Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
Безусловно, не все жанры литературы равноценны как исторические источники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь то же самое можно сказать о любом источнике, в том числе и вполне традиционном. Он (закон, решение суда, официальный документ и т.д.) может быть адекватен или неадекватен конкретным исследовательским задачам [Сенявская, с.7].
Из этого следует, считает Е. Сенявская, что историкам не стоит идти по пути отрицания художественной литературы как категории исторических источников «с порога». Потенциально она весьма богата. Целесообразнее классифицировать ее произведения с точки зрения возможного использования в конкретных типах исторических исследований, определяя преследуемые цели и средства их достижения.
Во-первых, важно, что именно мы собираемся изучать.
Во-вторых, надо понять, заложена ли в источнике информация, которая для этого (изучения) необходима.
В-третьих, насколько эта информация пригодна (по целому ряду параметров) для данного исследования.
Главное для историков в художественной литературе - «дух времени», психологическая достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет «живым» и полным. Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований [Сенявская, с.7].
Основополагающим принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы «Анналов», является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Этот принцип близок одному из положений ранней философской герменевтики, в частности «психологической герменевтики» В.Дильтея, - идее непосредственного проникновения в историческое прошлое, «вживания» исследователя в изучаемую эпоху, во внутренний мир создателя источника. Такой метод познания духовных явлений получил название психологической реконструкции, то есть восстановления определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия.
Во многом этот научный метод близок методу художественному, характерному для хороших писателей, пишущих на исторические темы. В основе его лежит убеждение в том, что для понимания истории главное - проникнуть в субъективный мир исторических персонажей. В значительной степени это определяется творческой интуицией: художественное освоение области исторической психологии вообще началось гораздо раньше, чем научное.
Так, норвежская писательница Вера Хенриксен говорит о своем творчестве следующее:
«Что такое исторический роман? Это попытка вжиться в определенный период, понять людей, живших в то время, и таким образом совершить психологическое путешествие в прошлое. Однако это не будет абсолютной правдой о том времени и тех людях. Это, скорее, то, что исследователи называют "моделью" - картина общества и человека, какими они, по-видимому, были. Порой с помощью этой модели можно намеренно пробить брешь в общепринятых понятиях и помочь людям поставить определенные вопросы...».
И всё же ни один писатель (как, впрочем, и историк) не способен полностью «воссоздать все грани прошлого», даже следуя герменевтическому принципу вживания в него, хотя бы потому, что на любого человека неизбежно давит груз знаний и представлений того времени, в котором он сам живет и действует. Несмотря на это, «психологическая реконструкция» может оказаться довольно близкой к реальности, если речь идет о собственном опыте автора, о событиях, пережитых им самим и описываемых какое-то время спустя. В этом случае художественная литература вплотную смыкается с мемуаристикой, которая, с одной стороны, является историческим источником личного происхождения, а с другой - самостоятельным литературным жанром. Именно такого рода произведения являются, пожалуй, наиболее ценным для историка источником из всего разнообразия жанров художественной литературы. При этом наиболее чуткие к исторической правде писатели, чье творчество отражает их непосредственный жизненный опыт, исповедуют принцип «взгляда на прошлое из прошлого».
«Я
стараюсь писать "из того времени",
- признавался писатель-
Такого же понимания историзма придерживался и Константин Симонов, -и когда литературно обрабатывал собственные военные дневники, и когда работал над собиранием и записью «солдатских мемуаров» [Сенявская, с.8].
Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической беллетристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого периода времени способствует развитию их познавательных способностей.
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе
Художественная литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества является одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А. Полякова, «каналов проникновения исторических знаний в широкие массы».
К сожалению, большинство современных школьников имеет довольно слабое представление о таком важном средстве познания минувшего. Выступая носительницей эстетических свойств, художественная литература дает представление о политической, экономической и культурной жизни страны, образно раскрывает этапы формирования государственности, роль народа и отдельной личности в историческом процессе. Отличаясь жанровым и тематическим многообразием, порой явной тенденциозностью, эта литература отражает жизнь народов как в переломные, так и в относительно стабильные исторические периоды.
