Художественная литература на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73

Работа содержит 1 файл

художественная литература на урках истории.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

      Безусловно, не все жанры литературы равноценны как исторические источники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь то же самое можно сказать о любом источнике, в том числе и вполне традиционном. Он (закон, решение суда, официальный документ и т.д.) может быть адекватен или неадекватен конкретным исследовательским задачам [Сенявская, с.7].

      Из  этого следует, считает Е. Сенявская, что историкам не стоит идти по пути отрицания художественной литературы как категории исторических источников «с порога». Потенциально она весьма богата. Целесообразнее классифицировать ее произведения с точки зрения возможного использования в конкретных типах исторических исследований, определяя преследуемые цели и средства их достижения.

      Во-первых, важно, что именно мы собираемся изучать.

      Во-вторых, надо понять, заложена ли в источнике  информация, которая для этого (изучения) необходима.

      В-третьих, насколько эта информация пригодна (по целому ряду параметров) для данного исследования.

      Главное для историков в художественной литературе - «дух времени», психологическая достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет «живым» и полным. Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований [Сенявская, с.7].

      Основополагающим  принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы «Анналов», является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Этот принцип близок одному из положений ранней философской герменевтики, в частности «психологической герменевтики» В.Дильтея, - идее непосредственного проникновения в историческое прошлое, «вживания» исследователя в изучаемую эпоху, во внутренний мир создателя источника. Такой метод познания духовных явлений получил название психологической реконструкции, то есть восстановления определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия.

      Во  многом этот научный метод близок методу художественному, характерному для хороших писателей, пишущих на исторические темы. В основе его лежит убеждение в том, что для понимания истории главное - проникнуть в субъективный мир исторических персонажей. В значительной степени это определяется творческой интуицией: художественное освоение области исторической психологии вообще началось гораздо раньше, чем научное.

      Так, норвежская писательница Вера Хенриксен  говорит о своем творчестве следующее:

      «Что  такое исторический роман? Это попытка  вжиться в определенный период, понять людей, живших в то время, и таким образом совершить психологическое путешествие в прошлое. Однако это не будет абсолютной правдой о том времени и тех людях. Это, скорее, то, что исследователи называют "моделью" - картина общества и человека, какими они, по-видимому, были. Порой с помощью этой модели можно намеренно пробить брешь в общепринятых понятиях и помочь людям поставить определенные вопросы...».

      И всё же ни один писатель (как, впрочем, и историк) не способен полностью «воссоздать все грани прошлого», даже следуя герменевтическому принципу вживания в него, хотя бы потому, что на любого человека неизбежно давит груз знаний и представлений того времени, в котором он сам живет и действует. Несмотря на это, «психологическая реконструкция» может оказаться довольно близкой к реальности, если речь идет о собственном опыте автора, о событиях, пережитых им самим и описываемых какое-то время спустя. В этом случае художественная литература вплотную смыкается с мемуаристикой, которая, с одной стороны, является историческим источником личного происхождения, а с другой - самостоятельным литературным жанром. Именно такого рода произведения являются, пожалуй, наиболее ценным для историка источником из всего разнообразия жанров художественной литературы. При этом наиболее чуткие к исторической правде писатели, чье творчество отражает их непосредственный жизненный опыт, исповедуют принцип «взгляда на прошлое из прошлого».

      «Я  стараюсь писать "из того времени", - признавался писатель-фронтовик  Вячеслав Кондратьев, - и мой герой  не должен знать то, что знаю я  сегодня как автор. Иначе будет неправда».

      Такого же понимания историзма придерживался и Константин Симонов, -и когда литературно обрабатывал собственные военные дневники, и когда работал над собиранием и записью «солдатских мемуаров» [Сенявская, с.8].

      Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической беллетристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого периода времени способствует развитию их познавательных способностей.

      2.2. Художественная литература в обучении истории в школе

      Художественная  литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества является одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А. Полякова, «каналов проникновения исторических знаний в широкие массы».

      К сожалению, большинство современных школьников имеет довольно слабое представление о таком важном средстве познания минувшего. Выступая носительницей эстетических свойств, художественная литература дает представление о политической, экономической и культурной жизни страны, образно раскрывает этапы формирования государственности, роль народа и отдельной личности в историческом процессе. Отличаясь жанровым и тематическим многообразием, порой явной тенденциозностью, эта литература отражает жизнь народов как в переломные, так и в относительно стабильные исторические периоды.

      Благодаря историко-художественной литературе люди всех возрастов получают представление  о конкретной эпохе, о различных  классах и сословиях, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях. Нередко это относится к тем явлениям и личностям, о которых по идеологическим мотивам долгое время не принято было что-либо писать, а если и давали сведения в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне [Миронов К.С, с.42].

