование на уроки. Обращение в художественную литературу полезно в первую очередь своему учителю. Обогащенный её образом, он сможет ярче и конкретнее изложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого, помочь созданию у учащихся полных исторических представлений. Речь учителя приобретает большую убедительность и становится более эмоциональной. Так могут быть использованы высказывания литературных персонажей. Особенно хороши краткие стихотворные цитаты, две три строчки. Они сжаты, выразительны, производят сильные впечатления, легко запоминаются.
Пример: говоря о вооружении Красной армии в боях против Врангеля учитель использует энергичные строки Н. Титова (24)
«винтовка, подсумок, противогаз
и хлеба фунт на троих».
Краткая цитата помогает выразить и закрепить идейное содержание урока, она не только помогает непосредственно решению образовательных задач данного урока, но является одним из приемов пропаганды книги, доступной для самостоятельного внеклассного чтения, и служит, таким образом, ознакомлению учащихся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширению общего кругозора и обогащению представлений о прошлом. При этом учитель должен дать учащимся образец безукоризненного чтения литературного произведения. Полезно при этом заранее прорепетировать чтения намеченного отрывка.
Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому в старших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинству учащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительно редко на уроки истории. Чаще учитель ограничивается «напоминанием» литературного образа ссылаемый на знакомое учащимся литературное произведение. Краткая ссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературный источник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничивается напоминанием о соответствующем литературном произведении, но точно должен указать конкретный образ, эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель мобилизует сознание слушателей представления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятия исторического материала и облегчает его осмысливание учащимися. Отрывки из литературных памятников, привлекаемые в качестве источников знаний об изучаемой эпохе, подвергается «разбору». Разбор литературных памятников проводится либо методом комментированного чтения, когда разбор ведет сам учитель, изредка привлекая класс путем постановки вопроса, либо методом развернутой беседы. Работа такая напоминает разбор исторического документа. Учитель прочитывает вслух источник, а затем ведет его анализ по частям, еще раз читает небольшие абзацы (или даже отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении и анализе, ставит вопросы. В трудах классика марксизма-ленинизма учитель может найти не только образцы применение художественной литературы, но прямые указания по методике использования литературных образов в освещении общественно политических вопросах. Так в письме в редакцию «Правды» от 18 сентября 1912 года В.И. Ленин рекомендует от времени до времени вспоминать, цитировать и растолковывать в «Правде» Щедрина и других писателей «старой» народнической демократией».
Информация о работе Художественная литература на уроках истории