Художественная литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:38, реферат

Описание работы

Проводя работу по реализации образовательной области « Чтении художественной литературы» , педагог сталкивается со сложными, многоплановыми задачами. Это связано с тем, что полноценная деятельность по данному направлению, с одной стороны, необходима в качестве важнейшего средства содействия развитию детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

Работа содержит 1 файл

художественная литература.doc

— 20.00 Кб (Скачать)
 

Проводя работу по реализации образовательной области  « Чтении художественной литературы» , педагог сталкивается со сложными, многоплановыми задачами. Это связано  с тем, что полноценная деятельность по данному направлению, с одной  стороны, необходима в качестве важнейшего средства содействия развитию детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.

Для реализации образовательной области « Чтение художественной литературы» одним из ключевых вопросов для педагога является формирование круга детского чтения. В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много продукции низкого качества, педагог  не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. Кратко охарактеризуем основные критерии отбора, которые предполагают учет:

  • возрастных особенностей и возможностей детей;
  • детских литературных и познавательных интересов, детской субкультуры; можно предположить, что каждый ребенок обладает индивидуальным опытом знакомства с художественной литературой и имеет определенное, избирательное отношение к ней;
  • деятельностной природы ребенка ( знакомство с произведениями художественной литературы должно найти отражение в других видах детской деятельности) ;
  • эмоционального и жизненного опыта детей;
  • индивидуальных особенностей восприятия детьми литературных произведений ( так, встречаются дети, для которых главное — зрительное восприятие литературного текста, их интересуют только иллюстрации в книгах; есть и те, кто воспринимает содержание литературного произведения только эмоционально);
  • художественной ценности произведений;
  • жанрово- тематического разнообразия художественной литературы;
  • комплексно- тематического принципа построения образовательного процесса;
  • принципа интеграции образовательных областей и т. п.

Особое внимание педагогам следует обращать на язык детской книги, его доступность, выразительность и конкретность, потому что и прозаические литературные произведения, услышанные малышом, становятся частью его речевого опыта.

Произведения  художественной литературы в образной форме раскрывают перед ребенком  идеалы справедливости, мужества, сострадания,учат различать добро и зло, правду и ложь. Высокохудожественные литературные произведения без назиданий и  дидактизма способствуют появлению и становлению у детей позитивных форм поведения, нравственного отношения к действительности: к природе, прежде всего живой, взрослым и детям, труду людей, к самому к себе и своим поступкам. Поэтому очень важно,чтобы такие книги вошли в круг детского чтения.

К характерным  признакам хорошей литературы для  малышей относятся динамичность и юмор. И, конечно же, интересный сюжет.

Отличительная особенность детей дошкольного  возраста состоит в том, что они  способны мысленно чувствовать в  том, о чем написано в художественном произведении, искренне сопереживать его героям.

Особое место  в подборе произведений для чтения детям должна занять поэзия. К.И. Чуковский, который как никто другой в  своем творчестве опирался на естественные вкусы и потребности детей разных возрастов, первым доказал, что все маленькие дети- неистовые любители поэзии.

Педагогам необходимо провести предварительную работу по формированию круга детского чтения, состоящую из трех этапов: подготовительного, основного, и заключительного.

На  подготовительном этапе  важно осуществить  следующее: Изучить отношение родителей и детей группы к чтению художественной литературы, определить их

вкусы на основе примерного круга художественных произведений, уже прочитанных детям.

Основной  этап предварительной работы педагога по формированию круга детского чтения включает: Знакомство с содержанием хрестоматий и отбор литературных произведении для чтения детям. Организацию группового и индивидуального взаимодействия с родителями.

Заключительный  этап: подготовку примерных годовых перечней художественных произведений для чтения детям в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Провидение комплектации библиотечки группы книгами и  аудио книгами.

Очевидно, что  содержание предварительной работы дано весьма условно, что позволяет педагогу видеть весь фронт работ, а затем при разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования включить его в содержание образовательной области « Чтение художественной литературы».

 

 

Информация о работе Художественная литература