Благодаря историко-художественной литературе люди всех возрастов получают представление о конкретной эпохе, о различных классах и сословиях, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях. Нередко это относится к тем явлениям и личностям, о которых по идеологическим мотивам долгое время не принято было что-либо писать, а если и давали сведения в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне [Миронов К.С, с.42].
Читая художественные произведения, мы имеем уникальную возможность (учитывая проведенную литераторами значительную научно-исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.
Историческая беллетристика возвращает из забвения портреты и судьбы лиц бывших некогда знаменитыми. Одновременно она предлагает читателю яркие примеры успешной деятельности в конкретных областях: военном деле, меценатстве, предпринимательстве, искусстве, науке, политике и т.д.
Знакомство с подобными произведениями помогает читателю, особенно юному, формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.
Об огромном значении и больших просветительских возможностях ис-торико-художественной литературы неоднократно говорили известные писатели, историки и литературоведы. Так, академик РАО СО. Шмидт отмечал, чтс «представления о конкретных исторических событиях и лицах у большинстве людей, даже в годы обязательного школьного обучения, зарождаются от знакомства не с учебниками... а опять-таки с художественной литературой. Н< учитывая этих обстоятельств - иногда облегчающих, а подчас и затрудняющю закрепление объективных исторических знаний, - немыслимо подходить к про блеме «история и общество» [Миронов К.С, с.42].
Произведения художественной литературы на общественно исторические темы по материалу отечественной истории, как правило, рекомендованы в школьных учебниках по каждой теме курса отечественной истории 5-11 классов и пропагандируются учителем для самостоятельного чтении учащимися дома, привлекаются в качестве выразительного материала во внеклассной работе, используются на уроках, включаясь в ярких отрывках в рассказ учителя, служат предметом короткого обсуждения. Во всех случаях художественная литература является для учащихся одним из важных источников ознакомления с историческим прошлым народов России, начиная с древности и до конца XX в., а также одним из эффективных средств обогащения их представлений, их нравственного и эстетического воспитания.
Конкретность
и живость художественного
Правдивый художественный образ, отличаясь меткостью и убедительностью, облегчает восприятие исторического прошлого. Этой меткостью и убедительностью художественного образа определяется его доказательная сила, воспитывающая у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывая у них сочувствие, восхищение, негодование, возмущение, ненависть. Яркий и выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, ибо этические нормы и общественные идеи выражены в художественных произведениях не в отвлеченных формулировках, а в конкретных ситуациях, раскрыты на живых примерах [Вагин, 1968, с.287].
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.
Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства. В произведениях художественной литературы учитель находит неисчерпаемый конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - яркие факты, раскрывающие внутреннюю сторону событий, внутреннюю жизнь и облик людей прошлого, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта.
Художественная литература, привлекаемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. К литературным памятникам относят произведения, созданные в изучаемую эпоху, написанные современниками событий, изучаемых в курсе истории.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи, нередко служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
Конечно, в литературных памятниках эпохи содержится ее изображение сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных, социальных позиций. Поэтому необходим в ряде случаев критический подход учащихся к этим литературным произведениям, некоторые указания и оговорки учителя. Таким образом, литературные памятники эпохи могут быть в ряде случаев использованы для ознакомления не только с историческими событиями, но и для изучения идеологии, взглядов людей своего времени [Вагин, 1978, с.4].
Учитель
истории может активно
Они не могут служить документальными источниками для исторической науки, но служат популярным, доступным и увлекательным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого в конкретных образах, выразительных характерах, в драме, развернутой в динамическом действии. Недаром увлечение историей и серьезной работой над научными исследованиями о прошлом пробуждается у многих школьников в результате чтения исторических романов.
Указанные здесь различия художественно-литературных памятников эпохи и исторической беллетристики в ряде случаев условны и относительны [Вагин, 1978, с.5].
Подразделение художественной литературы о прошлом на два вида имеет значение не только для исторической науки, но и для практики преподавания истории в школе. Различны цели, которые преследует учитель истории, вводя в урок отрывок из произведения того или иного вида художественной литературы, различны и принципы отбора, применяемого в отношении художественных произведений этих двух категорий, задачи, которые мы ставим перед учащимися при разборе этих отрывков, и методические приемы их использования.
Информация о работе Художественная литература на уроках истории