Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Введение.
Глава 1. Методы финансового контроля.
Глава 1.1 Элементы финансового контроля.
Глава 1.2 Принципы финансового контроля
Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ.
Глава 2.1 Финансовый контроль в Швеции.
Глава 2.2 Финансовый контроль в РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Принцип
целесообразности означает соответствие
определенным целям, разумность, рациональность,
практическую и теоретическую
Принцип
эффективности можно
1) оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом;
2) отсутствие ненужных затрат;
3)
достижение определенной цели
с минимальными затратами или
достижение наилучшего
Более конкретно целью финансового контроля является:
1)
выявление фактов нарушения
2)
выявление виновных и
3)
устранение нарушений
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
1)
обеспечение соблюдения
2)
содействие правильной
3)
обеспечение законного,
4)
содействие полному и
5)
устранение и предупреждение
нарушения финансовой
В
результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина,
выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина - это четкое
соблюдение установленных предписаний
и порядка формирования, распределения
и использования
Финансовые
санкции могут быть: а) установлены
государством в одностороннем порядке
и предусматриваться
Финансовые
санкции различаются в
Наиболее
типичными финансовыми
а) финансово-правовой штраф;
б) финансово-правовая пеня.
Теперь рассмотрим последний элемент финансового контроля - метод.
Под методом финансового контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.
Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление контроля состоит из трех стадий:
1)
сбор информации; 2) оценка информации;
3) реагирование на собранную
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.
Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля:
1) проверка расчетов финансовых планов;
2) проверка первичных денежных документов;
3)
инвентаризация денежных
4)
официальные запросы в
5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Одним
из основных и наиболее эффективных
методов финансового контроля является
ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие
органы, прежде всего финансовые, а
также органы государственного управления
в отношении подведомственных организаций.
Ревизии могут быть проведены
как по плану этих органов, так
и по указанию других компетентных
органов, в том числе
Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают:
а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;
б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.
По объекту проверки ревизии подразделяются на:
а) документальные, когда проверяется лишь документация;
б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.
По организационному признаку ревизии делятся на:
а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;
б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.
Результаты
ревизии оформляются актом
В
акте ревизии отражаются достоверные,
документально подтвержденные данные,
характеризующие финансово-
К акту ревизии также прилагаются все необходимые справки, сводные таблицы, подлинные документы или их копии и др.
Акт ревизии служит основанием для:
а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;
б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;
в)
возбуждение уголовного дела, если
ревизией выявлены факты злоупотреблений,
хищений и преступного
г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба.
Необходимо
отметить, что контроль является финансовым
только при наличии всех присущих
ему элементов. Например, если предметом
выступает исполнение финансового
обязательства перед
Следует отметить так же, что предметом государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная деятельность объектов контроля, а выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.
На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.
Итак, государственный финансовый контроль в широком смысле - это установленная законодательством деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению:
1)
ошибок и злоупотреблений в
управлении государственными
2)
несоблюдение финансового, в
3)
недостатков в организации
Сущность государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).
Следует
признать, что действенный
Значение наиболее полно раскрывается в функциях финансового контроля. К основным функциям государственного финансового контроля следует отнести информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.
Предварительный
контроль предупреждает нежелательные
отклонения, обеспечивает устранение
самой возможности появления
неблагоприятных явлений и
Ключевым
условием достижения целей и задач
государственного финансового контроля
является соблюдение принципов, которые
являются основными правилами, охватывающими
контрольную деятельность в целом.