      Читая художественные произведения, мы имеем  уникальную возможность (учитывая проведенную литераторами значительную научно-исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.

      Историческая  беллетристика возвращает из забвения портреты и судьбы лиц бывших некогда знаменитыми. Одновременно она предлагает читателю яркие примеры успешной деятельности в конкретных областях: военном деле, меценатстве, предпринимательстве, искусстве, науке, политике и т.д.

      Знакомство  с подобными произведениями помогает читателю, особенно юному, формировать  в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.

      Об  огромном значении и больших просветительских возможностях ис-торико-художественной литературы неоднократно говорили известные  писатели, историки и литературоведы. Так, академик РАО СО. Шмидт отмечал, чтс «представления о конкретных исторических событиях и лицах у большинстве людей, даже в годы обязательного школьного обучения, зарождаются от знакомства не с учебниками... а опять-таки с художественной литературой. Н< учитывая этих обстоятельств - иногда облегчающих, а подчас и затрудняющю закрепление объективных исторических знаний, - немыслимо подходить к про блеме «история и общество» [Миронов К.С, с.42].

      Произведения  художественной литературы на общественно  исторические темы по материалу отечественной истории, как правило, рекомендованы в школьных учебниках по каждой теме курса отечественной истории 5-11 классов и пропагандируются учителем для самостоятельного чтении учащимися дома, привлекаются в качестве выразительного материала во внеклассной работе, используются на уроках, включаясь в ярких отрывках в рассказ учителя, служат предметом короткого обсуждения. Во всех случаях художественная литература является для учащихся одним из важных источников ознакомления с историческим прошлым народов России, начиная с древности и до конца XX в., а также одним из эффективных средств обогащения их представлений, их нравственного и эстетического воспитания.

      Конкретность  и живость художественного образа делают его прекрасным средством усиления картинности повествования учителя о событиях и деятелях нового времени, тем самым содействуя созданию у учащихся как можно более конкретных исторических представлений.

      Правдивый художественный образ, отличаясь меткостью  и убедительностью, облегчает восприятие исторического прошлого. Этой меткостью и убедительностью художественного образа определяется его доказательная сила, воспитывающая у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывая у них сочувствие, восхищение, негодование, возмущение, ненависть. Яркий и выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, ибо этические нормы и общественные идеи выражены в художественных произведениях не в отвлеченных формулировках, а в конкретных ситуациях, раскрыты на живых примерах [Вагин, 1968, с.287].

      Привлекаемые  на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.

      Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства. В произведениях художественной литературы учитель находит неисчерпаемый конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - яркие факты, раскрывающие внутреннюю сторону событий, внутреннюю жизнь и облик людей прошлого, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта.

      Художественная  литература, привлекаемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. К литературным памятникам относят произведения, созданные в изучаемую эпоху, написанные современниками событий, изучаемых в курсе истории.

      Произведения  этой группы являются своеобразными  документами эпохи, нередко служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.

      Конечно, в литературных памятниках эпохи  содержится ее изображение сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных, социальных позиций. Поэтому необходим в ряде случаев критический подход учащихся к этим литературным произведениям, некоторые указания и оговорки учителя. Таким образом, литературные памятники эпохи могут быть в ряде случаев использованы для ознакомления не только с историческими событиями, но и для изучения идеологии, взглядов людей своего времени [Вагин, 1978, с.4].

      Учитель истории может активно привлекать также художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени, историческую беллетристику, исторический роман, повесть или стихотворение на историческую тему. Они созданы на основе изучения мемуаров, документов и других исторических источников и научных исследований прошлого. Это более или менее удачные попытки реконструировать прошлое в виде литературного произведения исторического жанра.

      Они не могут служить документальными  источниками для исторической науки, но служат популярным, доступным и увлекательным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого в конкретных образах, выразительных характерах, в драме, развернутой в динамическом действии. Недаром увлечение историей и серьезной работой над научными исследованиями о прошлом пробуждается у многих школьников в результате чтения исторических романов.

      Указанные здесь различия художественно-литературных памятников эпохи и исторической беллетристики в ряде случаев условны и относительны [Вагин, 1978, с.5].

      Подразделение художественной литературы о прошлом  на два вида имеет значение не только для исторической науки, но и для практики преподавания истории в школе. Различны цели, которые преследует учитель истории, вводя в урок отрывок из произведения того или иного вида художественной литературы, различны и принципы отбора, применяемого в отношении художественных произведений этих двух категорий, задачи, которые мы ставим перед учащимися при разборе этих отрывков, и методические приемы их использования.

Информация о работе Художественная литература на уроках истории