Художественная литература на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73

Работа содержит 1 файл

художественная литература на урках истории.doc

— 342.50 Кб (Скачать)
 

      3.3 Поэтические викторины на уроках истории

      В соответствии с предложенным нами делением учебно-исторических игр на игры с правилами, сюжет-но-ролевые (ретроспективные и деловые) и рубежные игры (см.: Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4; Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. Астрахань, 1997; Кучерук И.В. Образные задания на уроках истории // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2001. №7) настоящая статья посвящена опыту применения такого специфического вида игр с правилами, как поэтические викторины.

      В отличие от викторин, основой которых являются крылатые выражения, исторические документы и прозаические жанры художественной литературы, поэтические викторины применяются педагогами значительно реже и, как правило, в комплексе с другими видами вопросов. Вместе с тем именно поэтические викторины содержат образные и ёмкие описания важнейших событий прошлого, произведений живописи и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствуют созданию у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого. Кроме того, психологами отмечается, что включение в процесс обучения стихотворных и ритмических компонентов, содержащих яркие образы, не только повышает эффективность запоминания, но и создаёт положительный эмоциональный настрой.

      Как правило, наиболее эффективно использование поэтических викторин на повторительно-обобщающих и контрольных уроках, т.е. в тех случаях, когда у учащихся сформированы исторические знания по теме, разделу или курсу, но их необходимо привести в систему, вычленить те или иные сюжетные линии в изученном историческом материале.

      При конструировании поэтических викторин учителю необходимо отбирать такие стихотворные фрагменты, которые бы в образной форме передавали сущность изучаемых событий прошлого, содержали яркие детали, способствующие распознаванию учениками данных событий. Кроме того, отбираемые отрывки должны быть краткими, легко восприниматься на слух, содержать образ, отличающийся исторической достоверностью, и иметь художественную ценность, т.е. отвечать всем требованиям, которые предъявляются к используемым на уроках истории произведениям художественной литературы.

      Следует помнить, что викторина - не серия разнохарактерных вопросов - одним из её признаков является объединённость вопросов общей темой: «О ком сказано?», «Кому из полководцев Древней Руси принадлежат эти слова?», «О каком произведении живописи эпохи Возрождения сказано?», т.е. в ней должно присутствовать тематическое и хронологическое единство предлагаемых заданий.  Учитель на этапе подготовки должен также продумать методику проведения игры: основные методические приёмы, средства обучения, систему баллов, приёмы, стимулирующие активную деятельность участников игры и пути определения победителей (победителя).

      На  собственно игровом этапе поэтическая викторина может быть предложена учащимся в различных режимах, которые будут описаны ниже, но, как правило, учителя предпочитают устное прочтение поэтических описаний и характеристик. Действительно, это помогает учащимся, помимо всего прочего, понять красоту художественного слова, ритмику стиха, расширить их представления о творчестве русских поэтов. Но практика показывает, что однократного прочтения учителем стихотворных отрывков недостаточно, так как учащиеся оказываются не в состоянии одновременно воспринимать ритмику стиха, его содержание, поэтический стиль автора и соотнести заложенную в отрывке информацию с уже имеющимися у них знаниями. В связи с этим рекомендуем учителю следующий порядок работы на этапе устного предъявления текста поэтической викторины: после вступительного слова, обеспечивающего «игровое состояние» (О. Газман) или «ввод в игру», постановки перед учащимися игровой задачи, учитель предупреждает, что будет зачитывать фрагменты поэтической викторины дважды. Далее учителю следует объяснить, что при первом прочтении ученики должны понять смысл, заложенный в содержании данного фрагмента, обратить внимание на интонационно выделенные учителем географические названия, имена, иные детали, которые могут помочь в определении события или узнавании личности. Интонационное выделение вышеназванных смысловых единиц мы называем «приёмом ключа». Затем при повторном прочтении ученикам рекомендуется определить заложенное в содержании поэтического фрагмента событие, определить, о какой личности идёт речь.

      Нельзя  забывать и о соревновательности учащихся в процессе их деятельности по разгадыванию вопросов викторины. Обеспечить состязательность можно несколькими способами. Так, например, из числа учеников, проявляющих особый интерес к истории, может быть сформировано жюри. Учитель объявляет, что каждый ученик письменно отвечает на вопросы викторины. Затем зачитываются вопросы, даётся одинаковое для всех учащихся время для ответов (от 2 до 4 мин.), объявляется максимальное количество баллов для каждого вопроса в зависимости от его сложности. После окончания викторины учащиеся сдают работы членам жюри, которые с помощью учителя подсчитывают и выставляют баллы, определяют победителей (победителя). К несомненным достоинствам данной модели организации относится вовлечённость максимального количества учащихся в процесс игры, отрицательным же является от-сроченность результатов и отсутствие для основной части класса «прозрачности» в определении победителей.

      Правильные  ответы на вопросы викторины могут быть своеобразным паролем, дающим допуск ко второму туру игры. В том случае, если учащиеся не смогут дать правильный ответ и получить соответствующий допуск, учитель может порекомендовать обратиться в «Бюро исторических справок», в котором уже прошедшие этот тур учащиеся могут предложить переформулированный вопрос с деталями, уточняющими место и время данного события. Если и в этом случае ученик затрудняется дать правильный ответ, «специалисты Бюро» разъясняют ответ сами, делая после этого специальную пометку в «допуске» ученика ко второму туру. Подобная модель оправдана при проведении «Недели истории», внеклассных мероприятий с исторической проблематикой. В ней сочетаются личностный подход и «мягкость» контроля исторических знаний. Однако в этом случае может использоваться не викторина в целом, а её отдельные фрагменты, кроме того, существенно сокращена коммуникативная составляющая игры.

      Вопросы викторины могут заранее вывешиваться в классе и впоследствии (непосредственно на уроке) разбиваться на варианты. Как правило, в этом случае ученики письменно отвечают на вопросы игры. После проверки учителем работ (на следующем уроке) объявляются и награждаются победители. Модификацией этой модели является подготовка карточек с содержанием викторины для каждого ученика. Ведущий (учитель) или контролёр (ученик) раздаёт карточки. Играющий, вызвавшийся первым ответить на вопрос викторины, называет номер вопроса и сообщает свою версию ответа. Если ответ правильный, он получает два балла и право ответить на любой следующий вопрос. Ученики, дополнявшие ответ, получают по 1 баллу. Затем по общему количеству баллов определяется личное первенство.

      Однако  чаще всего применяется состязание команд, соревнующихся в правильности и быстроте ответов на вопросы викторины. При избрании такой модели можно предложить в качестве опережающего задания составить каждой команде свои вопросы викторины, затем учителю следует провести инструктаж, в ходе которого рекомендуется назвать основные требования к составлению вопросов, познакомить с доступной литературой, привести образцы поэтических викторин. Далее в процессе самой игры капитан от имени своей команды задаёт вопрос членам команды-противника. Учителем регулируется время ответа и определяется степень его полноты и правильности, координируется очерёдность выступлений, при необходимости уточняются или корректируются ответы. Если возникает серьёзное затруднение в поиске правильного ответа, то учитель может применить вышеназванный «приём ключа» (интонационное выделение группы слов, географических названий, которые являются ключевыми к определению события или личности). В случае, если команда даёт правильный и полный ответ, она получает право задать встречный вопрос. Командное первенство, как обычно, определяется по совокупности баллов, полученных всеми членами команды.

      Приведём  примеры нескольких поэтических викторин, которые могут быть использованы в процессе изучения истории Отечества в VI классе как на повторитель-но-обобщающих уроках, так и на уроках итогового повторения.

      Викторина «О каком событии XIII в. сказано?»:

      1.... А наезжая сила незримая Бьёт и рубит и колет без устали,— Слышно только, что русские витязи, А нельзя полонить ни единого... Вопят батыры в страхе и ужасе: «Мертвецы, мертвецы встали русские, Встали с полярязанцы убитые!»

      В. Максимов

      2. Пленных князей повалили, 
Доски на них положили, 
Охнуло русское тело - 
Чудище сверху насело! 
Хрустнули русские кости... 
Долго, от кровушки пьяный, 
На том смертельном помосте 
Змей пировал окаянный...

      В. Максимов

      3. ...Победители долго искали 
Трёх князей своих средь убитыми. 
Не нашли и отправились дальше, 
В половецкие знойные степи. 
Вспоминали [его] и, не смея 
Говорить это страшное имя, 
Нарекли ему имя: «Злой город».

      В. Максимов

      4. А князь-то...о господи боже!

      Как наехал на Бюргера, их воеводу, любимым конём, Размахнулся сплеча и печать кровяную булатным копьём Положил меж бровей хвастуну окаянному - шведу! Л.Мей

      5. По льду летели с лязгом, с громом, 
К мохнатым гривам наклоняясь;

      И первым на коне огромном

      В немецкий строй врубился князь.

      К. Симонов

      Поэтическая викторина к разделу 3 «Русь Московская»

      «О  каких событиях периода образования единого государства говорится в отрывках?»:

      1. Чем угодно тебе, господин, поклянусь, 
Что отныне платить сам заставлю я Русь. 
Не в пески, не на ветер бросаю слова, - 
Дай указ, чтобы дань собирала Москва! 
А уж если начнут города бунтовать,

      Ты  пришлёшь мне на помощь татарскую

      рать! Н. Кончаловская

      2. И вот по русским городам и весям 
Прошла молва: Великий князь московский 
Теперь повсюду собирает войско -

      Он  хочет с басурманами сразиться  И Русь от ига тяжкого избавить!

      Д. Кедрин

      3. Как Орда Мамая качнётся, 
Как мы ляжем костьми на поле, 
Тут Россия с нас и начнётся

      И вовек не кончится боле!

      С. Орлов

      4. Встал на Угре-реке зимний лёд, прочный лёд, Холод с голодом верх забирают, На Москву через лёд хан Ахмат не идёт, Рог Орды отступленье играет.

      Н. Кончаловская

      5. Искрятся молнии с звонких щитов, 
С треском в куски разлетаются брони; 
Кровь потекла... Разъярённые кони 
Грудью сшибают и топчут врагов, 
Стелются трупы на берег Шелони.

      А. Одоевский

      6. И новгородцы, не переча, 
Глядели бледною толпой, 
Как медный колокол с их веча 
По воле царской снят долой!

      К. Случевский

      7. Нечасты в той дальней стране города, 
Но стылые недра богаты. 
Пластами в горах залегает руда,

      По  руслам рассыпано злато.

      Весь  край этот, взятый в жестокой борьбе,

      Мы  в кованом шлеме подносим тебе!

      Д. Кедрин

      Викторина «Кто в истории Древней Ру си носил эти прозвища?»:

      1. Весь Киев в пышном пированье 
Восторг свой изъявлял

      И князю «Вещего» прозванье Единогласно дал.

      К. РылееЕ

      2. От современников до нас 
Дошло ужасное преданье, 
И сочетал народа глас

      С ним «Окаянного» прозванье.

      К. Рылеев

      3. И шли года... Гулял в степях 
Лишь буйный ветер на просторе... 
Но вот...- скончался Мономах,

      И на Руси - туга и горе.

      А. Майков

      4. И успел по поднебесью ветер развеять

      победную  весть:

Информация о работе Художественная литература на уроках истории