Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

Содержание

Введение.


Глава 1. Методы финансового контроля.

Глава 1.1 Элементы финансового контроля.

Глава 1.2 Принципы финансового контроля


Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ.

Глава 2.1 Финансовый контроль в Швеции.

Глава 2.2 Финансовый контроль в РФ.


Заключение.


Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль В РФ, РК и Швеции..docx

— 70.56 Кб (Скачать)
justify">      Под принципом законности можно понимать совокупность взаимосвязанных социальных, политических и юридических требований и их реализацию в жизни общества, т.е. деятельность объектов контроля должна соответствовать нормативно-правовым катам.

      Принцип целесообразности означает соответствие определенным целям, разумность, рациональность, практическую и теоретическую обоснованность, необходимость чего-либо.

      Принцип эффективности можно рассматривать  с разных сторон. Так, эффективность  предусматривает:

      1) оптимальное соотношение между  затратами и полезным эффектом;

      2) отсутствие ненужных затрат;

      3) достижение определенной цели  с минимальными затратами или  достижение наилучшего результата  с помощью строго определенного  объема ресурсов. Принцип эффективности  предусматривает разработку альтернативных  вариантов решений и отбор  из них наиболее приемлемого.  Все принципы взаимосвязаны и границы между ними в практике контроля условны.

      Более конкретно целью финансового  контроля является:

      1) выявление фактов нарушения финансового  законодательства или некачественного  исполнения участником финансового  правоотношения своих обязанностей;

      2) выявление виновных и привлечение  их к установленной законодательством  ответственности;

      3) устранение нарушений финансовой  дисциплины и ликвидаций последствий  этих нарушений.

      Достижение  цели государственного финансового  контроля обеспечивается реализацией  следующих основных задач:

      1) обеспечение соблюдения финансового  законодательства;

      2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением  и организацией использования  государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального  функционирования денежной системы  государства;

      3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств,  а также их сохранности;

      4) содействие полному и своевременному  исполнению субъектами финансовых  отношений своих финансовых обязательств  перед государством;

      5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

      В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний  и порядка формирования, распределения  и использования государственных  денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

      Финансовые  санкции могут быть: а) установлены  государством в одностороннем порядке  и предусматриваться нормативно-правовыми  актами, регулирующих тот или иной вид финансовых правоотношений; б) основываться на финансово-правовом договоре.

      Финансовые  санкции различаются в зависимости  от сферы финансовой деятельности и  могут носить характер бюджетных (в  том числе налоговых), банковских санкций, санкций, вытекающих их страховых  отношений и т.д.

      Наиболее  типичными финансовыми санкциями  являются:

      а) финансово-правовой штраф;

      б) финансово-правовая пеня.

      Теперь  рассмотрим последний элемент финансового  контроля - метод.

      Под методом финансового контроля понимается конкретные приемы и способы его  осуществления.

      Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.

      Осуществление контроля состоит из трех стадий:

      1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реагирование на собранную информацию.

      В процессе сбора информации субъект  контроля должен получить сведения о  состоянии дел на проверяемом  объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать  вывод о характере поведения  объекта контроля - законно оно  или незаконно, правильно или  неправильно и т.п. Вывод о характере  поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать  иные меры.

      Применение  конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения  и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта  и цели контроля, оснований возникновения  контрольных правоотношений и др.

      Используются  следующие методы финансового контроля:

      1) проверка расчетов финансовых  планов;

      2) проверка первичных денежных  документов;

      3) инвентаризация денежных средств  и товарно-материальных ценностей;

      4) официальные запросы в банковские  и другие расчетные учреждения;

      5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

      Одним из основных и наиболее эффективных  методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а  также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены  как по плану этих органов, так  и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

      Обычно  в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового  контроля.

      По  полноте охвата ревизии бывают:

      а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера;

      б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.

      По  объекту проверки ревизии подразделяются на:

      а) документальные, когда проверяется лишь документация;

      б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.

      По  организационному признаку ревизии  делятся на:

      а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану;

      б) внеплановые. Как плановые, так и  неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.

      Результаты  ревизии оформляются актом ревизии.

      В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную  деятельность проверяемого объекта, фиксируются  случаи нарушения законодательства и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются  должностные лица, по вине которых  они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт  подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный  бухгалтер проверяемого объекта. Последние  подписывают его и в том  случае, когда имеют возражения и  замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед  своей подписью и представляют соответствующие  объяснения, которые прилагаются  к акту ревизии.

      К акту ревизии также прилагаются  все необходимые справки, сводные  таблицы, подлинные документы или  их копии и др.

      Акт ревизии служит основанием для:

      а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности  в соответствии с нормами трудового  законодательства;

      б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;

      в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;

      г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и  недостатки, на обеспечение законного  и эффективного использования государственных  денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба.

      Необходимо  отметить, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Например, если предметом  выступает исполнение финансового  обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным  финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует  субъект финансового контроля, а  именно орган государственного финансового  контроля.

      Следует отметить так же, что предметом  государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная  деятельность объектов контроля, а  выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.

      На  основании вышесказанного государственный  финансовый контроль можно определить как действие государственных органов  по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

      Итак, государственный финансовый контроль в широком смысле - это установленная  законодательством деятельность государственных  органов по выявлению, предупреждению и пресечению:

      1) ошибок и злоупотреблений в  управлении государственными денежными  и иными материальными ресурсами,  влекущих прямой или косвенный  материальный ущерб государству;

      2) несоблюдение финансового, в том  числе бюджетного законодательства;

      3) недостатков в организации систем  управления (в том числе внутреннего  контроля) финансовой деятельностью  государственных органов.

      Сущность  государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление  ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение  их устранения; 3) анализ факторов их возникновения  и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).

      Следует признать, что действенный государственный  финансовый контроль позволяет своевременно вскрывать, и не только обнаруживать, но и устранять различного рода негативные явления, объяснять причины, их порождающие, вырабатывать меры, их предотвращающие, что в конечном счете и определяет ход экономического и социального развития государства.

      Значение  наиболее полно раскрывается в функциях финансового контроля. К основным функциям государственного финансового  контроля следует отнести информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.

      Предварительный контроль предупреждает нежелательные  отклонения, обеспечивает устранение самой возможности появления  неблагоприятных явлений и тенденций  в будущем, предохраняет государство  от нежелательных последствий тех  или иных решений и действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии принятия решения позволяет  предотвратить действия, противоречащие требованиям нормативно-правовых актов  и целям государственной политики.

      Ключевым  условием достижения целей и задач  государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые  являются основными правилами, охватывающими  контрольную деятельность в целом. 

Информация о работе Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции