Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 23:22, курсовая работа
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 7
1.1. Понятие самостоятельной работы учащихся……………………………….. 7
1.2. Задачи и функции самостоятельной работы в изучении истории……………………………………………………………………………. 10
1.3 Самостоятельная работа с художественной литературой по истории…. 14
1.4 Методические рекомендации использования художественной литературы на уроках истории………………………………………………… 15
2. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ…………………………………………………………. 23
2.1. Художественная литература как исторический источник……………… 23
2.2. Художественная литература в обучении истории в школе 30
2.3 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории……………………………………………………………………………. 28
2.4 Использования художественной литературы на уроке истории 40
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ НРАВСТВЕННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………… 45
3.1 Изучение и анализ читательских интересов школьников……………….. 45
3.2 Отбор произведений детской художественно-исторической литературы для детей младшего школьного возраста……………………………………… 45
3.3 Поэтические викторины на уроках истории……………………………….. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 73
3.3 Поэтические викторины на уроках истории
В соответствии с предложенным нами делением учебно-исторических игр на игры с правилами, сюжет-но-ролевые (ретроспективные и деловые) и рубежные игры (см.: Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1989. № 4; Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. Астрахань, 1997; Кучерук И.В. Образные задания на уроках истории // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2001. №7) настоящая статья посвящена опыту применения такого специфического вида игр с правилами, как поэтические викторины.
В отличие от викторин, основой которых являются крылатые выражения, исторические документы и прозаические жанры художественной литературы, поэтические викторины применяются педагогами значительно реже и, как правило, в комплексе с другими видами вопросов. Вместе с тем именно поэтические викторины содержат образные и ёмкие описания важнейших событий прошлого, произведений живописи и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствуют созданию у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого. Кроме того, психологами отмечается, что включение в процесс обучения стихотворных и ритмических компонентов, содержащих яркие образы, не только повышает эффективность запоминания, но и создаёт положительный эмоциональный настрой.
Как правило, наиболее эффективно использование поэтических викторин на повторительно-обобщающих и контрольных уроках, т.е. в тех случаях, когда у учащихся сформированы исторические знания по теме, разделу или курсу, но их необходимо привести в систему, вычленить те или иные сюжетные линии в изученном историческом материале.
При
конструировании поэтических
Следует помнить, что викторина - не серия разнохарактерных вопросов - одним из её признаков является объединённость вопросов общей темой: «О ком сказано?», «Кому из полководцев Древней Руси принадлежат эти слова?», «О каком произведении живописи эпохи Возрождения сказано?», т.е. в ней должно присутствовать тематическое и хронологическое единство предлагаемых заданий. Учитель на этапе подготовки должен также продумать методику проведения игры: основные методические приёмы, средства обучения, систему баллов, приёмы, стимулирующие активную деятельность участников игры и пути определения победителей (победителя).
На собственно игровом этапе поэтическая викторина может быть предложена учащимся в различных режимах, которые будут описаны ниже, но, как правило, учителя предпочитают устное прочтение поэтических описаний и характеристик. Действительно, это помогает учащимся, помимо всего прочего, понять красоту художественного слова, ритмику стиха, расширить их представления о творчестве русских поэтов. Но практика показывает, что однократного прочтения учителем стихотворных отрывков недостаточно, так как учащиеся оказываются не в состоянии одновременно воспринимать ритмику стиха, его содержание, поэтический стиль автора и соотнести заложенную в отрывке информацию с уже имеющимися у них знаниями. В связи с этим рекомендуем учителю следующий порядок работы на этапе устного предъявления текста поэтической викторины: после вступительного слова, обеспечивающего «игровое состояние» (О. Газман) или «ввод в игру», постановки перед учащимися игровой задачи, учитель предупреждает, что будет зачитывать фрагменты поэтической викторины дважды. Далее учителю следует объяснить, что при первом прочтении ученики должны понять смысл, заложенный в содержании данного фрагмента, обратить внимание на интонационно выделенные учителем географические названия, имена, иные детали, которые могут помочь в определении события или узнавании личности. Интонационное выделение вышеназванных смысловых единиц мы называем «приёмом ключа». Затем при повторном прочтении ученикам рекомендуется определить заложенное в содержании поэтического фрагмента событие, определить, о какой личности идёт речь.
Нельзя забывать и о соревновательности учащихся в процессе их деятельности по разгадыванию вопросов викторины. Обеспечить состязательность можно несколькими способами. Так, например, из числа учеников, проявляющих особый интерес к истории, может быть сформировано жюри. Учитель объявляет, что каждый ученик письменно отвечает на вопросы викторины. Затем зачитываются вопросы, даётся одинаковое для всех учащихся время для ответов (от 2 до 4 мин.), объявляется максимальное количество баллов для каждого вопроса в зависимости от его сложности. После окончания викторины учащиеся сдают работы членам жюри, которые с помощью учителя подсчитывают и выставляют баллы, определяют победителей (победителя). К несомненным достоинствам данной модели организации относится вовлечённость максимального количества учащихся в процесс игры, отрицательным же является от-сроченность результатов и отсутствие для основной части класса «прозрачности» в определении победителей.
Правильные ответы на вопросы викторины могут быть своеобразным паролем, дающим допуск ко второму туру игры. В том случае, если учащиеся не смогут дать правильный ответ и получить соответствующий допуск, учитель может порекомендовать обратиться в «Бюро исторических справок», в котором уже прошедшие этот тур учащиеся могут предложить переформулированный вопрос с деталями, уточняющими место и время данного события. Если и в этом случае ученик затрудняется дать правильный ответ, «специалисты Бюро» разъясняют ответ сами, делая после этого специальную пометку в «допуске» ученика ко второму туру. Подобная модель оправдана при проведении «Недели истории», внеклассных мероприятий с исторической проблематикой. В ней сочетаются личностный подход и «мягкость» контроля исторических знаний. Однако в этом случае может использоваться не викторина в целом, а её отдельные фрагменты, кроме того, существенно сокращена коммуникативная составляющая игры.
Вопросы
викторины могут заранее
Однако чаще всего применяется состязание команд, соревнующихся в правильности и быстроте ответов на вопросы викторины. При избрании такой модели можно предложить в качестве опережающего задания составить каждой команде свои вопросы викторины, затем учителю следует провести инструктаж, в ходе которого рекомендуется назвать основные требования к составлению вопросов, познакомить с доступной литературой, привести образцы поэтических викторин. Далее в процессе самой игры капитан от имени своей команды задаёт вопрос членам команды-противника. Учителем регулируется время ответа и определяется степень его полноты и правильности, координируется очерёдность выступлений, при необходимости уточняются или корректируются ответы. Если возникает серьёзное затруднение в поиске правильного ответа, то учитель может применить вышеназванный «приём ключа» (интонационное выделение группы слов, географических названий, которые являются ключевыми к определению события или личности). В случае, если команда даёт правильный и полный ответ, она получает право задать встречный вопрос. Командное первенство, как обычно, определяется по совокупности баллов, полученных всеми членами команды.
Приведём примеры нескольких поэтических викторин, которые могут быть использованы в процессе изучения истории Отечества в VI классе как на повторитель-но-обобщающих уроках, так и на уроках итогового повторения.
Викторина «О каком событии XIII в. сказано?»:
1.... А наезжая сила незримая Бьёт и рубит и колет без устали,— Слышно только, что русские витязи, А нельзя полонить ни единого... Вопят батыры в страхе и ужасе: «Мертвецы, мертвецы встали русские, Встали с полярязанцы убитые!»
В. Максимов
2. Пленных
князей повалили,
Доски на них положили,
Охнуло русское тело -
Чудище сверху насело!
Хрустнули русские кости...
Долго, от кровушки пьяный,
На том смертельном помосте
Змей пировал окаянный...
В. Максимов
3. ...Победители
долго искали
Трёх князей своих средь убитыми.
Не нашли и отправились дальше,
В половецкие знойные степи.
Вспоминали [его] и, не смея
Говорить это страшное имя,
Нарекли ему имя: «Злой город».
В. Максимов
4. А князь-то...о господи боже!
Как наехал на Бюргера, их воеводу, любимым конём, Размахнулся сплеча и печать кровяную булатным копьём Положил меж бровей хвастуну окаянному - шведу! Л.Мей
5. По
льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
К. Симонов
Поэтическая викторина к разделу 3 «Русь Московская»
«О каких событиях периода образования единого государства говорится в отрывках?»:
1. Чем
угодно тебе, господин, поклянусь,
Что отныне платить сам заставлю я Русь.
Не в пески, не на ветер бросаю слова, -
Дай указ, чтобы дань собирала Москва!
А уж если начнут города бунтовать,
Ты пришлёшь мне на помощь татарскую
рать! Н. Кончаловская
2. И
вот по русским городам и весям
Прошла молва: Великий князь московский
Теперь повсюду собирает войско -
Он хочет с басурманами сразиться И Русь от ига тяжкого избавить!
Д. Кедрин
3. Как
Орда Мамая качнётся,
Как мы ляжем костьми на поле,
Тут Россия с нас и начнётся
И вовек не кончится боле!
С. Орлов
4. Встал на Угре-реке зимний лёд, прочный лёд, Холод с голодом верх забирают, На Москву через лёд хан Ахмат не идёт, Рог Орды отступленье играет.
Н. Кончаловская
5. Искрятся
молнии с звонких щитов,
С треском в куски разлетаются брони;
Кровь потекла... Разъярённые кони
Грудью сшибают и топчут врагов,
Стелются трупы на берег Шелони.
А. Одоевский
6. И
новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
К. Случевский
7. Нечасты
в той дальней стране города,
Но стылые недра богаты.
Пластами в горах залегает руда,
По руслам рассыпано злато.
Весь край этот, взятый в жестокой борьбе,
Мы в кованом шлеме подносим тебе!
Д. Кедрин
Викторина «Кто в истории Древней Ру си носил эти прозвища?»:
1. Весь
Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю «Вещего» прозванье Единогласно дал.
К. РылееЕ
2. От
современников до нас
Дошло ужасное преданье,
И сочетал народа глас
С ним «Окаянного» прозванье.
К. Рылеев
3. И
шли года... Гулял в степях
Лишь буйный ветер на просторе...
Но вот...- скончался Мономах,
И на Руси - туга и горе.
А. Майков
4. И успел по поднебесью ветер развеять
победную весть:
Информация о работе Художественная литература на уроках истории